Чернова Валентина Алексеевна : другие произведения.

Мысли вслух в технике гобелена

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    опубликована в газете КУЛЬТУРА апрель 2017

  В.Чернова
  Мысли вслух, в технике гобелена.
  Юбилейная выставка Алексея Бандуры
  
   В галерее Вавилон открыта персональная выставка мастера гобелена Алексея Никифоровича Бандуры "Сказать вслух". Выставка юбилейная, приуроченная к шестидесятипятилетию автора. Экспозиция представила новые работы художника. Вернисаж был шумным, гости приходили и приходили. Было много цветов, поздравлений. Осталось впечатление теплого сердечного вечера.
  Персональные выставки это некий отчет о творчестве мастера. Если представлено все наследие, начиная с младых лет, то это - подведение итогов всей творческой жизни. Если на выставке экспонируются произведения последних лет, это просто некая веха в жизни, после которой открывается новая страница в творчестве. У Алексея Бандуры выставлены гобелены последних лет.
  В 2014 году у нас в Самаре в музее им П.В.Алабина проходила всероссийская выставка "Волжский гобелен". Тогда, три года назад я написала статью о гобелене, рассказывая о значении слова гобелен (фр. gobelin). Гобелен - это стенной безворсовый ковер с сюжетной или орнаментной композицией, вытканный вручную перекрестным переплетением нитей, воспроизводящий по картону художника какую-нибудь картину. Иногда мастера гобеленов называли свои произведения шпалерами.
  Гобелен один из самых элитарных видов декоративно-прикладного искусства. В статье я подробно рассказывала о том, как развивалось это ремесло в Париже, в Европе. Потом я касалась эпохи правления Петра Первого и основании им Петербургской шпалерной мастерской.
  Но сейчас в связи с выставкой нашего замечательного художника, который начал работать в 70-е годы XX века хотелось бы проследить все тенденции в развитии отечественного гобелена, проявившиеся в творчестве одного мастера. Мне посчастливилось наблюдать эволюцию творчества А.Бандуры на протяжении ряда лет.
  У нас в Самаре, а раньше, в городе Куйбышеве многочисленные поколения художников кормились тем, что живописали окрестности Волги. И за всю историю существования традиционных ремесел, в Поволжье не существовало практики создания гобелена.
  С 1970-х годов здесь обосновался замечательный мастер гобелена А.Бандура, выпускник Вижницкого училища прикладного искусства. Как художник он сформировался, живя в небольшом прикарпатском городке Вижнице, вбирая в память все орнаментальные и поэтические традиции гуцульской и украинской культуры. Волею судьбы он оказался в Куйбышеве. Безусловно, одному ему было сложно выставляться на куйбышевских выставках, произведения в экспозиции висели в одиночестве без поддержки.
  В те годы невозможно было иметь всевозможные оттенки шерсти, вообще какие-либо нити, не было красителей. Законодательницей моды в СССР была Латвия. И только там росли мастера международного уровня, специалисты по ручному ткачеству. Именно в те годы в СССР начинают формироваться традиции ткачества.
  Сегодня ручное ткачество составляет один из выдающихся видов декоративно - прикладного искусства нашей культуры. Оно сложилось под влиянием профессионального искусства и народного творчества различных национальностей, проживающих на территории СССР. Со второй половины двадцатого века, когда культура переживает серьезные перемены в своём развитии, искусство гобелена также проходит несколько этапов эволюции.
  Первый этап сформировался в шестидесятые - восьмидесятые годы двадцатого века, благодаря расцвету в 60-е годы национальных школ Закавказья, Прибалтики, Украины, Белоруссии. Использовались национальные традиции, производились эксперименты с формообразованием. Сюжеты гобеленов были тесно связаны с социальной тематикой, отражали миропонимание того периода.
  В конце 70-х-начале 80-х годов в творчестве молодых художников появился иной подход к содержанию декоративного искусства, меняется тематика, большее предпочтение отдается общечеловеческим философским темам. Активно развивается монументальный текстиль.
  В те годы Алексей Бандура, даже в небольших произведениях добивался чувства монументальности, значимости, используя минимум выразительных средств. Гобелены почти монохромные, с использованием шерстяного сырья с преобладанием льна. Припоминаю работу, посвященную матери. Центрическая композиция, женская фигура в национальном костюме, стилизованная в знаковый образ. Ничего конкретного, отсутствие лишних деталей, но необъяснимым образом силуэт это фигуры надолго запоминается.
  Второй этап эволюции отечественного гобелена пришелся на конец восьмидесятых и начала девяностых годов XX века. Произошел некоторый спад в развитии ручного ткачества, не стало притока молодых художников в эту область ремесла, гобеленом продолжали заниматься мастера поколения семидесятых. Наступило разочарование в идеалах, в этических ценностях общества.
  В 1992 году появился шерстяной гобелен "Улетающий феникс". Согласно глоссарию, птица феникс символизирует возрождение веры и мечты. (В христианском мире Феникс означает триумф вечной жизни, воскрешение, веру, постоянство; это символ Христа. В раннем христианстве Феникс постоянно встречается на погребальных плитах: здесь его значение - победа над смертью, воскрешение из мёртвых. На Руси у Феникса были аналоги: Жар - птица и Финист).
   В этом гобелене отразились все раздумья и переживания на тему утраты веры и надежды. На всем пространстве полотна с легкими контурами лесов, полей и рек, доминирует пепельный силуэт взмывающей вверх птицы с синими крыльями.
  Еще один гобелен "Падение Ники Киммерийской" 1995 года, с изображением мраморного торса античной богини победы Ники, погружающегося в пучину вод. Безусловно, он - некая метафора утерянной Победы, наполнен философским содержанием.
   Историки отечественного гобелена называют третьим этапом в развитии этого вида ремесла период конца девяностых и начала двухтысячных годов. В это время художники начинают активно участвовать в экспозициях и выставлять свои произведения, созданные ранее, в трудное время. Налаживаются международные связи, открываются совместные международные выставки групповые и персональные выставки, Складывается такое явление, как ежегодная выставка российского гобелена в Царицино.
  На рубеже ХХ-ХХI вв. возрождается интерес к ручному ткачеству. Оно развивается старыми мастерами с привлечением новых молодых художников. В это время Алексей Бандура окончил Киевский институт дизайна и моделирования, факультет "дизайн интерьера и дизайн среды". Он экспонент международных выставок (Украина, Львов, 1999г., Польша, Краков.1999г., Украина. Киев,2007г.). В 2007 году состоялась персональная выставка Алексея Бандуры в Киеве.
  В его гобеленах первого десятилетия нашего века часто встречается мотив дороги, пути. Одна из композиций называется "Идущие". На вертикальной поверхности выткан кусок заснеженной степи. Это фрагмент снежного холма, верхушка которого покрыта жесткими побегами сухой травы. На снегу у подножия сидит ворон и глядит вдаль, а в правом верхнем углу в сумеречной дали сотканы исчезающие темные фигурки людей.
  Идея пути выражена в гобеленах "Бычья переправа", 2002, "Шествие", 2006, "Скифское золото", 2006. Во всех этих композициях на фоне степных холмов символически воспроизведены шествия животных из знаменитой золотой царской скифской пекторали. Золотые фигурки быков выстроились цепочкой друг за другом. Они шествуют то по рамке ковра, то извиваясь лентой меж степных холмов, то по верхним и нижним горизонталям гобелена "Бычья переправа".
  В 2012 году появились произведения, своеобразно интерпретирующие наследие авангарда. Зрители сразу отметили иронию и своеобразную философию гобеленов "Черный квадрат и курица" и "Красный квадрат и курица" А.Н.Бандуры. Этот мастер всегда воплощает мотив в спокойном колорите, с использованием контраста большого пятна и мелких форм.
  На текущей выставке представлен гобелен А.Бандуры "Первая...вторая..." 2015г., И здесь вибрирующие всполохи алых языков пламени, придают движение всей композиции, а черно пурпурные нити, обрамляющие фотографии родственников, участников двух мировых войн усиливают экспрессию чувства.
  Рассматривая гобелены последних пяти лет, я обнаружила, что в творчестве появился мотив окна. В 2014 году появился гобелен "Dream". На пурпурном небе призрачные птицы. А на стыке горизонта маленький кусочек - словно осколок стекла, отражающий мир мечты, с небом, полями, водой...
  Одна из интереснейших работ гобелен "Созерцание". В ней отразились новые тенденции нашего времени. Известно, что после девяносто первого года гобеленщики больше общались с частными заказчиками, а заказчик зачастую желает лицезреть реалистическое и понятное произведение. Надо сказать, что технически, создать в гобелене реалистическое изображение гораздо труднее, чем стилизованно - декоративное. Малейшая ошибка в рисунке сразу обращает на себя внимание. В живописи художник видит всю картину целиком на мольберте и всегда может вернуться к любой ее части. Здесь смешиваются мазки друг с другом, образуя череду промежуточных тонов. В гобелене же и исправлять сложно, и видишь только его фрагмент на ткацком станке.
  В гобелене "Созерцание" запечатлен интерьер музейного зала, где четверо зрителей созерцают живописный шедевр. На алой стене размещено большое полотно в зеленой раме с изображением ясного весеннего неба с верхушками темных деревьев, на ветках которых уселись грачи. Соблюден некий принцип симметричности. Слева мать, держащая за руку школьника, а справа двое мужчина и женщина в белом, все со спины. Когда вблизи рассматриваешь этот гобелен, видишь - тканая поверхность состоит из отдельных цветовых точек, которые сливаются в пятно только на определенном расстоянии. Вблизи видны лишь точки - стежки, а на расстоянии нескольких шагов вдруг обнаруживаются тени в складках белой рубашки мужчины, голубоватые складки платья, облегающего женщину. Персонажи наделены почти живописной светотенью. В этом гобелене создан особый эстетический эффект: Образы как бы проявляются сами собой. Здесь есть еще элемент игры. Неизвестно, кто на кого смотрит в зале: - птицы на людей, или люди на птиц. И вообще это не картина, а окно.
  Одна из новых работ с мотивом окна - "Неурочная серенада" отличается подчеркнутой литературностью. Вот подъезд панельного дома. Перед входом юноша с гитарой. На каждой панели окно или балкон. Где - то цветок на подоконнике, где-то пустота, на третьем этаже - маленькая девочка глядит в окно. На втором этаже женщина вешает на веревке белье, выше - старушка отдыхает в кресле на балконе. Но нет той, которая бы оценила серенаду...
  Почему гобелен так стал популярен в наше время? Возможно потому, что это единственный вид ремесла, который дарит возможность в домашних условиях заниматься монументальным видом искусства, и не быть связанным с поиском стены, архитектурного объекта. Искусство гобелена дарит художнику чувство свободы, независимости.
  Как современный мастер Алексей Бандура не чужд новаций. Вот он выжигает на фетре мотив маленькой деревеньки, почтовые штемпели и возникает тема "Переписки". Еще одно полотно фетра стало основой для мотива "Мой комод". По его поверхности серебряной тесьмой прошит контур комода, на столешнице которого лежит кучка ярлычков от одежды. Это не гобелен. Это художественный текстиль. Коллажи, выжигание, шитье, все это в руках мастера становится подлинным произведением искусства. И в каждой работе видна рука мастера метафоры.
  Юбилейная выставка Алексея Бандуры помогла увидеть тенденции современного гобелена и почувствовать его мировосприятие, исполненное теплоты, философичности. Персональные выставки в Европе принесли мастеру известность мирового уровня. Работы Бандуры находятся в частных коллекциях Украины, Польши, Швеции, Франции, Изра
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"