Аннотация: статья арт-критика о выставке произведений супругов Андрея и Елены Вилковых
На нашей маленькой земле
Живопись Елены и Андрея Вилковых
С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.
Н.Рубцов.
На художественной карте Самары имена молодых художников - Андрея и Елены Вилковых не новы. Появились они благодаря выставкам в галерее "Мария". Путь двух живописцев не совсем характерен для новой живописи: учеба в Пензенском художественном училище им К.А. Савицкого, настойчивая преемственность традиций русской пейзажной школы на пленэре, и принципиальное игнорирование современных модных направлений. Первые персональные выставки в Самаре, состоялась в марте 2004 года галерее "Мария".
Молодые живописцы родом из Пензенской области (Андрей сам родом из села Варваровка Каменского района), много ездили по деревням России, потому любят простую, трудную и неприветливую жизнь российской провинции. Лица их сельских и городских пейзажей ясны и знакомы, сюжеты картин прозаичны и узнаваемы, но за каждой композицией, за каждым живописным полотном читается несчастье извечно трудного деревенского уклада со светлыми мгновениями жизни, а так же вся многослойная история русского пленэрного пейзажа.
Сегодня самым важным завоеванием реалистической живописи является признание натурного этюда как самостоятельной картины на пленэре. Андрей Вилков полностью реализовался в этом виде творчества.
1) 2010 - награжден Золотым знаком фонда "Культурное достояние"
2) 2012 - участник пленера "Передвижная Академия искусств
3) 2012 - участник фестиваля "Молодая российская культура в Италии" в Венеции.
4) 2012 - Благодарность российской Академии Художеств
Одна из характерных тем Андрея Вилкова - особая любовь к родному селу Варваровке. И то, как село живет в природном пространстве летом, или зимой, весной или осенью, волнует художника. В зимних мотивах - "Первый снег", "Зима в России", "К концу зима пришла" А.Вилков бережно запечатлел рощи уснувших деревьев, с остатками желтых листьев. Одушевляя деревья, живописец всматривается в силуэты на фоне голубеющего неба, в синие сугробы снега и теплые островки земли, и спешит показать что-то важное неприметное, но без чего немыслимо представить русский лирический пейзаж
В картине "Лик Руси", светло пережито и воспето состояние серой весенней дремоты. Тут же ростки пробивающейся травы, вперемежку с бурыми останками засохших трав, верно написаны посеревшие доски покосившегося деревянного дома подле церкви. Картина "Весна в России 2012г." настолько хороша, что выглядит парафразом к полотну из Третьяковки - "Грачи прилетели1871г." А.К.Саврасова (1830 - 1897). Своеобразный привет веку 19 от века 21. Только цветнее, душевнее и свободнее, Благодаря виртуозному владению мастихином, пастозной лепке деревьев, ветвей и стволов, полотна Андрея Вилкова полны напряженного, взволнованного проживания жизни. Замечательно то, что живопись с использованием мастихина практически никогда не жухнет, отсюда ощущение чистоты письма.
Многочисленные летние пейзажи А.Вилкова необыкновенны по точности в передаче всех оттенков цветущей природы: теплых глубоких тонов подвижной воды, богатых оттенков зелени, и голубой сини - отраженного просвета неба. "На донской земле", "Никитская слобода", Хороша картина "На нашей маленькой земле", с изображением деревенской улицы, с колодцем на первом плане и стайкой кур в высокой траве.
Пристально всматриваясь в пейзажный мотив, А.Вилков не ставит перед собой задачу пофилософствовать, проникнуть в скрытые ото всех тайны жизни. Важно, мазком - пунктиром отметить бытие человека на лоне природы или в городской среде, будь это "Родная земля"", или "Площадь Сан - Марко".
В творчества Елены Вилковой, супруги Андрея Вилкова выделяются пейзажи памятных мест России. "Троице - Сергиева Лавра", "Святые врата" в Переславле-Залесском, Собор Кирилла и Мефодия", - полотна, полные звонкой красочной мелодики. Хотя крестьянская жизнь, на полотне "В хлеву", "Соседки"" написана более прочувствованно.
Елена Вилкова в 2010 году награждена Дипломом Союза художников России за успехи в творчестве и содействие развитию изобразительного искусства России. В 2012 году - она участник фестиваля "Молодая российская культура в Италии" в Венеции. В 2012 году она также участвовала в пленэре Передвижной Академии искусств в Сергиевом Посаде.
Елена Вилкова, помимо классических пленэрных пейзажей ("На весенней воде", Под старыми березами", "Утро в Ширяево"), предлагает популярную сегодня в живописи тему национального натюрморта с символической атрибутикой: Иконы, свечи, хлебы, книги. Как художник, - созерцая все оттенки света и тьмы на предметах, Елена Вилкова приобретает радостный опыт живописания фиксированного облика предметов быта. Не потому ли они предстают так убедительно и празднично?
Мир в работах Андрея и Елены Вилковых выражен через цвет, колорит, мазок, он не теряет четкости очертаний. Андрей и Елена Вилковы незаурядные колористы. Поэтому в работах мастеров, возникла удивительная среда, где совпали колористическое мастерство, чувство и созерцание. Живопись "alla prima" имеет своеобразную трепетную красоту. Взяв за основу использование традиционных приемов в пленэре, Андрей и Елена Вилковы выбрали классический путь в живописи. Самое важное в картинах, это то, что пейзажи полны особой остроты видения неяркой жизни российского захолустья. Они, как откровение, проникновенны и мастеровиты.