Чернорицкая Ольга Леонидовна : другие произведения.

Символика цвета

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


   Символика цвета присутствует в стихах многих поэтов:
      -- Александр Блок - в эпоху зарождающегося кинематографа делал черно-белое кино с вкраплениями красных деталей: "Черный ветер и белый снег", "черная вуаль", в его стихах символизм цвета часто связан с романтическими и мистическими образами, такими как "синяя даль" или "розовое зарево",
      -- Сергей Есенин - у него символизм цветов обычно связан с русской природой, например, "роща золотая" или "синий туман", многие цвета автометафоричны, означают золотой цвет его волос, что иногда означается неявно: "ветер волосы мои как солому трепал"
      -- Анна Ахматова - ее стихи часто используют символизм цвета для передачи эмоционального состояния, например, "белый рай" или "черная тоска".
      -- Марина Цветаева - в ее цветовой палитре преобладают сверкающие оттенки "а я серебрюсь и сверкаю", "серебряный холод", ее поэзия богата символикой цвета, которая отражает сложную палитру эмоций и настроений, например, радость: "красный звон колоколов" или , "красный занавес", "красною кистью ". В стихотворениях "Девочка-смерть", "Декабрьская сказка", "Людовик XVII" преобладает юношеский розовый. В стихах к Блоку. "И тучи оводов...", "На скалах", "Отъезде", "Саре в Версальском монастыре", "Ах, золотые деньки!", в стихах о Москве. "Над синевою подмосковных рощ..." преобладает синий.
      -- Уильям Вордсворт - английский поэт-романтик, который использовал символику цвета для выражения чувств и настроений в своих стихах, например, в стихотворении "Нарциссы" ("I have heard it said that some...").
      -- Уолт Уитмен - американский поэт, использовал символизм цвета в своем стихотворении "Листья травы", например, "зеленое море травы" или "золотые поля".
  
   Цветовая метафора
   Когда говорят о цвете, имеют ввиду прежде всего форму - множество означающих при одном означаемом, и в нем одном подразумеваются они все. Так возникает цветовая метафора.

0x08 graphic
0x01 graphic

   Символика цвета идет из геральдики, геральдисты ищут смыслы в красном, голубом, зеленом вообще, безотносительно к конкретному гербу. Литературоведы ищут смыслы цвета в произведении в прямой зависимости от конкретного смысла, конкретной аллюзии. Чеховские вишни - красные как кровь переходят к Ю.Левитанскому, актуализируется смысл жертвы, неведомый Пете, вечному студенту.

Ну, полно, мне-то что быть в обиде!
Я посторонний. Я не при чем.
Рубите вишневый сад!
Рубите!
Он исторически обречен.
Вздор -- сантименты! Они тут лишни.
А ну, еще разик! Еще разок!
...И снова снятся мне
вишни, вишни,
красный-красный вишневый сок.
(Ю.Левитанский. Элегия)

Задание1 : Найдите в "Мастере и Маргарите" Булгакова все, что касается желтого цвета. Как вы думаете, чем обоснован выбор автора?
Задание 2. Определите символику цвета в рассказе Чехова "Человек в футляре".
Задание 3. Как связана символика цвета у А. Ганина с символикой жизни и смерти? Объясните отсутствие черного в смерти - как ее видит поэт.
Она придет, неведом час,
в дверях шаги прольет, как струи.
Придет и тихо поцелует
морщины у молящих глаз.
И небо синее в окне
последний раз светло приснится
и улетит к иной Весне
крылом незримой голубицы.
Под белым гробовым холстом
вздремнется телу тихо, сладко.
И кто-то ласковый украдкой
холст озарит златым крестом.
То Дед, давно умерший Дед,
весь в солнышке, в седом наряде,
объявится в луче лампады,--
и загорится звездный след.
И все, чем жизнь гнела и жгла,
спасет легко в прощальном часе.
И Дух вспарит из тины зла,
первоначально чист и ясен.
Стыдливо склонятся друзья,
качаясь в ладане и дыме,--
и встанем скорбью между ними,
глядя на труп, Она и я.
А за окном дела и сны,
в тоске и горечи бесплодной,
заплачут ветром мимолетным
на ухо вечной тишины.

0x08 graphic
0x01 graphic

   Почему у Пушкинского и Есенинского черного человека образовался серый костюм?
   Мой черный человек в костюме сером!..
Он был министром, домуправом, офицером,
Как злобный клоун он менял личины
И бил под дых, внезапно, без причины.

И, улыбаясь, мне ломали крылья,
Мой хрип порой похожим был на вой,
И я немел от боли и бессилья
И лишь шептал: "Спасибо, что живой".

Я суеверен был, искал приметы,
Что мол, пройдет, терпи, все ерунда...
Я даже прорывался в кабинеты
И зарекался: "Больше - никогда!"

Вокруг меня кликуши голосили:
"В Париж мотает, словно мы в Тюмень, -
Пора такого выгнать из России!
Давно пора, - видать, начальству лень".

Судачили про дачу и зарплату:
Мол, денег прорва, по ночам кую.
Я все отдам - берите без доплаты
Трехкомнатную камеру мою.

И мне да
вали добрые советы,
Чуть свысока похлопав по плечу,
Мои друзья - известные поэты:
Не стоит рифмовать "кричу - торчу".

И лопнула во мне терпенья жила -
И я со смертью перешел на ты,
Она давно возле меня кружила,
Побаивалась только хрипоты.

Я от суда скрываться не намерен:
Коль призовут - отвечу на вопрос.
Я до секунд всю жизнь свою измерил
И худо-бедно, но тащил свой воз.

Но знаю я, что лживо, а что свято, -
Я это понял все-таки давно.
Мой путь один, всего один, ребята, -
Мне выбора, по счастью, не дано.

В.Высоцкий, 1979

0x08 graphic
0x01 graphic

   ЯВЛЕНИЕ III
Подколесин один.
Я того мнения, что черный фрак как-то солиднее. Цветные больше идут секретарям, титулярным и прочей мелюзге, молокососно что-то. Те, которые чином повыше, должны больше наблюдать, как говорится, этого... вот позабыл слово! и хорошее слово, да позабыл. Да, батюшка, уж как ты там себе ни переворачивай, а надворный советник тот же полковник, только разве что мундир без эполет. Эй, Степан!
(Гоголь. Женитьба)

0x08 graphic
0x01 graphic

0x01 graphic

Желтые цветы

0x08 graphic
0x01 graphic

   В цветовой гамме особое место занимает черный - Черный квадрат Малевича и черный ворон из народных песен. Что в них общего?

0x08 graphic
0x01 graphic

   О Володе Высоцком я песню придумать хотел,
но дрожала рука и мотив со стихом не сходился...
Белый аист московский на белое небо взлетел,
черный аист московский на черную землю спустился.
Б.Окуджава
   Задание: Аист - автометафора, а также символ, означающий свободу, творчество (приносит детей). Но почему один белый, другой черный?
  

0x08 graphic
0x01 graphic

  
Лают бешено собаки
В затухающую даль,
Я пришел к вам в черном фраке,
Элегантный, как рояль.
Было холодно и мокро,
Жались тени по углам,
Проливали слезы стекла,
Как герои мелодрам.
Вы сидели на диване,
Походили на портрет.
Молча я сжимал в кармане
Леденящий пистолет.
Расположен книзу дулом
Сквозь карман он мог стрелять,
Я все думал, думал, думал --
Убивать, не убивать?
И от сырости осенней
Дрожи я сдержать не мог,
Вы упали на колени
У моих красивых ног.
Выстрел, дым, сверкнуло пламя,
Ничего уже не жаль.
Я лежал к дверям ногами --
Элегантный, как рояль.
А.Шпаликов
  
   Поясните смысл сравнения "элегантный как рояль". В каких стихах человек сравнивается с музыкальным инструментом? В чем суть сопоставления человека и рояля в черном цвете?

0x08 graphic
0x01 graphic

   Конь вороной - какую смысловую нагрузку несет указание масти коня? Бур-конь?

0x08 graphic
0x01 graphic

0x08 graphic
0x01 graphic

  Черный вечер.

    Белый снег.

    Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

    Ветер, ветер --

На всем Божьем свете!
Александр Блок. Двенадцать.

0x08 graphic
0x01 graphic

   От сумрачного вдохновенья
Так сладко выйти на простор,
Увидеть море в отдаленьи,
Деревья и вершины гор.
Солоноватый ветер дышит,
Зеленоватый серп встает,
Насторожившись, ухо слышит
Согласный хор земли и вод.
Сейчас по голубой пустыне,
Поэт, для одного тебя,
Промчится отрок на дельфине,
В рожок серебряный трубя.
И тихо, выступив из тени,
Плащом пурпуровым повит,
Гость неба встанет на колени
И сонный мир благословит.
(Г.Иванов)
Задание 1. Сопоставьте цветовые эпитеты с настроением стиха.
Задание 2. Как цветовые эпитеты коррелируют с оценочными?

0x08 graphic
0x01 graphic

   Найдите цветовые и световые образы и эпитеты. Как они взаимосвязаны?
   Заря поблекла, и редеет
Янтарных облаков гряда,
Прозрачный воздух холодеет,
И глухо плещется вода.
Священный сумрак белой ночи!
Неумолкающий прибой!
И снова вечность смотрит в очи
Гранитным сфинксом над Невой.
Томящий ветер дышит снова,
Рождая смутные мечты,
И вдохновения былого,
Железный город, полон ты!
Дрожат в воде аквамарины,
Всплывает легкая луна...
И времена Екатерины
Напоминает тишина.
Колдует душу сумрак сонный,
И шепчет голубой туман,
Что Александровской колонны
Еще не создал Монферран.
И плющ забвения не завил
Блеск славы давней и живой...
...Быть может, цесаревич Павел
Теперь проходит над Невой!..
Восторга слезы -- взор туманят,
Шаги далекие слышны...
Тоской о невозвратном -- ранят
Воспоминанья старины.
А волны бьются в смутной страсти,
Восток становится светлей,
И вдалеке чернеют снасти
И силуэты кораблей.
(Г. Иванова)

0x08 graphic
0x01 graphic

0x08 graphic
0x01 graphic

0x08 graphic
0x01 graphic

0x08 graphic
0x01 graphic

0x08 graphic
0x01 graphic

   Проясните символику цвета и света в выражении Добролюбова "Луч света в темном царстве". Обратите внимание при этом, Катерина никогда не бывает одна, все ее реплики в присутствиии представителей или жертв "темного царства". Может быть, она и хотела выглядеть среди всех как луч света?
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"