Саморефлексия - разговор с самим собой. (Тютчев 'Коршун', 'О, как убийственно мы любим')
Задание 1. Прочитайте стихотворение 'Коршун'. Найдите автометафору. Найдите автоиронию. Как вы думаете, может ли сам Тютчев сказать, что он 'прирос к земли'? Где, по-вашему, находится творческая личность - на небе или на земле? Почему оппозиция 'небо -земля' здесь можно трактовать как бесконечность и конечность?
Если мы исследуем творчество Тютчева в рамках подражания Гете - его философским миниатюрам, когда субъект деиндивидуализируется в бесконечности повторений, то непременно начинаем с "Коршуна", ибо коршун - это автопортрет. Смотрим на портрет Тютчева и видим что-то птичье в его облике. Острый нос, острый подбородок. Типичное раздвоение, Тютчев-дипломат - на земле, Тютчев- поэт - в небе. 'Два мощных, два живых крыла'... Одно из них- русский материализм, другое - русский идеализм. Но идеалисты могут и ходить по земле, и парить в небе, тогда как материалистам этого не дано. Отсюда такая ирония:
Природа-мать ему дала
Два мощных, два живых крыла -
А я здесь в поте и в пыли, Я, царь земли, прирос к земли!..
Разговор с самим собой происходит у первой ипостаси - земной. Небесная ипостась невербализована. Осмысляется свободное как выход за пределы конечного и конечное, как имманентно тянущееся за свои пределы.
Задание 2. Прочитайте стихотворение 'О, как убийственно мы любим'. Найдите аналогии с отношениями Демон-Тамара и Фауст-Маргарита. Составьте небольшой текст-рассуждение о вечности темы страсти и страдания. В чем вы видите признаки разговора с самим собой? Как вы думаете, почему Тютчев избрал именно эту форму?