Пушкинские интерьеры символичны. Интерьер комендантского дома, куда прибыл Гринев, хотя и был по старинному убранству всё тот, в котором оказалась царевна из сказки, тем не менее, относился не к богатырям, и даже не к самому капитану Миронову, а, скорее, к Пугачеву. "В углу стоял шкаф с посудой; на стене висел диплом офицерский за стеклом и в рамке; около него красовались лубочные картинки, представляющие взятие Кистрина и Очакова, также выбор невесты и погребение кота". Семилетняя война, русско-турецкая- все это войны, пройденные Пугачевым и, возможно, А.П.Гриневым, а дальше будущее: он поможет спаси невесту, еще неведомую ни Петру, ни тем более Пугачеву, и будет погребен как животное.
Другой пример. "Евгений Онегин".
Девочка начиталась французских книг. А тут он, герой их, явился в деревню в образе скучающего позера, разочарованного страдальца, у которого сложности с идеалом и который пребывает сейчас в самом расцвете своего романтического разочарования. Она найдет разгадки в интерьере Онегина. Столбик с куклою чугунной - это статуэтка Наполеона. Руки, сжатые крестом- наполеоновская поза. Портрет Байрона на стене. И все, она разочарована. Пародия- это приговор. Причем самой себе. не она ли писала ему романтизмы.
Романтизмы в письме Татьяны:
"... несчастной доле" - романтическое страдание из французских книжек.
"Не знала б горького мученья" - романтические страдания.
"То в вышнем суждено совете" - двоемирие.
"Вся жизнь моя была залогом" - возвышенность, двоемирие.
"Ты в сновиденьях мне являлся" - двоемирие. Сон как связь обоих миров.
"Ты говорил со мной в тиши" - двоемирие. Второй мир идеален, и там души изначально слиты.
"я здесь одна, Никто меня не понимает" - оторванность романтического героя от мира, его одиночество.
Романтизмы в арии Ленского, кстати, Басков на ней и сделал себе карьеру - самый молодой Ленский. Понимал ли он, что пел перепевы Шеллинга со Шлегелем в хаотичной последовательности?
Итак, они:
"В глубокой мгле таится он" - двоемирие, судьба срыта от этого мира, но известна в том.
"Паду ли я, стрелой пронзенный,
Иль мимо пролетит она,
Все благо" - романтическое безразличие к своей судьбе. Немецкий романтизм коренится в рыцарских романах.
"дева красоты" - хоть Татьяна по духу книг была ему ближе, он выбрал Ольгу по принципу красоты, ибо поэту нужна только Прекрасная дама, так положено по сюжету.
"Приди, приди: я твой супруг" - они не женаты, однако свадьбы вершатся судьбой - второй мир определяет события в первом.