На вопрос, кто Печорин больше: фея или Томас Лермонт из семейной легенды, обычно все склоняются к тому, что он фея. Фее не обязательно всегда говорить правду: но этой правды она ждет от тех, кого испытывает.
Так и писатели: они ищут правду, очень часто обманывая. Профессия такая. Иначе образ не создашь, психологизмом сердца читателей не заполнишь.
Не менее интересно соединение семейной истории рода Толстых с историей народа в "Войне и мире". Дед, "прусский король", оказывая психологическое давление на будущую маму Льва Николаевича, сделал ее некрасивой, а его смерть развернула ей крылья. В писателе соединились религиозность матери и атеизм деда, а вот с мистицизмом - тут главный пунктик споров с отцом Амброием, дед гнал богомолок с их чудесами - бездельниц, а старцы Оптиной пустыни их привечают. Ну таков Толстой и в книгах своих.
И действительно, мистицизма в литературе и без Толстого хватает - родителям Гоголя Богородица друг на друга пальцем указывала, это было указание ноосферы идти писателю в сторону мистицизма.
Одним - мистицизм, другим - реализм, третьим - путь в волшебную страну.