Точнее следует говорить о парадигме, которая структурирует элементы текстовой системы и моделирует художественное и историческое пространство как главная его деталь.
Так "Герой нашего времени" Лермонтова помимо всего прочего - отсылка к "бесславным" с точки зрения царя подлинным героям времени - декабристам.
Часто она порождает метатекстовые конструкции и выходит за пределы первоначально указанного смысла, так в "Отцах и детях" Тургенева первоначально заголовок не содержал конфликта поколений - такая трактовка создалась вопреки воле автора, когда исследователи не заметили, что Базарову уже больше 30 лет, и он никак не может быть отнесен к поколению "детей". По задумке автора, яблочко от яблоньки не далеко падает: Аркадий весь в Николая Петровича, Евгений - продолжатель лекарского позитивизма и в какой-то мере нигилизма своего отца, Василия Базарова.
Проблема заголовка "Преступления и наказания" Достоевского в том, что оно крайне обманчиво, неполно и часто понималось юридически, ибо вышло из юридической работы И.Баккариа "О преступлениях и наказаниях". Там нет ничего абсурдного, в то время как по задумке Достоевского Раскольников абсурдный герой, он и наказывает себя сам, чтобы иметь право думать о счастье людей, которое он потерял. Разрушив плоть, потеряешь право быть духом - а плоть государства рушилась рабами и господами, самим институтом господства и рабства. Может быть, потому, что и весь тот предгрозовой русский мистицизм - эффектность покаяния, надежда на прощение - несмотря на тяготу преступления - делает революционеров романтическими страдальцами, чуть ли не святыми? Тогда о каком наказании может идти речь?
Заголовок романа Пелевина 'Омон Ра' одновременно погружает нас и в древность, и в современность - через омофоны Амон и ОМОН. Современные омоновцы и древний Амон Ра задают читателю задачу их ассоциативно-логического соединения, причудливо переплетаясь и в самом тексте, словно автор решал задачу, что же ему в слове ОМОН почудилось и как это связано с исчезновением цивилизаций.
Заголовок романа 'Жизнь насекомых' Пелевина отсылает одновременно к 'Ламарку' Мандельштама, к Чапеку и Чуковскому, к петербургской школе постмодернизма, где последователи Кафки писали многочисленные рассказы и эссе о клопах, мухах и тараканах, которые, имея способности к суждению, исследовали большое человеческое пространство формалистским методом 'остранения'. Данные автометафоры можно расшифровывать как доведенную до абсурда принадлежность типу маленького человека, как трагическую мелочность и драматический бытовизм.
Есть заголовки, которые теряют свою часть, так случилось с заголовком поэмы Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова". Царя и опричника заголовок потерял, мы запоминаем это произведение как "Песню про купца Калашникова".
Задание 1. В чем смысл заглавия романа "Война и мир"?
Задание 2. Почему повесть Пушкина названа не "Маша Миронова", а "Капитанская дочка"?
Задание 3. "Тихий Дон" у Шолохова ирония, оксюморон, эпитет или гипербола?
Задание 4. Объясните игру автора с первоначальным заглавием произведения 'Священная книга оборотня'. Почему у читателя складывается ощущение, что автор невинен и не замешан в употреблении в этом заголовке нецензурной лексики?
Задание 5. Как в романе Сорокина 'Лед' твердое состояние воды становится метафорой мертвой души и символом запланированного на уровне семантики недопонимания, взятого у Л. Кэрролла:
'- Я Вор.
- Чего? - непонимающе смотрела она. - В законе?
- Ты не поняла, Диар. Я не вор, а Вор.
- Обычный?
- Нет, - засмеялся он. - Вэ, о, эр - три буквы. Это мое имя. Воровством я никогда не занимался'.
Задание 6. Какие ассоциации вызывает название рассказа Э.По 'Колодец и маятник'? Почему название пыток часто связано с обыденными вещами, созданными человеком?