Трагедия возникла на Великих Дионисиях, посвященных трагической кончине демиурга нашего мира - бога Диониса. Согласно легенде, Эсхил, охраняя виноградник, заснул. Во сне ему явился бог Дионис и повелел заняться сочинением трагедий, ведь обстоятельство его гибели - бог был растерзан Вакханками - повод человечеству стать лучше. Вселенский хаос, образовавшийся из кусочков Диониса, должен быть упорядочен.
Задание 1. Используя материалы романа-эпопеи 'Тихий Дон', прокомментируйте слова Аристотеля: 'Трагический герой - это тот, кто впадает в несчастье не по своей негодности и порочности, а в силу сложившейся жизненной ситуации, в которой он оказался. Это когда, например, 'брат убивает брата', или сын - отца, или мать - сына, или сын - мать, или же намеревается убить, или думает что-то другое в этом роде' (Аристотель. Об искусстве поэзии)
Задание 2. По словам Аристотеля, трагический герой должен вызывать у зрителя чувство жалости и страха. Вспомните два произведения, в которых действует трагический герой (может быть, это будут Прометей, Ромео и Джульетта, Гамлет, Иван Карамазов, Базаров). Какие чувства он вызывает? Может ли быть трагический герой совершенным? А все остальные, кто его окружает?
Задание 3. В рассуждениях автора хрестоматии для школьников Мстислава Шутана Аксинья - трагический персонаж, а Наталья - нет. Подтвердите или опровергните его точку зрения:
'Аксинья - настоящая трагическая героиня, ибо она всегда защищает свою любовь, когда последней угрожает опасность. Это человек, способный приподняться над предрассудками социальной среды, человек истинно свободный. Наталью же нельзя назвать трагической героиней, несмотря на её печальную судьбу. Она - слабый человек и по силе характера никак не может быть соотнесена с Аксиньей. Кроме того, её представления о жизни вполне укладываются в узкие рамки традиционных этических норм, определяющих поведенческие установки типичных представителей социальной среды, которая её сформировала как личность'.
По Гегелю, сущность трагического героя в том, что он, конечный человек, маленький человек, стремится к великому, заложенной в нем абсолютной идее. При этом он - пассивная субстанция и благодаря внешнему конфликту, который неизбежен в несовершенном государстве, она начинает что-то предпринимать, но в то время все его усилия еще никак не могут изменить мир. История находится в процессе становления, еще нет совершенного государства, и до него еще далеко. Поэтому страдания - это действие героя в отталкивающем битии, то есть действие в мире и в себе как противодействие. У героя нет и не может быть тождества с собой, а внешняя механистичность несовершенного государства, несовершенной науки делает мир чуждым герою. Пассивная субстанция неожиданно для себя становится причиной бед других, но судить ее за это - все равно что судить историю. Трагическая личность - причина, по которой история идет вперед - она дает истории движение к идеалу. Увидев трагедию положительного героя, зрители осознают несовершенство мира и предпринимают усилия для его изменения.
Всеобщий характер целей трагической личности Гегель демонстрирует на примере 'Фауста' Гете.
Задание 4. Прочитайте рассуждения Гегеля о 'Фаусте'. Приведите примеры из произведения, подтверждающие наблюдения Гегеля. Каким видят Гегель и Гете идеальный мир? Гегель и Гете были современниками и друзьями, как вы думаете, их взгляды на совершенство были одинаковыми?
'Фауст, находя человеческие границы слишком тесными, со всей необузданной силой пытался поднять их над действительностью. Он видел, что благородный человек угнетён и забыт, а дурак и плут осыпаны почестями. Он хотел постигнуть причину зла в сфере морали, исследовать отношение человека к вечному и понять, действительно ли оно ведёт человеческий род и откуда появляются мучающие человечество противоречия. Он хотел дойти до причины вещей, до тайных пружин, движущих явления физического и морального мира, и до того, кто всё это установил. Напрасно! Он спешит на сцену жизни, где порок переплетён с добродетелью и где из добра рождается зло, а из зла - добро. Всё больше запутывается дух. Видя цепь необходимости, сковывающую свободные создания, он ропщет на то, что никто не властен над своими поступками, но не в силах изменить это. Ему приходится предоставить всему идти своим вечным путём, а та сила, которой он не видит и которая, кажется, смеётся над ним, по-прежнему в глубокой темноте погружена в мрачное молчание. Всё темно для человеческого духа, и он загадка для самого себя...'
Задание 5. Порассуждайте над поступком Прометея- дать людям божественный огонь. Докажите, что трагический герой - это всегда немного Прометей, и в нем есть нечто божественное.