Чернорицкая Ольга Леонидовна : другие произведения.

К вопросу о Фрейде и православии

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В дискуссионном клубе "Русского переплета" - обсуждение статьи Максима Солохина "Фрейд и Православие". Основная мысль статьи: между Фрейдом и христианством общее в сфере мучительной исповедальности, - человек во время психоанализа должен преодолеть в себе множество страхов и комплексов. По мнению автора, "собственно психоанализ есть некая АСКЕЗА УМА. Ум должен НАУЧИТЬСЯ НЕ ПРИНИМАТЬ ПОМЫСЛЫ к исполнению, а осознавать их как собственно помыслы, как психическое явление".http://www.pereplet.ru/text/solohin04feb04.html

  В дискуссионном клубе "Русского переплета" - обсуждение статьи Максима Солохина Фрейд и Православие . Основная мысль статьи: между Фрейдом и христианством общее в сфере мучительной исповедальности, - человек во время психоанализа должен преодолеть в себе множество страхов и комплексов.
  По мнению автора, "собственно психоанализ есть некая АСКЕЗА УМА. Ум должен НАУЧИТЬСЯ НЕ ПРИНИМАТЬ ПОМЫСЛЫ к исполнению, а осознавать их как собственно помыслы, как психическое явление".
  
  
  
  Фрейд []
  Фрейд создавал свою теорию не на пустом месте. Как философ, он в большей или меньшей степени старался осмыслить метафизические сомнения и тревоги, занимавшие его предшественников. Прежде всего, это идея грешной плоти, несомненно, связанная с христианским дискурсом. Не отрицая подлинности и силы человеческих страстей, он начисто устраняет их поэтическое истолкование и переносит сюжет на сугубо практическую почву.
  Его изыскания любопытны скорее в терапевтическом, нежели в философском плане. Не в силу того, что медицинский аспект не может стать предметом философского исследования: философии, как известно, подвластно все. И даже не потому, что употребление специальной терминологии применительно к интимной жизни может покоробить девственный слух православного философа: он априори не страшится никаких лингвистических или, положим, нравственных испытаний. Все гораздо сложнее.
  Автор статьи говорит о психоанализе как явлении исповедальном, сакральном по существу. Но исповедь многих и многих умных и замечательных философов, писателей говорит о том, что по сути, их души далеки от того либидо, которое поставил Фрейд в основу своей психоаналитической исповеди.
  Пушкин []
  Пушкинское "Нет, я не дорожу мятежным наслажденьем..." постулирует высочайшую степень свободы поэта от пресловутого телесного низа. А ведь в той деликатной сфере, которая была до поры до времени табуирована, в области сугубо сексуальных переживаний, Пушкин тем не менее сумел сказать своему читателю все, он был свободен и как никто другой избавлен тем самым от скрытых и закопанных глубоко в подсознание ПОМЫСЛОВ. Пушкин работал с потрясающей откровенностью - у него не было АСКЕЗЫ - пушкинское христианство - пир.
  Натюрморт к маленькой трагедии Пушкина Пир во время чумы  []
  Это не было пошлым или вульгарным - мы получили величайшие произведения искусства на прекраснейшем языке. Если бы о том же было сказано в то время языком медицинской науки - это было бы величайшим опошлением.
  Это был бы перевод сакрального текста в иную систему речи. Этот перевод сделал в интимной сферой Фрейд. Он дал другую вербальную свободу - свободу, доступную любому пошляку. И в этом отношении фрейдизм столь же далек от идеалов православия, насколько Пушкин к ним близок.
  На каком бы языке: медицинском, философском, метафизическом или бульварном не изъяснялся фрейдизм, это все равно будет опошление теологического континента. И началось это опошление уже во времена Декарта, когда человеческое поведение путем материализации стали лишать божественного смысла. Социология, лингвистика, психоанализ лишили человеческое поведение его божественного замысла.
  Фрейд понимал религию как торжествующую иллюзию, подобную ошибкам Колумба или алхимиков. Благодаря ошибке Колумба европейцы открыли Америку, а благодаря ошибкам церкви Фрейд открыл психоанализ. Священники думали, что путем исповеди они поднимаются к богу, а на самом деле избавляются от страхов, комплексов и психических заболеваний. Конечно, Фрейд вернул в орбиту психоанализа сверхъестественное, скорее, иррациональное. Но он это иррациональное ввел в схемы и стереотипы сеансов, связал все с эдиповым комплексом, комплексом Электры, свел все к либидо, заменив им БОЖЕСТВЕННУЮ ЛЮБОВЬ.
  Все это, несомненно, вульгаризация и тривиализация. Альтернативу психоанализу дает в своих исследованиях Юлия Кристева. Она возвращает христианство в психоанализ, делая постулатами 'Вначале было слово' и 'Бог есть любовь'. Кристева считает и психоанализ (такой, каким она его видит) и религию временными компромиссами. Для нее постмодернизм приравнен к структурному анализу веры, искусство способствует телесному здоровью человека. Но что это снова как не опошление, не попытка превратить искусство из цели в средство? Любое искусство, понимаемое как лекарство, пошло и недостойно называться искусством. Искусству нужно служить, а не делать его служанкой собственного тела.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"