Моцарт приводит к Сальери слепого музыканта. С точки зрения Сальери это фигляр презренный, а с точки зрения Пушкина - народность, которую не учел Сальери пройдя все три этапа от ремесленности к искусству.
1 этап.
Ремесло
Поставил я подножием искусству;
Я сделался ремесленник: перстам
Придал послушную, сухую беглость
И верность уху. Звуки умертвив,
Музыку я разъял, как труп. Поверил
Я алгеброй гармонию.
2 этап.
Тогда
Уже дерзнул, в науке искушенный,
Предаться неге творческой мечты.
Я стал творить; но в тишине, но в тайне,
Не смея помышлять еще о славе.
3 этап собственно мастерство и слава.
Упущена народность и ему никогда не достичь уровня Моцарта. В лице его он убивает народность искусства.
Кто не восхищается поэтами, которых любит народ, пребывает в гримасе Сальери.
Только великий мастер может восхититься Асадовым или дать на водку Полозковой, приведя ее в приличное место.
Так же и правительство, ориентированное на элиту, будет с завистью смотреть на те страны, которые не так далеки от народа.