Чернорицкая Ольга Леонидовна : другие произведения.

Александр Шленский: "Художник, канонир и козни дьявола". Рецензия

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Что чаще всего случается с великими произведениями искусства, если они созданы не на необитаемом острове и не снесены в лес для пользования зверьми и птицами, как это делал в свою бытность Леонардо да Винчи? Они тут же попадают под действие законов общества, государства и церкви, как это и описано у Александра Шленского в его произведении Художник, канонир и козни дьявола Также небольшой эскурс в способ постороения картины мира: Бухгалтер, паук и всеведущий Господь

  Художник, канонир и козни дьявола
  
  Ирония автора адресна и прозрачна. Поначалу все выглядит так, как будто бы прав художник. Он действительно в своем как бы праве представлять мир таким, каким видит. А заказчик с самого начала смешон в своих глупых претензиях. Но когда автор все доводит до абсурда, то заказчик становится слишком, сверх меры наказанным, и его жалко, а художник сверх меры жестоким, а его деяния дьявольскими. Жители же оказались и вовсе идиотами: они были свидетелями абсурдных обвинений, абсурдного поединка, оказались на месте абсурдной казни, сами включались в процесс правосудия, подкидывая ослиные лепешки к крыльцу заказчика.
  А ведь ничего, собственно, не произошло. Просто в неразрешимый спор между двумя людьми, каждый из которых по-своему прав (парадокс), вмешались одновременно общество с его доксами и государство с его законами и церковь с ее. Причем ни у государства, ни у общества, ни у церкви нет ни культурной, ни политической воли. Нет у них и иммунитета против абсурда и дьявольщины. И нет именно потому, почему вообще возможно присутствие метода reductio ad absurdum в человеческой культуре - благодаря инерции мышления. Александр Шленский обыгрывает эту ситуацию так: "Но встречаются и такие законы, которые и не знаешь, откуда взялись и для чего они и для кого были написаны. Да только так уж заведено от века - есть закон, глупый ли, умный ли, так значит надо его исполнять и не перечить, вот и все тут. И ведь правильно это! Потому что если сегодня перестать исполнять закон глупый и бесполезный, так завтра, выходит, можно и умный закон глупым объявить и тоже не исполнять! И что тогда начнется вокруг?" На этой нехитрой мысли был уже постороен "Калигула" Камю, но там кажется обошлось меньшими жертвами: Камю пощадил хотя бы искусство. Шленский абсолютно беспощаден и к нему.
  Сокрушительное обаяние дьявольского искусства методично и последовательно действует против заказчика, используя публику. И именно она играет главную роль в действе. Она именно и есть та среда, которая в ограниченности своей становится прекрасным подспорьем дьяволовым усладам. "На следующее утро на городской площади яблоку было негде упасть. Людей сошлось видимо-невидимо, все желали увидеть кулачный поединок между канониром и художником своими глазами. Мальчишки обсели все деревья и каменные выступы в близлежащих стенах. Народ толкался, бранился и спорил, и некоторые даже разгорячились уже настолько, что, не дожидаясь начала поединка, сами успели затеять потасовку и надавать друг другу тумаков, оплеух и затрещин, и все это без судьи и всяческих правил, чтобы только долго не томиться и быстрее почувствовать облегчение".
  Баратынский писал Ивану Киреевскому: "Виланд, кажется, говорил, что ежели б он жил на необитаемом острове, он с таким же тщанием отделывал бы свои стихи, как в кругу любителей литературы. Надо было нам доказать, что Виланд говорил от сердца... Наш бескорыстный труд докажет высокую моральность мышления". Но Баратынский не учел, что эта моральность мышления действительна только пока творец находится на необитаемом острове. Как только творение его попадает в среду, где есть общество, государство и религия, как оно тут же попадает в пучину людских предрассудков и глупейших законов. Публика и сама не ведает, что участвует в свальном грехе. Эта ее наивность и способствует развитию всех без исключения кровавых событий истории.
  Бухгалтер, паук и всеведущий Господь Все три элемента, включенные в иерархию сущностей бухгалтера: бог, паук и он между ними - выстроены по вертикали. Рассказчик задает некую горизонталь: хищник-жертва. Человек-паук, потому что он тоже постоянно кого-то поедает и Бог-паук, потому что и он кровожаден. Все три элемента - пауки, и три элемента - жертвы: муха- реальная жертва паука, паук - возможная жертва человека, и человек - жертва Бога. Вопрос: чья жертва - Бог, кто паук богу, был собственно, задан уже (правда в косвенной форме) самим бухгалтером. Получается интересная картина мира, сама как паутинка - вся на бинарных оппозициях. Три ниточки параллельно - одна выше другой: паук-человек-бог, три ниточки им перпендикулярно, сами себе параллельно: муха, паук, человек.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"