Аннотация: Анализ подтекстов. "Три пальмы" Лермонтова как плач по Пушкину. Урок-подготовка к ЕГЭ
Где в стихотворении Лермонтова метонимия?
ОТВЕТ: Части тела вместо всего человека, "топор застучал", или вдруг отсутствие человека, где он есть "кувшины...налилися водою", ясно, что не сами, что это человек наливал воду. Метонимия - перенос по смежности, часть вместо целого, многое вместо одного и один вместо многого. Таким образом и три пальмы- это метонимия, ведь под тремя Лермонтов имел ввиду одного человека, питомца столетий, Пушкина.
УЧЕНИК: Что позволяет предположить, что Три пальмы - это Пушкин?
ОТВЕТ: Пальмы, как и Пушкин, "питомцы столетий", они кивают "махровой главою", без них ручью-Лермонтову очень плохо. "Ничей благосклонный не радуя взор"- Пушкин хотел уехать за границу, чтобы найти там благосклонного читателя. Аллегория указывает на трагическую гибель, о которой Лермонтову в ту пору НЕЛЬЗЯ БЫЛО ГОВОРИТЬ из-за цензуры.Возможно, это аллегория, некая абстракция, обозначающая всех таких поэтов, питомцев столетий.
УЧЕНИК: Почему родник - это Лермонтов?
ОТВЕТ: Эпитет "холодный" - основное свойство его поэзии. "Пробивался" - о нем мало кто знал в то время. Он засыхает без Трех пальм - Лермонтов чувствует, что ему мало осталось.
УЧЕНИК Где здесь метафоры?
ОТВЕТ: "Сумрак упал", "питомцы столетий", одежда (листья), тела (ствол), автометафора "родник".
УЧЕНИК Где еще встречается автометафора "родник"? Наверняка не только Лермонтов считал свои стихи чистыми и прозрачными как ручей...
ОТВЕТ:
'Ручеёк' - Иван Бунин. Автор, как и ручеек, чувствует себя "средь скудных берегов", но стремится к расширению своего влияния: "Придет он к морю, где залив Пред ним раскроет даль широко".
'Черный ручей' - Белла Ахмадулина. Поэтесса сравнивает свою жизнь с озорным и проворным ручьем- под стать своему характеру.
"Черемуха" Сергей Есенин - Ручей певуч, поэтичен. "Ручей волной гремучею Все ветки обдает И вкрадчиво под кручею Ей песенки поет".
'Весенние воды' - Фёдор Тютчев. Весенние ручейки, как молодые поэты провозглашают свободу, о которой так мечтали романтики.
"Альтер эго" - Афанасий Фет. Поэт сравнивает себя с нагорным ручьем - Кестальский источник - а свою возлюбленную - с лилией (андрогинное начало поэзии).
'Душа хранит' - Николай Рубцов . Свет души внутри источника. "Вода недвижнее стекла. И в глубине её светло. И только щука, как стрела, Пронзает водное стекло".
"Мы с тобой два берега у одной реки", - популярная песня придает значение реке как единству душ поэта и возлюбленной.
"Речка и тропка" А.Яшин - поэт называет речкой девушку, себя - тропкой, которая бежит за речкой куда угодно.
. "Если я богат, как царь морской", бардовская песня с припевом: "Родники мои серебряные, Золотые мои россыпи!"- отсылка к Kастальскому источнику на Парнасе - обиталищу муз.
УЧЕНИК: Кто из поэтов представляет себя в виде деревьев?
ОТВЕТ: Пушкин сидел под дубом, который стоит у Лукоморья, но и сам он дуб, могучий великан в мире поэзии.
Строчки 'Я такое дерево' написаны российским поэтом армянского происхождения Г. Поженяном.
В древесной лирике Хельги Ольшванг деревья и поэтесса - одно целое.
Аллегорическое стихотворение Лермонтова, в нем все - иносказание, относящееся к оазису поэзии. Это пророческое стихотворение, предвещающее гибель поэта (закрытие портала поэзии вслед за Пушкиным, установление поэтического безвременья).
Начинаем с того, что выписываем все средства художественной выразительности в пять столбиков: метонимия, эпитет, аллегория, сравнение, олицетворение.
Самыми большими столбцами получаются те, где эпитет и аллегория. Что ни эпитет, то аллегория.
Холодный, бесплодный, махровая глава, пепел седой и холодный ...
"От знойных лучей и летучих песков", - эпитеты указывают на отношение к поэтам - их ссылают, их гонят.
'На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?
Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор?..
Риторические вопросы - совершенно бесполезно просить, чтобы Пушкина выпустили из России.
Сравнения, в том числе в творительном падеже - относятся к людям, к движению читателей к книгам Пушкина:
Столбом уж крутился песок золотой,
Звонком раздавались нестройные звуки
И шел, колыхаясь, как в море челнок,
Верблюд за верблюдом, взрывая песок.
Взрыв песка- образ вызывает напряжение, взрыв эмоций от стихов Лермонтова и Пушкина. Здесь же антитеза: замалчивание сменилось громкой славой.
Что касается средств изобразительности, то здесь пейзаж и он же портрет. Причем портрет Лермонтова - ручей. Портрет Пушкина - три пальмы с махровой главою.
Роскошные листья - эпитет, относящийся и к роскошной поэзии.
"Звучный ручей" - автометафора, характеристика лермонтовской поэзии.
Задание1. Прочитайте отрывок, найдите эпитеты и определите, какие свойства поэзии Пушкина и Лермонтова им соответствуют:
В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной,
Хранимый, под сенью зеленых листов,
От знойных лучей и летучих песков.
Б.И. Эйхенбаум писал о 'Трех пальмах': 'Стихотворение кажется возражением Пушкину. Для Лермонтова неприемлема пушкинская гармония, мирный финал трагической темы для него немыслим".
На самом деле стихотворение специально написано по Пушкину. Но написано не для подражания и не для опровержения - это плач по Пушкину, такой же как 'Выхожу один я на дорогу'.
Задание 2. Прочитайте отрывок. Докажите, что здесь имеются черты плача - древнего обрядового жанра:
Когда же на запад умчался туман,
Урочный свой путь совершал караван;
И следом печальный на почве бесплодной
Виднелся лишь пепел седой и холодный;
И солнце остатки сухие дожгло,
А ветром их в степи потом разнесло.
И ныне все дико и пусто кругом -
Не шепчутся листья с гремучим ключом:
Напрасно пророка о тени он просит -
Его лишь песок раскаленный заносит
Да коршун хохлатый, степной нелюдим,
Добычу терзает и щиплет над ним.
Это стихотворение было написано в эпоху Николая I, которая для Лермонтова была удушливой, пустынной. Не случайно использован эпитет "почва бесплодная и образ засушливой пустыни, на которой остался один оазис с водой для пристанища путников, который аллегорически обозначал поэзию, которая еще жила, а в ней Пушкина и Лермонтова.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной.
Почва бесплодная была уже в "Тучах" - там тоже олицетворяла эпоху Николая I, бесплодную, бездуховную, не способную к восприятию поэзии.
Он, Лермонтов, в контексте данного произведения - холодный сверкающий родник. (Да, Лермонтов именно блестящий, именно холодный и чистый!) Находится в тени Трех пальм - Пушкина.
Ничей благосклонный не радуя взор - благосклонным может быть взор читателя, уже отсюда критикам бы догадаться....
Пушкин представлен в виде трех пальм - почему трех? Потому он для Лермонтова он представлял собой что-то божественное, как Троица.
Лермонтов- ручей, о чем говорит эпитет 'Хранимый под сенью зеленых листов' и он благодаря им вырос в стихах, его не засыпало песком, он понимал, что Пушкин его старше, выше. А сам совсем молодой, и очень нуждается в поддержке.
Пушкин (пальмы) начал роптать, что никому не нужен, не замечая под собой родник, что нужен он Лермонтову только во всем мире. Бог услышал его ропот и послал людей (там женские руки и очи - главное).
Их смуглые ручки порой подымали,
И черные очи оттуда сверкали...
Люди срубили три пальмы - убили Пушкина - и воспользовались им. Какова тут роль женщины? - она закрыта, как и сама женщина, лишь метонимия: ручки вместо ее, очи вместо ее..
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
Одежду их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли до утра их огнем.
Метафора "питомцы столетий" многозначна. Пушкина вскормили столетия, он один - воспитанник столетий, такие поэты рождаются раз в столетия...
Задание 3. Подумайте, почему здесь 'топор застучал' не олицетворение, а метонимия? Чему может соответствовать древняя аллегория: одежда, тела, огонь.
Важно, что тут редкий случай Лермонтовым используется метафора. Обычно он использует метонимию. А тут "питомцы столетий". Да, Пушкин именно питомец столетий!
Без светоча, точнее тени, родник стал засыхать:
Напрасно пророка о тени он просит -
Его лишь песок раскаленный заносит
И осталось ему недолго. Лермонтову осталось жить два года. Он стал засыхать - и какой-то критик- коршун клюет свою добычу.
Задание 4. Объясните образ коршуна в приведенной цитате.
Задание 5. Объясните смысл метафоры-философемы " сумрак упал".
Задание 6. Поясните причину аллегоричности стихов Лермонтова.
Если я богат, как царь морской,
Крикни только мне: 'Лови блесну!' -
Мир подводный и надводный свой,
Не задумываясь, выплесну!
Дом хрустальный на горе для неё.
Сам, как пёс бы, так и рос в цепи.
Родники мои серебряные,
Золотые мои россыпи!
Как образ Мадонны Рафаэля связан с чистотой и серебристостью родников?
Что означает сравнение с царем морским?
Какой образ создает Высоцкий, описывая своего героя как 'богача'?
Как в стихотворении В.Высоцкого отразилась символика Kастальского источника? О каком множестве родников идет речь?
Почему сравнение с псом наводит на размышление о земных желаниях? Как связана с этим образом песня "Идет охота на волков"?
Богам войны, в частности, Одину приносили в жертву волков, собак и людей, совершивших преступление потому "ставших волками". Поясните значение жертвы в этой песне Высоцкого.
Как здесь работает олицетворение телесности - пес и духовности - хрусталь? Составляют ли они антитезу?
Как вы думаете, что такое 'богатство', по мнению Высоцкого, и что оно может включать в себя?
Что мешает отнести это стихотворение к любовной лирике?