Мы уже говорили о системе отражений в монтажном "Герое нашего времени", где маленькое зеркальце Бэлы входит в зеркальце Максима Максимыча, отражается в зеркале проезжающего офицера - рассказчика первых глав и отражается в огромном зеркале автора сквозь повествование Печорина. Но обратимся к стихам. Там ключ.
Если рассматривать "Сон" Лермонтова как продолжение "Ворона" Пушкина, то тогда начнем с последней строки "Сна" -
И снилась ей долина Дагестана;
Знакомый труп лежал в долине той;
В его груди дымясь чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струей.
Конечно, это продолжение пушкинской прозорливости девушки, что явлена в предпоследнем четверостишии "Ворона":
Кем убит и отчего,
Знает сокол лишь его,
Да кобылка вороная,
Да хозяйка молодая.
С кобылкой все понятно, но откуда ж знает хозяйка молодая? Несомненно, тут чувство: она видит убийцу во сне своего пророчества.
Набоков дает стихотворению Лермонтова заголовок "Тройной сон" с новым понятием "лирический герой", о котором ни Лермонтов, ни Пушкин не знали, следовательно, его там могло и не быть.
Сокол в рощу улетел,
На кобылку недруг сел...
Соколиная охота, следовательно. И во время соколиной охоты кто-то предательски убивает богатыря. Это была женщина. Это она сидит сейчас на пиру и вспоминает знакомый труп. Богатыря убила жена, которая не поддерживала веселый разговор, потому что она уже видела труп.
Меж юных жен, увенчанных цветами,
Шел разговор веселый обо мне.
Но в разговор веселый не вступая,
Сидела там задумчиво одна...
Будем надеяться, Лермонтов разгадал загадку Пушкина "Кем убит и отчего".Сон девушки был явью.