Аннотация: В прошлых двух статьях в рамках теории Пьера Жане рассматривался Михаил Шолохов. Эта заметка - о Булгакове.
Собственно, "Мастер и Маргарита" тоже, как и "Тихий Дон", создан на основе диссоциаций под влиянием теорий французских психиатров. Один сеанс черной магии чего стоит. Люди, строящие социализм, гордящиеся своей независимостью от Запада, хватают деньги, летящие с воздуха, наряжаются в западные платья, ажиотаж, давка. Двойные стандарты или зомбированность? И когда зомбированность: во время сеанса черной магии, или в результате пропаганды? Где москвичи настоящие? Гипноз, гипноз, поведение., фиксация, переход к другому испытуемому, пациент скорее болен, чем здоров, опять метафора "соцстрой- психоз"? Такое ощущение что в Москву явился не сатана, а исследователь психиатр для своей диссертации, ибо ему интересен Советский Союз как эксперимент - загипнотизированные могут рассуждать вполне здраво в обыденной жизни, но при этом в некоторые моменты они ведут себя неадекватно: в них проявляется конфликт между волевыми и автоматическими действиями.
Чудакова удивляет студентов, как "Мастера и Маргариту" пропустила цензура в 1966 году - ведь чертовщина. Но написанный в 30-х, он мог вполне пройти, если бы не личное отношение Сталина к Булгакову, там еще порой и не такое печаталось, вот Брюсов, Есенин, Маяковский. Всюду сновала из журнала в журнал любая нечисть. Тут не в чертовщине и не в религии дело.
С этим романом чертовщина та еще. Жена Шиловского , Елена Сергеевна, стала женой Булгакова и 30 лет примерно переписывала этот роман, по ее свидетельству, по указаниям Михаила Афанасьевича, а на самом деле, кто его знает. И теория диссоциаций, возможно, ее любимый конек, а не его. И опять одни загадки. Неужели Сталин увидел в Булгакове то, что не заметил в Шолохове?