Ученику в группе (где-то на онлайн-уроках) задали вопрос о лейтмотиве глухоты в "Горе от ума". Глухота как экзистенция пропуска. Ученик ответил невразумительно про Максима Петровича, мол, не слышит доводов Фамусова - они не должны включать все аспекты жизни дядюшки - его боевые заслуги, например, а он не верит лишь потому, что картина неполна ("Как тот и славится, чья чаще гнулась шея". Не убедил никого, но ему баллы какие-то поставили и красным пометили, что надо-де про Чацкого и его невнимание ко всем. Меня, однако, это заставило задуматься, а что это опять за конъюнктура с Чацким, что его глухим в пометках преподаватель назвал? Никак, новая волна антигрибоедовщины? Уж сколько в 90-е мы слышали о том, что Чацкий глуп, что он глухая тетеря, что немой глухому и прочая, и прочая... что при дословном чтении пьесы никак не подтверждается. Да и биографы твердят, что Чацкий - это вылитый Грибоедов. И в самокритичности его никто не заподозрил. Он - критик времен минувших, привыкший все решать быстро, современный во всех отношениях (даже с учетом сегодняшнего времени) человек. Новатор, прогрессист на все века. И все-таки легенда о блудном сыне тут налицо - Фамусов приемный отец Чацкого, по сюжету библейской легенды должно произойти разрешение духовно-нравственного конфликта через смирение и покаяние. Чацкий должен был упасть перед отцом ниц, сказать, что промотался, поссорился с министрами и готов стать на свое место вместе с Молчалиным заниматься делами - документами отца. Вот что должен был услышать Фамусов. Однако все пошло не по плану.
С первой же сцены возвращения блудного сына сразу понятно, что все слышат всех и потому Фамусов так старательно несколько раз за раз затыкает уши. Ему еще пир в честь приезда сыночка устраивать, теленка резать, гостей звать, а тут с обновленным опытом промотавшийся ли (неизвестно) блудный сын учит отца, называя его принципы "веком минувшим" и не веря в анекдот-историю своего родного дяди - он-то знает, кого к себе приближают государи на самом деле и за что возвысили его дядю, сражавшегося "как лев", о чем мы знаем из биографии прототипа.
Тут не лейтмотив глухоты, а лейтмотив возвращения блудного сына, а отсюда и нежелания слушать как сюжетно-динамическая деталь со всеми причудливо-мозаическими переплетениями амбиций каждого: отца, сыновей и да! дочери. Которая тоже была при отце все это время и не имеет опыта странствий с поеданием из корыта со свиньями. При отце все это время и не имеет опыта странствий с поеданием из корыта со свиньями.