Аннотация: Альфред фон Вакано. Египетская и античная коллекции.Новые открытия
ВА.Чернова
Альфред фон Вакано. Египетская и античная коллекции.
Новые открытия
В год 170-летия Самарской губернии, в канун 125 - летия со дня основания художественной коллекции музея, на ул. Куйбышева, в стенах Самарского художественного музея, открылась выставка произведений античного и древнеегипетского искусства из собрания Государственного Эрмитажа.
Существует представление, что профессия музейного сотрудника, сотрудника научного отдела, достаточно скучная, "бумажная?, пыльная, про них можно сказать, что это знатоки умершего прошлого, не случайно в Италии музеи называли кладбищем прошлых культур, но иногда думается, что в этой профессии есть и элемент путешествия в прошлое, и элемент первооткрывательства.
В начале девяностых годов прошлого века, когда в стране жизнь текла весьма причудливо, в музее особенно остро чувствовалось, что атмосфера вокруг переполнена памятниками ушедших и уходящих цивилизаций. Россия стала другая, без советской идеологии, и нам, историкам культуры стало интереснее изучать ее дореволюционное прошлое в старой Самаре.
В 1991 году у меня состоялась стажировка в Эрмитаже, в Восточном отделе, и после моего сообщения о нашем Востоке, возник интерес к самарским коллекциям. В ходе подготовки к научной конференции, проведенной по инициативе ведущих сотрудников Восточного отдела Гос. Эрмитажа, "Роль географического общества, общественных организаций, императорской семьи и частной инициативы в формировании коллекций искусства Востока в России конца XIX - начала XX века? в 1992 году, мне удалось подробно познакомиться с архивами Самарского общества археологии и этнографии.
Самым интересным стал отчет В.В. Гольмстен о создании этнографо-археологического музея
"...Организация музея началась в мае 1920 года. В основу музея вошла обширная коллекция собрания бывшего владельца Жигулевского пивоваренного завода Альфреда Филипповича фон Вакано, переданная Обществу Самарским Совнархозом, вследствие настойчивых усилий Общества археологии, истории и этнографии. Коллекция эта состоит из 550 номеров и содержит предметы археологии, этнографии и прикладного искусства.
Она написала, что наиболее ценную часть собрания представляют предметы Египетской культуры, подлинность которых подтверждена свидетельством из Каирского музея за подписью Гастона Масперо. Подбор предметов этой коллекции таков, что дает полную иллюстрацию по вопросу культа и мифов Древнего Египта.
В состав коллекции входили части саркофагов из дерева и папье-маше, части одежд мумий и другие принадлежности погребального ритуала, такие как деревянные статуэтки, часть которых составляют сцены, фаянсовые ушебти, глиняные сосуды, канопы из известняка. Ценными представляются бронзовые статуэтки Осириса и Исиды.
Она также отметила, что другую археологическую часть коллекции того же собрания представляют предметы из южнорусских, греческих колоний. Здесь имелись образцы различных сосудов (черно лаковой и расписной керамики), глиняные светильники, стеклянные леечки, бальзамарии, части терракотовых статуэток, глиняные гротески?.
После конференции возникла необходимость дальнейшей работы с архивом Археологического общества, в поисках сведений о Альфреде фон Вакано, владельце Жигулевского пивоваренного завода, коллекционере и путешественнике. Удалось выяснить, что в ходе упразднения Общества Археологии и его музея, часть экспонатов отправили в Эрмитаж.
Помогла встреча с ведущим научным сотрудником отдела Востока Эрмитажа Александром Яковлевичем Каковкиным В одном из своих писем в 1996 году он вложил свою статью "Новые сведения о последнем поступлении в Россию памятников из Египта?, в которой сообщил, что в начале марта 1931 года в Эрмитаж поступило более 230 разнообразных произведений (камень, металл, ткани и др.) из Музея упраздненного ранее Самарского Общества археологии, истории и этнографии.
Когда груз вскрыли, то сотрудники Эрмитажа установили, что четыре вещи - подделки, более двадцати были работой греческих мастеров, более тридцати относились к коптскому (христианскому) периоду истории Египта, остальные оказались продукцией египетских мастеров более ранних эпох.
Поскольку А.Каковкин был также коптологом, то он особо выделил подвесной масляный светильник в виде рыбки с изображением коптского креста на ее боках. (копты - христиане в Египте)
Самым интересным были сопроводительные документы в виде двух листов плотной бумаги желтоватого цвета (42х33,5см.) с одинаковыми водяными знаками. На одном из них типографский гриф на французском языке "Служба древностей ?? и "Дворец Гизэ?, на другом - "Генеральная дирекция службы древностей ?? и "Каир?. Первый лист, заполненный с двух сторон рукописным текстом по-французски, датирован 25июля 1911г. Второй, также с рукописным текстом, но только на лицевой стороне, имеет дату10 мая 1913г.
Эти листы были официальными документами-сертификатами на приобретенные чиновником городской управы Самары господином Александром Константиновичем Клафтоном памятники при распродаже в египетском музее в Каире. Большую часть памятников Клафтон приобрел не для себя, себе купил лишь несколько вещей.
В документах изложены сведения о происхождении и времени создания значительной части памятников и указаны цены, по которым они были приобретены (за фигурирующие в документах 148 произведений было выплачено 3702 египетских пиастра). Оба сертификата были подписаны Генеральным директором Египетского музея и Генеральным директором Службы древностей Египта известным египтологом Гастоном Масперо. Документ от 25 июля1911г. заверен и печатью Египетского музея.
Александр Яковлевич Каковкин констатировал, что приобретение в 1911 и 1913 гг. памятников для музея в Самаре было одним из последних значительных поступлений художественных произведений из Египта в Россию.
А в 1997 году Самарский художественный музей подошел к столетнему юбилею со дня основания коллекции. И тогда, Государственный Эрмитаж любезно предоставил часть коллекции Вакано для временного экспонирования. И тогда же приехали интересные гости, в частности появилась египтолог из ГМИИ им.А.С. Пушкина Светлана Измайловна Ходжаш (1923-2008) с сообщением о судьбе древнеегипетского саркофага из коллекции Альфреда фон Вакано.
Она нашла в архиве музея ГМИИ письмо от зам. директора Куйбышевского областного художественного музея Н.В.Бакшаева 30-е годы. "На ваш запрос о саркофаге, находящемся в Куйбышевском Областном музее краеведения, сообщаю следующее: Саркофаг поступил в музей в период революции, в числе экспонатов, конфискованных у местных буржуев, и точного паспорта не имеет. Известно, что вывезен из Египта в 90-х годах прошлого столетия. Мумии в саркофаге не было. Дерево имеет значительные разрушения в нижней части. Левкас и роспись на 30/40 % разрушились. Лучше сохранилась лицевая часть. Размер саркофага: Длина 210 и, ширина 65, высота(толщина) 53 см (грудь и ноги). При надлежащей упаковке возможна транспортировка.
К сожалению, этот саркофаг в ГМИИ не поступил, он куда -то пропал. И невозможно было даже представить его вид. В ходе конференции мы поближе познакомились со С. И.Ходжаш и обменялись адресами.
Удивительные информационные открытия по поводу коллекции Вакано продолжились в 2003 году. В тот год страна масштабно праздновала 300-летие Санкт-Петербурга. И именно в тот год к нам в Самару приехали потомки Вакано. Вообще - то они прибыли вначале в Петербург, а потом самолетом в Самару. Помню, как суматошно в ближайшем магазине покупала пиво Вакано, в подарок, даже не подозревая, о том, какой же привезли подарок дорогие гости. Они подарили нам четырем сотрудникам музея диск с фотоархивом Вакано! Единственное, что мог увести в 1919 году Вакано - сундучок с фотографиями. И сейчас можно увидеть на фотографиях пивного короля в Египте. В данной статье впервые публикуются фото путешествий А.Ф.Вакано.
В 2004 из ГМИИ прибыла передвижная выставка "Британская гравюра XVIII-XIX веков?. Казалось бы, причем выставка? Оказывается, коллеги из Москвы, приехав в Самару, сообщили, что в отделе Древнего Египта начали ремонт, перебирается архив отдела, и там нашлась старая машинописная рукопись, исторически связанная с Самарой. С. И. Ходжаш передала для меня потертую и коричневую от времени рукопись от 1928 года под авторством Рафаила Гикова и Артемия Экка , как исследователю коллекции Вакано.
Судя по биографиям авторов рукописи, (дипломы они защитили в 1929 и в 1930 гг.) они были тогда пред дипломниками. ГМИИ отправило их на музейную практику в Самару с заданием описать и отфотографировать египетскую коллекцию в Археологическом музее. Сделано было всего 17 фотографий и также описана часть экспонатов.
Долго не доходили руки до исследования рукописи. Текст был потерт, буквы в прошлом фиолетовые, а ныне бледно розовые, с трудом читались на пожелтевшей бумаге. Машинописная рукопись с вклеенными фотографиями была сдана в Египетский отдел ГМИИ и хранилась до 2004 года. В данной статье впервые публикуются фото египетского зала и саркофага из коллекции Вакано в Самаре.
Интересно было рассматривать выцветшие до желтизны фотографии, и наконец - то увидеть облик таинственно исчезнувшего саркофага. Недавно рукопись мной была исследована, собраны биографические сведения про авторов, в условиях пандемии можно было не спеша текст перепечатать в современный формат, фото оцифрованы, обработаны в программе фотошоп. Все распечатано и переплетено, а рукописи переданы в Архив Самарского художественного музея.
Часть вышеперечисленных экспонатов египетской коллекции и античного Причерноморья из собрания Вакано представлена сейчас на выставке в СОХМ.
Мы часто любим говорить о причудливых судьбах отдельных людей. Но не менее удивительными и невероятными бывают судьбы коллекций и отдельных произведений искусства. Коллекция Альфреда фон Вакано разнообразна. Включает не только археологические памятники Древнего Египта и античного Причерноморья, но и произведения буддийского и мусульманского Востока. Думается, у нас впереди еще будут открытия!