Перенос свойств предмета на лирического героя с целью самоидентификации называется автометафорой. Автометафора- материализация возможности встречи автора с самим собой. Предельные результаты саморефлексии, складывающиеся в отдельный образ.
Она возникает на перекрестке метафоры и метаморфозы. Автометафора Базарова 'нигилист' так и не стала метаморфозой, он не вышел за пределы своего социального слоя - лекарей, ученых-естествоиспытателей, для которых клятва Гиппократа, нравственность и наука всегда будут на первом месте, а ярлыки , в том числе ярлык 'нигилиста' так и останутся автометафорой без реального перевоплощения в представителя творческой богемы, не чтящего никаких авторитетов.
Увлечение художников Серебряного века теорией относительности и психологическими опытами Пьера Жане по различению волевых и автоматических действий, обоснование им феномена диссоциации породило массу субъективистских толкований в применении теории к искусству, живописи, литературе. Начались поиски подсознательного. К. С. Малевич искал границы между Я и не-Я: 'Трудно и даже невозможно определить мое начало как субъекта, где я начинаюсь и кончаюсь, где те границы, которые оформили бы меня'. Но та же самая трудность была и в двумя веками раньше, если не сказать, что она стара, как мир. Черный квадрат - автометафора. Его в природе не существует, как и прямых линий - это выражение, так и чисто черного цвета. У него есть углы, которые могут говорить о твердом характере, прямолинейности, довольно серьезный, но простой. Черный - закрытость, мрачность взгляда на мир. Ограниченность, плоскость мышления автора, - как сказали бы придирчивые критики. Нежелание реализма.
Звонкий ручей из "Трех пальм" - автометафора М.Ю.Лермонтова - холодный, чистый, прозрачный. Как сам романтизм...
Упырь, мертвец - это автометафора авторов-постмодернистов, каждый в душе умершего века умерший потребитель: вечный, зло, с которым мир вынужден мириться, он ничего не производит, без фантазии и, собственно, мозга. Действительно, вампир, который только сосет чужую кровь, жизнь, молодость, деньги, упырь, мертвяк, квази, начиная с 'Ночного дозора' Сергея Лукьяненко и заканчивая "Кваzи" стал культовым героем прозы. Бред Питт с Томом Крузом в 'Интервью с вампиром', Пелевин со своими мертвяками-лисами, чекистами и масонами. Создастся ли 'Священной книги оборотня' Пелевина секта, как от "Льда" Сорокина. Вот почему современная литература так не нравится читателям с 'пылающей грудью' и так нравится мертвому в душе своей современному буржуазному читателю.
То сравнение, в котором есть элемент Я, называется автометафорой. Иногда он скрыт глубоко, но в рамках мифологии мы можем понять, что автор скрыт в одном из старинных библейских образов.
У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.
Как горько было сердцу молодому,
Когда я уходил с отцовского двора,
Сказать прости родному дому!
У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.
Как бьется сердце, горестно и громко,
Когда вхожу, крестясь, в чужой, наемный дом
С своей уж ветхою котомкой!
(И.Бунин)
Итак, мы видим котомку и чужбину, вспоминаем из Библии ... кого?
Задание 1. Найдите в оде Державина 'Бог' автометафоры. Если Малевич квадрат, то Державин другая геометрическая фигура, а именно ....
Можно ли все эти автометафоры назвать метаморфозами? А если идти от предиката к субъекту?
Ты есть!- природы чин вещает,
Гласит мое мне сердце то,
Меня мой разум уверяет,
Ты есть - и я уж не ничто!
Частица целой я вселенной,
Поставлен, мнится мне, в почтенной
Средине естества я той,
Где кончил тварей ты телесных,
Где начал ты духов небесных
И цепь существ связал всех мной.
Я связь миров, повсюду сущих,
Я крайня степень вещества;
Я средоточие живущих,
Черта начальна божества;
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь - я раб - я червь - я бог!
Но, будучи я столь чудесен,
Отколе происшел? - безвестен;
А сам собой я быть не мог.
Твое созданье я, создатель!
Твоей премудрости я тварь,
Источник жизни, благ податель,
Душа души моей и царь!
Твоей то правде нужно было,
Чтоб смертну бездну преходило
Мое бессмертно бытие;
Чтоб дух мой в смертность облачился
И чтоб чрез смерть я возвратился,
Отец! - в бессмертие твое.
Неизъяснимый, непостижный!
Я знаю, что души моей
Воображении бессильны
И тени начертать твоей;
Но если славословить должно,
То слабым смертным невозможно
Тебя ничем иным почтить,
Как им к тебе лишь возвышаться,
В безмерной разности теряться
И благодарны слезы лить.
В некоторых случаях единый образ пронизывает все стихотворение как саморефлексия. Так у Пастернака в стихотворении 'Июль' домовой и июль определяют самого поэта в мире, где он противопоставляется Маяковскому-солнцу, Бальмонту-солнцу и облачку. Пастернак - ветер, он 'врывается некстати' в мир светил поэзии. Он аромат.
По дому бродит привиденье.
Весь день шаги над головой.
На чердаке мелькают тени.
По дому бродит домовой.
Везде болтается некстати,
Мешается во все дела,
В халате крадется к кровати,
Срывает скатерть со стола.
Ног у порога не обтерши,
Вбегает в вихре сквозняка
И с занавеской, как с танцоршей,
Взвивается до потолка.
Кто этот баловник-невежа
И этот призрак и двойник?
Да это наш жилец приезжий,
Наш летний дачник-отпускник.
На весь его недолгий роздых
Мы целый дом ему сдаем.
Июль с грозой, июльский воздух
Снял комнаты у нас внаем.
Июль, таскающий в одёже
Пух одуванчиков, лопух,
Июль, домой сквозь окна вхожий,
Всё громко говорящий вслух.
Степной нечесаный растрепа,
Пропахший липой и травой,
Ботвой и запахом укропа,
Июльский воздух луговой.
(Б.Пастернак)
Задание 2. Какие свойства поэзии футуризма можно обнаружить в автометафоре Пастернака? Какие свойства поэзии символизма можно обнаружить в автометафоре Бальмонта?
Я не знаю мудрости годной для других,
Только мимолетности я влагаю в стих.
В каждой мимолетности вижу я миры,
Полные изменчивой радужной игры.
Не кляните, мудрые. Что вам до меня?
Я ведь только облачко, полное огня.
Я ведь только облачко. Видите: плыву.
И зову мечтателей... Вас я не зову!
(К.Бальмонт)
Понятно, что облачко- больше автоирония, чем автометафора. Бальмонт разозлился на критиков, которые требовали расшифровать его стихи или вовсе находили их бессмысленными.
А вот автометафора:
В глухой колодец, давно забытый, давно без жизни и без воды,
Упала капля - не дождевая, упала капля ночной звезды.
Она летела стезей падучей и догорела почти дотла,
И только искра, и только капля одна сияла, еще светла.
Она упала не в многоводье, не в полногласье воды речной,
Не в степь, где воля, не в зелень рощи, не в чащу веток
стены лесной.
Спадая с неба, она упала не в пропасть моря, не в водопад,
И не на поле, не в ровность луга, и не в богатый цветами сад.
В колодец мертвый, давно забытый, где тосковало без влаги дно,
Она упала снежинкой светлой, от выси неба к земле - звено.
Когда усталый придешь случайно к тому колодцу в полночный час,
Воды там много, в колодце - влага, и в сердце - песня, в душе - рассказ.
Но чуть на грани земли и неба зеленоватый мелькнет рассвет,
Колодец меркнет, и лишь по краю - росистой влаги белеет след.
А вот колодец- автометафора. Докажите это.
Задание 3. Напишите сочинение на тему: 'Почему автометафора при переходе в метаморфозу губительна? Используйте автометафоры персонажей, например, Р.Раскольникова 'тварь дрожащая' и 'право имею', Кутейкина 'Аз есмь червь'. Как Порфирий Петрович воспринял автометафору 'право имею' и почему в его трактовке она выглядит ужасающей? Как Сонечка сделала метаморфозой гневные слова Катерины Ивановны о своем теле?
https://www.inpearls.ru/789925Задание 5. В чем суть автометафоры в стихотворении 'Занавес' М.Цветаевой? Как в рамках автопсихологизма работает ощущение собеседника? Как здесь происходит работа на открытости к другому, включающей анализ типов самоидентификации? Каков тип самоидентификации у собеседника - Пастернака - замечен Цветаевой, и как он выражается в его творчестве? В чем здесь, по-вашему, проявляются отношения Цветаевой и Пастернака? Какого рода спектакль вы бы поставили в такого рода театре? Все пришли ради сцены- Пастернака, а вот поэзию Цветаевой - лишь в минуты катарсиса. Основного участия в действии она не принимает.
Водопадами занавеса, как пеной -
Хвоей - пламенем - прошумя.
Нету тайны у занавеса от сцены:
(Сцена - ты, занавес - я).
Сновиденными зарослями (в высоком
Зале - оторопь разлилась)
Я скрываю героя в борьбе с Pоком,
Место действия - и - час.
Водопадными радугами, обвалом
Лавра (вверился же! знал!)
Я тебя загораживаю от зала,
(Завораживаю - зал!)
Тайна занавеса! Сновиденным лесом
Сонных снадобий, трав, зёрн...
(За уже содрогающейся завесой
Ход трагедии - как - шторм!)
Ложи, в слезы! В набат, ярус!
Срок, исполнься! Герой, будь!
Ходит занавес - как - парус,
Ходит занавес - как - грудь.
Из последнего сердца тебя, о недра,
Загораживаю. - Взрыв!
Над ужа - ленною - Федрой
Взвился занавес - как - гриф.
Нате! Рвите! Глядите! Течет, не так ли?
Заготавливайте - чан!
Я державную рану отдам до капли!
(Зритель бел, занавес рдян).
И тогда, сострадательным покрывалом
Долу, знаменем прошумя.
Нету тайны у занавеса - от зала.
(Зала - жизнь, занавес - я).
Задание 6. Прочитайте отрывок из анализа этого стихотворения, данного Томасом Венцлова. Как вы думаете, почему для анализа необходима эта биографическая справка с комментарием ученого?
'Здесь мы не можем подробно анализировать историю отношений Цветаевой и Пастернака, тем более что они, как почти все в жизни Цветаевой, не укладываются в понятие 'отношений'. 9 марта 1923 года Цветаева, находясь в Чехии, узнала, что Пастернак решил вернуться из Германии в Россию (он уехал через девять дней; см. Майяк, 1981, с. 107). Она немедленно послала ему письмо со словами: 'Предстоит огромная бессонница, Весны и Лета... <...> (Дело не в том, что Вы там, а я - здесь, дело в том, что Вы будете там, что я никогда не буду знать, есть Вы или нет)' (цит. по: Цветаева, 1972, с. 285 - письмо от 9 марта 1923 года). Отъезд в Россию тогда казался Цветаевой - да и был - событием более таинственным и непредсказуемым по своему результату, чем уход в мир иной. Когда умер Рильке, Цветаева точно знала, что он там - и при этом несомненно есть. О Пастернаке она этого знать не могла. Единственное, что она могла, - заставить его быть в своих стихах: тут она считала себя равной Господу Богу.
'Огромная бессонница Весны и Лета' дала такие стихи, как 'Провода' (17 марта - 11 апреля), 'Поэт' (18-22 апреля), 'Расщелина' (17 июня), 'На назначенное свиданье' (18 июня), 'Строительница струн' (30 июня), 'Сахара' (3 июля), 'Рельсы' (10 июля), 'Брат' (13 июля). В этот круг несомненно входит и 'Занавес'. Только с 14 июля является новый адресат - Александр Бахрах: ему посвящен 'Час души' и другие стихи позднего лета. Осенью его заменяет Константин Родзевич - адресат 'Поэмы Горы' и 'Поэмы Конца' (см.: Разумовская, 1983, с. 195-203). Точнее следовало бы сказать: конкретный адресат перестает совпадать с истинным адресатом. Истинным надолго или навсегда остается Пастернак. 'Борис Пастернак для меня - святыня, это вся моя надежда, то небо за краем земли, то, чего еще не было, то, что будет...' - пишет Цветаева Бахраху (цит. по: Бахрах, 1961, с. 338 - письмо от 4 октября 1923 года). Стоит обратить внимание на слова, которые она подчеркнула. В этом предлоге и глаголе - в этой цветаевской определенности / неопределенности пространства и времени повторена вся лирическая тема 'Занавеса'.
Фраза Цветаевой звучит, как и многие ее фразы, романтично, слегка театрально. В этом нет ничего удивительного, так как ее модель мира нередко совпадает с моделью романтического театра'. ('Собеседники на пиру')
Возникает вопрос: если Цветаева так динамична, а Пастернак так статичен, то комплиментарно ли стихотворение? Пастернаку, который чувствует себя ветром...
Задание 7. Проанализируйте стихотворение М.Цветаевой с точки зрения автометафоры 'я-пена'. Каким поэтам противопоставляет себя лирическая героиня?
Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело - измена, мне имя - Марина,
Я - бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти -
Тем гроб и нагробные плиты...
- В купели морской крещена - и в полете
Своем - непрестанно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня - видишь кудри беспутные эти?-
Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной - воскресаю!
Да здравствует пена - веселая пена -
Высокая пена морская!
Задание 8. Проанализируйте лирику Лермонтова с точки зрения автометафоры 'Я-пророк-нищий'. Сравните с мироощущением Л.Толстого (глава 'Юродивый' повесть 'Детство')