Аннотация: Разбор произведения Короленко с точки зрения критики философии Сиорана.
Подземелье- пережиток ада, там та же праздность, что и в любом пережитке рая, но только более зловонная.
Тысячелетия проповедей псу под хвост, если есть хоть один родитель, загнавший детей в эти условия. Бери плуг и паши в деревне, но корми, грей на солнышке. Лень?
Ученице задали писать про пана Тыбурция сочинение сравнить его с паном судьей. И еще ответить на вопрос, почему его дочка Маруся умирает.
Конечно, узнают многое о времени и о себе. Заодно поспорят вместе с Короленко с Сиораном, решившим, что только они, праздные люди, не были бы
убийцами". А Маруся умерла. И убийцы- праздные люди.
Ребенок ведь сразу мне сказал , что пан Тыбурций плохой человек, и не понял, зачем его показывать хорошим. Но как бороться с этим не знает. Вот и думаю, рассказать о рейдах санэпидемстанции в трущобы или поговорить по поводу необходимости введения принудительной кастрации бездомных псов. Ну как было не воспользоваться сыном судьи для вызова врача к ребенку. Да сотни способов достать лекарство, если мясо достает. И Соня. Она могла бы нарушить обещанное ради девочки, которая где-то там болеет и умирает. Что ее честное слово в сравнении со смертью другого ребенка?
И как бороться с тем, что ребенка больного держат в подземелье, не дают медикаментов? Хоть бы в приют ее какой подбросил... нет слов. Он мог бы попросить и Васю рассказать отцу и тайно вызвать доктора, что только не сделаешь ради любви, но ничего не сделаешь, если и ребенок чужой и своя свобода дороже. Оба мира пребывают в искушении праздностью, и как бы Сиоран ее, эту праздность не превозносил, она вредна.
"Праздные люди замечают больше явлений и видят их глубже, чем люди деловые: никакой труд не ограничивает их кругозора; рожденные в вечное
воскресенье" и тд и т.п. Ну и что, ну и будьте праздными, только не в нашем мире, где ангелы "любят смотреть, как умирают дети". Здесь нужно работать.
К Короленко у меня претензий нет. Великий мастер. Все на месте: типичные характеры в типичных обстоятельствах. Система парных образов.
Образ куклы как истукана с того мира, где детей воспитывают тоже без тепла. но уже тепла душевного.
"Между баловнями судьбы и оборванцами бродят эти
почтенные голодающие, эксплуатируемые и теми, кто купается в роскоши, и
теми, кто одет в лохмотья, -- всеми теми, кто, испытывая отвращение к труду,
удобно устраиваются -- в салонах или на улице -- в зависимости от
удачливости или от призвания"(Сиоран). Пан судья был удачлив, пан Тыбурций - неудачлив.
Они, однако, оба удобно устроились.