Аннотация: Изучаем средства художественной изобразительности: пейзаж, интерьер,
В стихах Маяковского, Антакольского и Бродского, Ганина, Чигрина пейзаж часто становится натюрмортом, натюрморт - портретом, портрет-интерьером. Этот прием, взятый в пушкинском "Медном всаднике", в ХХ веке обрел странные очертания, продолжившие пушкинский абсурдизм. Где Нева мечется "как больной" в "постеле беспокойной" и интерьер комнаты больного переходит в пейзаж наводнения, там вещь - памятник становится портретом эпохи и несется за одним - самым пронзительным и самым правым из всех - недовольным.
Там девичьи лица ярче роз- портрет, рядом с ним пенистые бокалы и пунша пламень голубой - натюрморт, пейзаж и интерьер белых ночей. По сути, мы имеем дело с шеллигиантством, когда природа становится устрашающим автопортретом эпохи.
У Гоголя пейзаж становится анималистическим портретом - птица-тройка.
Маяковский:
"Черепа шкатулку вскройте,-
сверкнёт
драгоценнейший ум".
Портрет и натюрморт.
"Тысячеглаз надсмотрщик, фонари, фонари," -
Портрет и пейзаж.
"Заприте небо в провода,
Скрутите землю в улицы!"
Пейзажи в натюрмортах и наоборот. Кант сравнивал природный организм с органической структурой художественного произведения. Чтобы футуристу получить искомое художественное, нужно индустриальное сделать природным.
Кантор был близок к пониманию средства этой художественности, но свел к фантастике: "Одно превращение следует за другим. Фантастическая реальность разворачивается причудливо. Вот на подушке, ставшей льдиной, поэт плывет по Неве и оказывается под тем самым феерическим мостом, к которому он приковал себя в "Человеке"."
пейзаж с автопортретом и предметом интерьера - подушкой, о том ли не мечтали футуристы?
Исток антропоцентризма Маяковского- это русский реализм как создание систем образов, антропоцентричных систем с героем, который стоит в центре и через него - портрет- автор показывает всех других персонажей, через интерьеры, пейзажи, а его - через них.
В вашем
квартирном
маленьком мирике
для спален растут кучерявые лирики.
Что выищешь в этих болоночьих лириках?!
Меня вот
любить
учили
в Бутырках.
Большое в малом, малое в большом - линии пейзажа как линии перспективы путаются и дают футуристическую картину - сюрреализм.
Игра с опцией пространства - бинокль. Телефон связывает через космос один интерьер с другим - вещность стягивает интерьеры с пейзажами:
Вселенная
вся
как будто в бинокле,
в огромном бинокле (с другой стороны).
Горизонт распрямился
ровно-ровно.
Тесьма.
Натянут бичевкой тугой.
Край один -
я в моей комнате,
ты в своей комнате - край другой.
А между -
такая,
какая не снится,
какая-то гордая белой обновой,
через вселенную
легла Мясницкая
миниатюрой кости слоновой.
Бродский продолжает сюрреалистичность Маяковского и Пушкина. Его лирический герой - мера всех вещей.
Старый буфет извне
так же, как изнутри,
напоминает мне
Нотр-Дам де Пари. ----
- интерьер и пейзаж
вещь, как правило, пыль
не тщится перебороть,
не напрягает бровь.
Ибо пыль - это плоть
времени; плоть и кровь.
- это портрет и натюрморт.
Наконец, Бродский бы предпочел черный квадрат ничегоневидения, ни портретов, ни натюрмортов, ни пейзажей.
"Вещи и люди нас окружают. И те, и эти терзают глаз. Лучше жить в темноте. Я сижу на скамье в парке, глядя вослед проходящей семье. Мне опротивел свет".
Антакольский. Анималистический портрет в пейзаже:
И в сером асфальтовом сквере,
Где плачет фонтан, ошалев,
Отлично привинченный лев
Забыл, что считается зверем.
С пузырчатой пеной в ноздрях,
Кольчат и колюч, как репейник,
Дракон не теряет терпенья,
Он спит, ненароком застряв
Меж средневековьем и этим
Прохладным безветренным днем.
Ганин изображает некий хмурый портрет дневного пейзажа- темная и грустная сторона природы. Обнаружение духа в природе - это шаг в прекрасное по Гегелю, и создать портрет пейзажа - значит найти это прекрасное.
В нагих полях бредет в сермяге День,
Обрывки зорь за полы небо прячет,
Из мутных глаз течет унынья тень,
Седая борода дождями плачет.
Соединение средств художественной изобразительности мы видим и у Евгения Чигрина.
Соединение портрета и пейзажа:
За осенью, в которой стих подмёрз, как Вяземский в халате обветшалом,
Соединение портрета и натюрморта:
Вдыхая пыль, глотая абрикос, чертя судьбу, как блазнится, недаром -
Соединение интерьера и пейзажа с портретом:
Взлетает жизнь, забыв в шкафу крыла, и пропадает в городе брюхатом,
Куда спешишь, "бессмертная пора", стегнув себя некачественным матом?
Куда теперь, расстёгнутым на сто сиротств таких, что вспомнился б родитель В каком-нибудь заштопанном пальто, скорее безучастный небожитель?
Для того, чтобы признаться в том, что он любит водные пространства, Бродский на встрече с Рейном в Венеции несколько раз оговорился, что это 'не по Фройду'. Эта близость к воде - близость к материи, которая его не раздражает, если смотреть на нее долго. Но там публика из трех почти все время молчавших спутников была не та, чтобы пояснить это философски, для того у Бродского были другие собеседники- читатели, с которыми он на равных.
Для него одушевленное - один из видов неодушевленного, он сам плоть воды, хоть и не умеет плавать, но это разные вещи. Вода и не должна уметь плавать, ее задача- поглощать неумеющих и быть безбрежной.
Давно не воспринимаю его как поэта, только как философа - попытку некоей воды, сырого вещества, выразить себя в текущем слоге как волне. Такая вот читательская вольность, которой грешил и Шестов, не воспринимая Достоевского и Толстого иначе как философов. И ставил где-то выше Гегеля: "Глубокомыслием этих людей не удивишь, а что касается диалектики, то даже сам Гегель спасовал бы пред подпольным философом Достоевского".
Перефразируя Шестова, скажу, что сам Шеллинг спасовал бы перед философом натюрмортов, раскрывающим вещи изнутри самого бытия. Короткие замкнутые отрывки прозы ли, поэзии ли - это волны, задачей Бродского было лишь дать им горизонт.
Да, тут не по Фрейду. "У меня нет квалификации врача". (Бродский). И это значит, что он не в рамках человеческой уже психологии. Его антропоцентрика неодушевленного через лингвистическую логику течения смыслов.
Иосиф Бродский читает стих Сергея Есенина о разбойнике, отрезавшем свой ус и сунувшим его за икону, и пишет заголовок своего отрывка : "Натюрморт". Можно, конечно, дать ссылку, но Гоголь же не давал, когда вырисовывал в своем "Ревизоре" "Страшный суд" Микеланджело. Значит, рано или поздно догадаются, что читал, на что смотрел, когда рассуждал о мертвой и живой природе. Как эти две природы в ноосфере, однако, переплелись. Икона, ус - портрет это или натюрморт, что бы более подходило для определения?
Метафоры мать-Богородица, сын - Христос. Странные сближения. Уж не нарочно ли? Зачем Бродский закинул эту отсылку в конец рассуждения о людях и вещах? Натюрморте? Что там было у Есенина? Ус. Он предмет или тело, если отрезан? Распятие, икона - это вещь? Этот предметный, опредмеченный "бог земного круга" по мысли Пушкина, еще раньше перешедший от предметности и вещности к рождению бога. Не того, который жил... но который умер и выжил. Вещь на высшей стадии всех и всяческих эволюций когда она через свое бессмертие соединяет мир ушедших с миром печалящихся о них.
Гикал-ухал он под туманом, Подымалась пыль за курганом. А она в ответ, как не рада: "Уж ты сын ли мой, мое чадо!"
Сергей Есенин
Мать говорит Христу: - Ты мой сын или мой Бог? Ты прибит к кресту. Как я пойду домой?
Иосиф Бродский
Села и прижалась, смотрит кротко-кротко... "На кого ж похож ты, светлоглазый отрок?.. А! - сверкнули слезы над увядшим усом. - Это ты, о сын мой, смотришь Иисусом!"
Сергей Есенин
И все-таки портрет. Он же - очевидная кличка бунтовщика. Имя, вещь, бытие. Пейзаж может стать телом: 'синерукий восток поднимал свою тускль' (А.Белый. 'Маски') А тело - свечкой: 'Догорит золотистым пламенем/Из телесного воска свеча', где золотистое пламя - светлые волосы Есенина, а он сам - телесного воска свеча". Там же пейзаж-литургия, пейзаж-реквием, песня.