1 Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, 2 и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. 3 И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. 4 Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. 5 Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, 6 и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. 7 Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего. 8 Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, 9 и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. 10 Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. 11 Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему. (От Матфея 4:1-11)
Итак, чиновник от медицины, величайший психолог Искуситель дает верные советы, как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей: преврати камни в хлебы и люди к тебе потянутся. По сути, раздолби все камни твоего твердого учения в песок, на этой земле вырасти хлеб, простое познание - сделай это сам для человека, и он станет поклоняться тебе. Ему все должно быть доступно и понятно. Чем понятнее и проще будут пути его познания и самопознания - тем лучше. Принцип доступности - важнейший принцип современной психологизированной педагогики. Но Христос отверг это. Нет, разумеется, человек к познанию должен идти сам, и сам обрабатывать почву своей мудрости.
Второе искушение: чудо - удиви. Психическая реакция удивления помогает манипулировать человеком. Но и это отверг Христос. А ведь какой замечательный совет был. Через удивление наши психологи всю педагогику в начальных классах школы строят.
И вот дух предлагает власть над всеми царствами мира, если Тот ему поклонится. Большинство христианских толкователей, в частности, Жак Элюль, усматривали в этом критику государственной власти - якобы она от сатаны.
Но на самом деле тут не власть как таковая должна смутить Христа, а сам факт поклонения ПСИХОЛОГУ всех времен и народов.
Не Бог, а реальный человек, Фауст, по замыслу Гете, все-таки искушается психологическими советами своего спутника Мефистофеля, который, несомненно, воплощение того самого духа, на это дает косвенное указание Гете, дав к одному из искушений Фауста цитату из того же библейского эпизода:
Что мне природа? Чем она ни будь,
Но черт ее соавтор, вот в чем суть.
Мы с жилкой творческой, мы род могучий,
Безумцы, бунтари. Взгляни на кручи.
Вся ширь земная - дело наших рук.
Теперь ты облетел ее вокруг.
В какой-нибудь из точек перелета
Спуститься ты не ощутил охоты?
Ты видел как-никак с высот своих
"Все царства мира и всю славу их".
(Матф. IV, 8.)
Но ты брюзглив, и кругозор привольный
Не властен над душою недовольной.
"Фауст" - драма, раскрывающая подлинный смысл человеческого существования. При этом роль Мефистофеля - это роль методолога, на все вопросы самопознания могущего ответить лишь в низком модусе бытийственности, максимально приближенном к земле, а, следовательно, и к аду. "Творенье не годится никуда" - это основа основ психоаналитиков, призванных устранить ущербность своего сотворенного Б-гом пациента - вылечить его, открыть ему глаза на простые вещи. Что, собственно, и делает Мефистофель.
Психолог начинает со снятия стресса у Фауста. Эльфы действуют подобно психотропным средствам: стирают из памяти воспоминания о постигшем Фауста ударе:
Эльфов маленьких участье
Всем в беде уделено,
По заслугам ли несчастье,
Или без вины оно.
Если человека мучает совесть - это не более, чем комплексы, которые можно одолеть, ведь есть жизненные силы, вселяющие бодрость в человека. Мефистофель знакомит Фауста с "малым светом", с "большим", учит его делать карьеру. И все это он делает как тонкий психолог.
Но Фауст, как назло, стремится к чему-то большему. Он плохой, скверный ученик. Хотя сопротивляется слабо и в конце-концов поддается, конечно, текущим советам и назиданиям, мелким психологическим провокациям, бьющим по самолюбию:
Опять кипит, опять в обиде!
Ступай утешь ее, глупец!
В смятенье выхода не видя,
Ты думаешь, всему конец?
Ты был всегда храбрец мужчина,
Так что ж ты пятишься назад?
Что оробел ты, дурачина,
Когда тебе сам черт не брат?
Блестящим учеником Мефистофеля мог бы быть разве что искусственный Гомункул, скороспелый всезнайка, у которого действительно нет никаких комплексов и, с точки зрения психологов, в нем единственная ущербность - отсутствие тела. Но разве психологи занимаются телом? Если только как средством для лечения опять той же души.
Но даже Гомункул - идеальная безкомплексная психическая организация - несчастлива, томится по существованию, по грешной и реальной жизни, по плоти, по реальному существованию в сложном и далеко непсихологичном мире.