Аннотация: Этапы работы над текстом, они же этапы формирования литературоведа.
Этапы формирования литературоведа можно свести к гегелевской триаде познания:
"Самое легкое - обсуждать то, в чем есть содержательность и основательность, труднее - его постичь, самое трудное - то, что объединяет и то и другое, - воспроизвести его" (Феноменология духа).
Что такое критик, обсуждающий текст? Он получил от текста некое удовольствие-неудовольствие, он может сделать какие-то замечания относительно происходящего в произведении, посмотреть на него с какого-то угла зрения.
Что такое критик, постигающий текст? Ведь здесь угол зрения никак не годится. Нужно постигнуть всю богатую полноту его определенности, а для этого как ни странно, редуцировать все то, что дал первый этап - отвлечься от "нравится- не нравится" - оценочные суждения выкинуть из головы вообще, выйти из того угла зрения, в котором находился первоначально, то есть отсечь социальные, политические аспекты и убрать вообще все эмоции, составив о тексте СЕРЬЕЗНОЕ суждение, неангажированное, непредвзятое, безоценочное.
Третий этап - этап воспроизведения не значит, что нужно выучить произведение наизусть и рассказать его. Напротив, здесь следует говорить о воспроизведении творческо-критическом, о серьезном структурном анализе произведения. Единственной формой, адекватной художественному произведению может быть философская истина о нем. И тогда любовь к произведению воплотится в новое произведение литературоведческого характера.