Аннотация: Внешняя форма "Горя от ума" - классицизм. Внутренняя форма - реализм.
Грибоедов работает одновременно во внутренней и внешней форме. Во внешней форме у него классицизм, пороки высмеиваются, государство от пороков страдает, за него вступается "карбонарий" блудный сын Чацкий. Во внутренней - реализм - поколения не понимаю друг друга, отцы и приемные дети в оппозиции не потому, что молчат (было бы как в "Молчании" Л.Андреева - и это был бы уже символизм), а потому, что говорят, и в своем говорении не уважают, не ценят друг друга. Разве о дядюшке Максиме Петровиче для того была рассказана семейная история, чтобы Чацкий увидел умолчание дядюшкиных заслуг и заподозрил Фамусова в передергивании? Нет, Фамусов спрямил, хотел мысль разрешить,что без пиара в нашей жизни никак. А что может быть ярче прямого низкопоклонства?
Во внешней форме у Грибоедова критика коллективизма фамусовского общества, а во внутренней - критика индивидуализма времени Александра Первого. Да, он покорил Париж, да, он основал Лицей, но он холоден в отличие от Екатерины, в екатерининские времена и к капитанам Копейкиным, и к капитанам Мироновым все были добрее. И Максим Петрович, дядя, котрого ставят в пример Чацкому, именно добр. Он посмешил государыню - да и Фамусов, с добром рассказавший этот анекдот не заслуживает резюме про то, что начал свет глупеть. Чацкий постоянно твердит о глупости Молчалина, не переговорив с ним, а потом переговорив, но не поняв. Потому что органически не способен слушать, и тем развеял в прах весь классициззм с его положительностью и отрицательностью.
Никогда не слышала, чтобы в середине урока по классицизму-реализму и "Горю от ума" кто-нибудь так по-человечески вздохнул: "Молчалин хотел, чтобы они друг с другом были счастливы, и все произведение, когда оно стало в моих глазах реализмом, сделалось добрее". Это была Катя.
А во всем виновата одна деталь. Она переводит произведение из классицистического в реалистическое. Чацкий прячется за колонной. За колонной, Карл! Это только в двухмерном классицизме можно спрятаться за колонной, в трехмерном и многомерном реализме спрятаться за колонной нельзя, потому что тени исчезают в полдень, но никак не среди ночи. Молчалин для Софьи и Чацкого исполняет арию "Я подлец" и пристает к Лизе, которая понадобилась ему ни раньше, ни позже, а здесь и сейчас, когда войдет Софья, когда отбрасывает тень Чацкий.
Да, Молчалин хотел, чтобы они были счастливы, чтобы Софья оставила его, подлого Молчалина и уехала с Чацким, которого он ранее проверил на предмет его состоятельности, задав несколько "глупых" вопросов. И все предстает в перевернутом виде. Мы уже любим не только Чацкого, но и Молчалина. И особенно его собаку дворника, и дворника, от которого можно всегда получить нужную информацию для работника МИДа, с коего и списаан этот неоднозначный, реалистичный и адекватный персонаж.У которого не горе от ума, а ум от горя.