Суть "Превращения" трудолюбивого мальчика в беспомощное насекомое - в приведении к абсурду идеи Гёте о труде как смысле человеческого существования. Еще в Прологе мы видим весь пафосный протестантизм, некоую насмешку над католической литургией, восхваляющей Господа, прерываемую диалогом Господа с Мефистофелем, диалогом, который восхваление сводит на нет: человек настолько несчастен в своем пути, что даже черту его жалко. Так почему же будет какое-то исключение для просветленного в своей отвественности и своем трудолюбии Грегоре ли, Фаусте ли... Каине ли....
Человек сам превращает себя в насекомое этой земли, трудясь во имя спасения многих бездельников. Не будет трудиться он - начнут шевелиться и трудиться бездельники, что и произошло с отцом Грегора.
Трудись, трудись! Но почему я должен
Трудиться? Потому, что мой отец
Утратил рай. Но в чем же я виновен? (Байрон)
Мы уже знаем, что в методе приведения к абсурду за истину первоначально берется то, что хотят отрицать. Остановившись, прекрасное мгновение воплотилось в Грегора Замзу, и выяснилось, что не только никакого счастья труд и отвественность не приносят, но, напротив, они порождают нахлебников, которые закидают их спасителя яблоками, теми самыми, от которых претерпел на заре человеческого существования сам бог. Если принять за истину, что счастье в труде и отвественности, к чему сколонялся не только Гете, но и весь протестантизм, то что же тогда не сработало у Грегора? Душа или тело? Особенности зла в том, что это парная трансляция, и отделять - значит, страдать.
Гретхен сетовала - зачем Фаусту, ищущему истину, такой друг как Мефистофель. По сути, зачем для познания добра нужно зло. Но таков путь естественного интеллекта - лишь сроднившись с негативным, духом разрушения, приходят к истине.
Удивительно, что "Фауст" весь - от субъективного духа истории, воплощенного в Гретхен, до объективного, выраженного страстью античности - прекрасной Еленой, что стали воплощением плотских желаний Фауста, представляет собой весь предварительный путь человека к просвещенному уму: чувственность Востока и мистицизм - в Гретхен его предостаточно - сменяется страстностью античности, прекрасной Еленой, порождает эпоху Возрождения, освещает весь путь абсолютного духа. И что в итоге? А в итоге Кафка, ставший былью. Курьер, менеджер - вечная золотая рыбка нынешней истории - трагический персонаж уже хотя бы потому, что он чувствует свою отвественность перед богом и людьми как человек, являясь при этом насекомым.
Не случайно Пристли начинает свое "31 июня" с труда, а заканчивает пиром, где представители 21 века славят прогресс, при этом намереваясь подсесть поближе к другому концу стола - к яствам 12 века.