Чернорицкая Ольга Леонидовна : другие произведения.

Монтажная композиция

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Монтажная композиция
  Ни один из видов искусства не образовался из пустоты. Кино возникло из театра и литературы. Комбинирование "точек съемки", "нарезка" и "склейка" появились задолго до кинематографа в фольклоре.
  Сказка про Костеньку, когда бабушка с дедушкой нашли косточку, качали- качали - выкачали ножки, качали-качали, выкачали ручки, качали-качали - выкачали головушку, качали-качали - выкачали туловище. Эта фрагментация телесности малыша - комбинирование элементов и "точек съемки". Нарезка и склейка. Это малышовое первое кино.
  Задание 1. Прочитайте отрывок из статьи С.Эйзенштейна "Монтаж". У кого он учился искусству кинематографа? Расскажите, как начинающий автор стал бы описывать сцену казни, которая у Пушкина состоит из трех элементов.
  "Возьмем "Полтаву" Пушкина. Остановимся на сцене казни Кочубея. В этой сцене тема "конца Кочубея" особенно остро выражена через образ "конца казни Кочубея". Сам же образ конца казни возникает и возрастает из сопоставления тех "документально" взятых изображений из трех деталей, которыми заканчивается казнь. Уж поздно, -- кто-то им сказал. И в поле перстом указал. Там роковой намост ломали, Молился в черных ризах поп, И на телегу подымали Два казака дубовый гроб. Трудно найти более сильный подбор деталей, чтобы во всем ужасе дать ощущение образа смерти, чем это сделано в финале сцены казни".
  Задание 2. Прочитайте отрывок из статьи С.Эйзенштейна и опишите события, которые не вошли в кадр. Почему восемь подков? Что было бы, если бы их было 4?
  "Возьмем из "Полтавы"
  Пушкина другую сцену, где Пушкин магически заставляет возникнуть перед
  читателем образ ночного побега во всей его красочности и эмоциональности:
   ...Никто не знал, когда и как Она сокрылась. Лишь рыбак. Той ночью слышал конский топот, Казачью речь и женский шепот...
   Три куска:
   1. Конский топот.
   2. Казачья речь.
   3. Женский шепот.
   Опять-таки три предметно выраженных (в звуке!) изображения слагаются в
  объединяющий их эмоционально переживаемый образ, в отличие от того, как
  воспринимались бы эти три явления, взятые вне всякой связи друг с другом.
  Этот метод применяется исключительно с целью вызвать нужное эмоциональное
  переживание в читателе. Именно переживание, так как информация о том, что
  Мария исчезла, самим же автором дана строчкой выше ("...Она сокрылась. Лишь
  рыбак..."). Сообщив о том, что она сокрылась, автор хочет, чтобы это еще
  было пережито читателем. И для этого он сразу же переходит на монтаж: тремя
  деталями, взятыми из элементов побега, он заставляет монтажно возникнуть
  образ ночного побегай через это в чувствах его пережить. К трем звуковым изображениям он присоединяет четвертое. Он как бы ставит точку. И для этого четвертое изображение он выбирает из другого измерения. Он дает его не звуковым, а зрительно-пластическим "крупным планом".
   ...И утром след осьмя подков /Был виден на росе лугов.
   Так "монтажен" Пушкин, когда он создает образ произведения.
  Задание 3. Прочитайте первую строфу "Полтавы" Пушкина. Докажите, что и там монтажная композиция. Разбейте на кадры. Подумайте, какие точки съемки удобны для изображения богатства Кочубея?
  Богат и славен Кочубей. 1
  Его луга необозримы;
  Там табуны его коней
  Пасутся вольны, нехранимы.
  Кругом Полтавы хутора 2
  Окружены его садами,
  И много у него добра,
  Мехов, атласа, серебра
  И на виду и под замками.
  Но Кочубей богат и горд
  Не долгогривыми конями,
  Не златом, данью крымских орд,
  Не родовыми хуторами,
  Прекрасной дочерью своей
  Гордится старый Кочубей.
  
  Задание. 4. Прочитайте анализ строчек Маяковского, сделанный Эйзенштейном. Найдите в других стихах Маяковского монтаж, распишите их покадрово.
  "Обычно начертание поэмы придерживается записи строф, разделенных по
  метрическому членению -- по стихам. Но мы имеем в поэзии и мощного
  представителя другого начертания -- Маяковского. В его "рубленой строке"
  расчленения ведутся не по границам стиха, а по границам "кадров".
   Маяковский делит не по стиху:
   Пустота. Летите, В звезды врезываясь.
   а делит по "кадрам":
   Пустота...
   Летите,
   Б звезды врезываясь.
   При этом Маяковский разрубает строчку так, как это делал бы опытный
  монтажер, выстраивающий типичную сцену столкновения ("звезд" и "Есенина").
  Сперва -- один. Потом -- другой. Затем столкновение того и другого".
  Задание 5. Прочитайте поэму Маяковского "Флейта-позвоночник". Докажите, что здесь монтажная композиция. Есть ли в ней элементы трэша, фантасмагории? Какой тип кино вам это напоминает?
  Задание 6. Нарисуйте раскадровку стихотворения Маяковского "Лиличка". Какие кадры в этой любовной мизансцене невозможно снять без использования мультипликации?
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"