Чернова Валентина Алексеевна : другие произведения.

Бородачев Юрий Петрович. Вспоминая современника

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Валентина Чернова
  
  Юбилей художника. Вспоминая современника
  Юрий Петрович Бородачев (1945-2011)
  
  В этом году исполнилось бы семьдесят пять лет со дня рождения одного из ярчайших графиков Самары Юрия Петровича Бородачева (25.08. 1945 -20.02. 2011)
  Юрий Петрович родился в Самаре 1945 году, таких детей называют "дети победы". Его растила одна мать. Согласно воспоминаниям художника, отец сразу после войны был репрессирован. Без строгой отцовской руки мальчишка был обречен на вольницу и непослушание. С детства был одаренным и пытливым, готовым к приключениям и смене места.
  Как - то он вспоминал, что после года учебы в Пензенском художественном училище, набедокурил и был исключен, но не расстроился, отправился дальше учится в Саратовское художественное училище (1963-1965). Саратовская художественная школа всегда была верна традициям авангарда. Сам художник с удивлением и восторгом вспоминал, как преподаватель живописи тайком показывал авангардные произведения талантливого художника Валентина Михайловича Юстицкого, в 1918 году направленного из Москвы создавать "пролетарское искусство".
  В 1966 году Бородачев поступил в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. Веры Мухиной, где проучился до 1968 года. В то время он заболел воспалением легких, петербургский климат не ко всем благоволил. После выздоровления решено было учиться на юге, в теплом климате.
  Затем была учеба в Харьковском художественном институте (1969 -1974) на факультете декоративно - прикладного искусства. Есть несомненная польза от этого факультета. Это знакомство с различными видами искусства, с разными материалами и техниками. Вероятнее всего, такого рода знания дарили художникам бòльшею творческую свободу.
  С 1974 года живет в городе Куйбышеве. С 1968 года - участник областных выставок. Региональная выставка Большая Волга" (1979 г.), республиканские выставки: Москва (1975,1976, 1977), Тула (1977).. С 1975 года по 1984 год преподавал в Куйбышевском художественном училище.
  В памяти братьев по цеху, Юрий Бородачев остается прежде всего человеком интеллектуальным, любознательным, художником с широким кругозором. Николай Панфильцев вспоминает:
  Наши мастерские были рядом, я видел его каждый день и никогда не уставал удивляться его познаниям. В закрытом городе, в эпоху информационного дефицита, он как - то ухитрялся быть в курсе всего интересного, нового. А когда появлялись деньги, мы с ним ехали на площадь им. Куйбышева в книжные магазины "Искусство" и "Дружба" и накупали горы книг, и по искусству, и книги из социалистических республик.
  У него было какое-то чутье на интересных людей, благодаря дружбе с ними он обладал широким кругозором.
  Он постоянно читал интересные книги, если он гравировал заказной портрет ученого, изобретателя, физика для КГУ, то обязательно начинал цитировать этого физика, химика, историка. Он ходил в "Ракурс" смотреть парадоксальное кино. И конечно, на личность художника лег отпечаток того, что его окружало, того, что влияет на искусство".
  Работая в рамках реализма, Бородачев рисовал плакаты, делал интересную станковую графику, иллюстрации к детским книгам. Член Союза художников с 1978 года.
  1976 году он поехал на творческую базу "Челюскинская", (своего рода стажировка) куда стремились попасть все художники страны, сразу попал в группу, которую курировал Евгений Адольфович Кибрик (1906-1978) - советский график, иллюстратор и живописец, педагог, профессор. Мало кто знает, что с 1927 -1930 года был одним из самых активных членов объединения "Мастера аналитического искусства", созданного Павлом Филоновым.
  Евгений Кибрик прославился графическими циклами иллюстраций к "Кола Брюньону" Р.Роллана, "Легенды об Уленшпигеле" Ш.де Костера, "Тарасу Бульбе" Н.В.Гоголя, и русским героическим былинам.
  Мастерские на творческой базе Челюскинская были оснащены всеми необходимыми средствами, станками для освоения различных техник гравюры.
  Не случайно, после поездки в 1976 году Юрий Бородачев приступил к серии иллюстраций к "Легенде об Уленшпигеле" Ш. де Костера. Один из листов серии "Сказки Фландрии" наполнен тайной, чувством драматизма. Персонажи, словно призрачные тени завораживают темными силуэтами в узких лучах света. Лист запоминается прежде всего своей живописностью. И этому способствует сложнейшая техника офорта, с использованием акватинты , лависа.
  Спустя некоторое время, в 1978 году он приступил к созданию серии офортов к роману Алексея Толстого "Петр Первый" (1978). Всем листам свойственна подчеркнутая живописность. (Хранятся в Музее-усадьбе А. Н. Толстого и в собрании СОХМ).
  Для достижения особой выразительности применял смешанную технику изготовления офортов: повторное травление, иногда до шести травлений (так делал Рембрандт Харменс ван Рейн), использование "сухой иглы" или резца, "затяжка" - растирание краски на пластине, а иногда комбинировал в одном офорте несколько видов техник.
  Лист "Петр I" сделан с использованием техники лависа . Способом "лавис" можно выполнить гравюру, по своей манере напоминающую рисунок кистью. Листы "Петербург", "На лугу" сделаны с использованием повторного травления. Лист "Перед допросом" сделан с применением приема "сухой иглы" и "затяжки" - растиранием краски на пластине. Так получалось, что каждый лист при печати получался уникальным, единственным.
  Интересные иллюстрации, были сделаны Бородачевым в технике акварели к сказке Алексея Толстого, "Золото́й клю́чик, или Приключе́ния Бурати́но" для Куйбышевского книжного издательства. Приступая к работе, он верно решил, что сказка необычайно веселая и самый большой весельчак Буратино - хулиган и непоседа. Он оказался ему неожиданно близок
  Отдельно хотелось бы написать о невероятной влюбленности Юрия Бородачева в музыку. Одна из двух его дочерей стала профессиональным музыкантом, играла на скрипке. Вместо обсуждения проблем творческого союза он мог подолгу говорить о музыке Альфреда Шнитке, Генрика Венявского.
  Однажды ему назначили творческую встречу со зрителями в Самарском Литературном мемориальном музее. Было жаркое лето. Окна старого дома были растворены в сад. В зале на стене висели офорты-иллюстрации художника к произведениям Алексея Толстого, а сам автор долго и пространно говорил о реквиеме Антона Брукнера, о том, как важно художнику жить в окружении хорошей музыки, как она умеет навевать нужные художественные образы. Это было так неожиданно!
  В технике офорта Юрий Петрович работал на протяжении всей творческой жизни в СССР. Это были образцы станковой графики и книжной иллюстрации. В конце восьмидесятых годов он "хулиганил", печатая с двух разных досок на один лист в два цвета. Такой микс позволял достичь интересного звучания графической мелодии, иногда художник поворачивал одну композицию вверх ногами над другой, и тогда персонажи "летали" вниз головой, как в картинах у Вити Новокрещенова. Они с Виктором, как выпускники Харьковской академии, были близки.
  Конечно, художники любили пирушки. Обычно люди, когда навеселе, становятся болтливыми, разгоряченными, Виктор Новокрещенов наоборот становился молчаливым, Саша Ковалев предлагал петь песни, а Бородачев доставал из кармана книжечку стихов Исикава Такубоку и вдохновенно начинал читать.
  Точно нить порвалась
  У воздушного змея.
  Так легко, неприметно
  Улетело прочь
  Сердце дней моих юных
  
  Кстати, однажды в апреле после выборов в Союзе художников, будучи навеселе они пошли на берег Волги, нашли на берегу прибитый волной, сломанный ствол дерева, и многозначительно держа его в обнимку, подносили к гуляющим на набережной, а потом бережно отнесли в удаленное место.
  К песчаным холмам
  Прибит волною сломанный ствол,
  А я, оглядевшись вокруг, -
  О самом тайном
  Пытаюсь хотя бы ему рассказать.
  
  Иногда он читал хайку собственного сочинения.
  
  Обладая разносторонним образованием, Юрий Бородачев, периодически обращался к живописи. Его творческая основа требовала живописности. И когда в девяностые годы графики оказались не востребованы в нашей стране, он обратился целиком к живописи. В 1990 году Бородачев был удостоен первой премии в художественном конкурсе "Золотая кисть" в Москве.
  В 1991 году - Юрий Петрович уехал в Швейцарию. В 1993 году впервые принял участие в международной выставке в швейцарском городе Винтертур, где познакомился со своей будущей супругой Марией Зигрист. Через пару лет в 1995 году они вместе открыли галерею "Yuri" и художественную школу. Для ставшего ему родным Винтертура художник писал фрески, картины, декорации для городского театра. В 1993 году он организовал выставку в Москве из Винтертура. Юрий Бородачев жил в Винтертуре с 1993 по 2007 год.
  В 1997 году Юрий Бородачев был награжден национальной премией в области искусств Arti figuratife in pittura в Италии в Carrara. С 2000 года являлся членом Союза швейцарских деятелей искусств, художников и архитекторов Visarte.
  В 2009 году вместе с супругой они переезжают в небольшой старинный город Диссенхофен, на реке Рейн, севернее Цюриха, где открывают новую галерею Art Juri. "Я останусь здесь до конца своей жизни", - говорил Юрий. Здесь художник жил до своей смерти, до 20 февраля 2011 года. Прах художника жена развеяла над Рейном.
  В 2012 году в Самаре состоялась встреча с супругой Юрия Бородачева Марией Зигрист. Она привезла живописные произведения, последних лет. Экспозиция была составлена из восьми графических работ восьмидесятых годов и такого же числа живописных полотен, написанных за последние годы, как было отмечено коллегами, картины эти были неожиданно чужды, возможно, в чем-то декоративны и свободны. "Не наши, видно сразу", - сказали гости вернисажа.
  Рядом с графикой живописные работы Бородачёва, на первый взгляд, выглядят как чужие. Острая экспрессия, широкий пастозный мазок, контрастная гамма - всё будто говорит, что это другой художник, а не тот самый Бородачёв. Состоялось некоторое географическое разделение.
  Чувствуется, что художник внимательно всмотрелся в то, что востребовано европейским зрителем, понял, что европейцам интересны в большей степени декоративно - экспрессивные композиции. А поскольку он учился на факультете декоративно - прикладного искусства в Харьковской Академии художеств, он стал эффектно форсировать декоративную составляющую в живописи. Ушла тайна, загадка, исчез флер таинственности.
  Это произошло потому, что ранее его искусство развивалось в контексте с основным направлением мейнстримом в искусстве России.
  В восьмидесятые годы сильно изменилось художественно-образное пространство российской графики, фантастически окрашенные образы-видения стали обживать новую реальность. Такова она в офортах Юрия Бородачева. Открылся путь в одухотворенное, очень лично ощущаемое пространство. Любимой техникой этого художественного поколения стал в графике офорт. В его таинственной мистической глубине даже будничные сюжеты наполнялись эмоциональным напряжением, выступали проекцией душевного состояния автора. Творчество Юрия Бородачева интересно в этом плане. Художественная форма его офортов богата живописной и театральной зрелищностью
  Помимо творческой работы, Бородачев занимался преподавательской деятельностью. У него был опыт преподавания. С 1975 года по 1984 год преподавал в Куйбышевском художественном училище. Впоследствии вместе с женой Марией Зигрист в 1995 в Винтертуре, открыли галерею и художественную школу "Yuri". Она занималась, лепкой, керамикой, он вел рисунок, композицию, живопись.
  К числу известных учеников Юрия Бородачева относится Крисси Англикер. Крисси Англикер, родилась в Цюрихе, с ранних лет экспериментировала с камнем, глиной и находила предметы чтобы найти средства выражения себя как художника. В 1996 году ей посчастливилось познакомиться с русским художником Юрием Бородачевым, который затем на несколько лет стал ее художественным наставником.
  В 1999 году, в возрасте шестнадцати лет, Англикер переехала в Соединенные Штаты, где она живет и творит, регулярно выставляя свои работы в галереях страны.
   В своих выразительных, живых картинах она ищет баланс между хаосом и контролем. Хотя на первый взгляд некоторые произведения Англикер выглядят как абстрактные композиции, на самом деле они глубоко укоренены в реальном мире. Художник дразнит зрителей небольшими намеками, чтобы увидеть реальную сцену, но без лишней конкретики. Таким образом, картины Англикер приглашают зрителей увидеть мир через свой собственный опыт. Работы швейцарской (американской) художницы Крисси Англикер, тонкие, но выразительные, являются визуальным переводом восприятия художником себя по отношению к миру.
  Безусловно, самарским графиком Юрием Бородачевым был сделан значительный вклад в отечественную культуру, также его художественное наследие сохранило лучшие традиции европейского офорта.
  Его графика находится в Самарском художественном музее, Самарском литературно-мемориальном музее им. М. Горького, в фондах министерства культуры России, в самой большой и старой галерее Москвы "Mars", а также в частных коллекциях Европы. Он оставил своей жене более двухсот картин, акварелей и графических работ в галерее, где она продолжает их выставлять.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"