Чернорицкая Ольга Леонидовна : другие произведения.

Дуэль Онегина и Ленского

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Никогда не думала, что Лотман не просто ошибается, а делает это специально. Его разбор дуэли Ленского и Онегина построен неряшливо, наверное, чтобы мы догадались.Не все же литературоведу объяснять самому, читатель тоже должен включать голову.

   Всегда начинаю изучение "Евгения Онегина" с противопоставления-сопоставления влияния немецкого и англо-французского романтизма. Это они стреляются на дуэли в 'Евгении Онегине'. И побеждает отнюдь не дружба. Байрон, Наполеон - кумиры, овеществленные в интерьере Онегина - англо-французский романтизм. "Темно и вяло, что романтизмом мы зовем" - немецкий. Мистика - немецкий романтизм, свобода - англо-французский. Философичность (все равно) - немецкий, разочарование (ничего) - англо-французский. Представители немецкого романтизма в России были в романе 'Евгений Онегин' Владимир Ленский и Татьяна Ларина.
  Из разговора на уроке. Ученица рисует реализм как кирпичики:
  - Кирпичики - это откуда у вас такой образ сейчас нарисовался? - удивляюсь.
  - Не знаю, как-то из воздуха.
  - Давайте его используем для пояснения реалистического метода в проблеме дуэли между Онегиным и Ленским.
  - А как?
  - Нужно изобразить все причины и возможности ее избежать.
  - О, возможностей избежать было достаточно.
  - И если бы хоть одна из них была действительно возможна, дуэли бы не было, отпали бы все остальные.
  - Первый кирпичик- Таня. Если бы она поделилась своими чувствами к Онегину, своим письмом с сестрой, та бы не стала танцевать весь вечер с Онегиным, ведь она такая послушная, живая, добрая девочка.
  - Пушкин говорит, что если бы Таня знала о дуэли.
  - И что? Что бы это дало. ну она бы о своих чувствах рассказала, но ведь чувств Онегина она не знает, а вдруг он и вправду увлечен Оленькой?
  Резонно.
  Рисуем первый кирпичик. Подписываем: скрытность Татьяны, ее неумение (невозможность) видеть чувства и мотивы Онегина, возможно из-за романтизма и углубленности в себя.
  - Второй кирпичик - няня. Няня "да недогадлива была".
  -Третий кирпичик- Ленский. Поэт-романтик по немецкому образцу, ничего кроме себя не видит, Онегин для него нарушил идеалы дружбы и теперь для него змий.
  - Да,- соглашаюсь, - ему нужно было быть повнимательней к своему другу.
  - Четвертый кирпичик - мама, - отсутствие откровенности с дочерью. Пятый - Зарецкий. Не дал возможности примирения. Нарушил кодекс в сладком предвкушении скандала. Шестой - Онегин. Он мог бы и не стрелять. Все остальное он не мог.
  Странно, как все совпадает: уже вторая ученица говорит о невозможности предотвращения дуэли на стадии подготовки.
  - А почему?
  - Ну он только думает, что мог бы честно Ленскому признаться в своих чувствах, на самом деле, Таня молчит, и Евгений молчит.
  Кладка сложена. кирпичики крепко держатся. Трагедия неизбежна.
  Вывод: из кирпичиков строится не только счастье, но и горе. В реализме. Каждый кирпичик - краеугольный камень.
  А главные здания из тех кирпичиков - влияние на русскую литературу: немецкий романтизм, англо-французский романтизм. 'Татьяна верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны'. Немецкие романтики - мистики. На русской почве это прижилось прекрасно.
  Особенностью немецких романтиков было сводить всё к дьявольскому или божественному. Всё либо черное, либо белое: 'Не потерплю, чтоб развратитель огнём и вздохов и похвал младое сердце искушал'. Романтики по немецкому образцу были абсолютными идеалистами, верили, что девушки должны быть непорочными, сравнивали девушку с цветком. Использование библейского сюжета 'Адам и Ева': лишение божественного рая путём искушения. Это очень отличалось от представлений англо-французских романтиков, для которых искушенность - хорошо, а неискушенность - это ошибка. Немецкие романтики шли в народ, искали какие-то образы именно в народе и не находили там никаких истинных чувств. Поэтому они их либо совсем не имеют, либо придумали. У них есть идеал, прекрасная дама (например, Ольга Ларина), отказывающая в чувствах. Немецкие романтики либо философы, либо поэты. Объединение - не философия, не поэзия. Любви на земле нет, есть двоемирие. В другом мире, возможно, гармония и единение сердец. Он считает, что чувства Ольги проявятся, когда он уйдет в мир иной.
  Онегин - типичный представитель англо-французского романтизма. В его характере оторванность от национальной почвы. Воспитан французом-гувернером. Лорд Байрон (романтик) висел на стене в качестве портрета. Есть дружба с Пушкиным в раннюю пору, их совместные мечты. Пророчество главного героя (связь с богом), сдержанная легкость: 'Учил его всему шутя', 'Не докучал моралью строгой' - открещивание от классицизма. Романтики слегка критиковали мир: 'Слегка за шалости бранил'. У романтиков был интерес к экзотике ('В летний сад гулять водил'), требовательность к стилю своей одежды и к стилю того, что пишут романтики ('Острижен по последней моде, как dandy лондонский одет'). Онегин одет очень модно, строго, изящно, со вкусом. Даже для балета характерен романтизм (легкость). Вещи в кабинете Онегина говорят о его внимательности и требовательности к каждой детали и внешности. Онегину наскучили пустые разговоры на балах. И друга, равного Пушкину, он так и не нашел. И отверженность героя - типичная черта этого вида романтизма. Холодность отношений. 'Как Чарльд-Гарольд угрюмый, томный', 'Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей', 'Читал, читал, а все без толку: там скука, там обман и бред'. Романтики не любили классицистов за скучность их поэзии. И сами пытались не быть скучными, не обманывать читателя, не нести околесицу. Онегин считал письмо Татьяны ошибкой. 'Как я ошибся, как наказан'. Это закономерный вывод из отрицания. Но, согласно положению Гегеля о том, что сначала отталкивание, потом притяжение, теперь от отталкивания Татьяны должен быть ход к притяжению. Но Татьяна шла путем наоборот, как у Ньютона: сначала притяжение, потом отталкивание.
  Это соответствует пути немецкого и англо-французского 'романтизмов' на русской почве. Немецкий романтизм в 19 веке сначала очень притягивал, французский - отталкивал читателя. Но затем резкий всплеск именно англо-французского романтизма и увлеченность байронизмом, поэтика свободы и независимости. А о немецком романтизме на долгие годы забыли. До его видоизменения в символизме. Там опять появилась Прекрасная дама и рыцари.
   Проявление этих влияний во всем: балете, воспитании французами. Там же легкость стиля, стремление "не докучать моралью строгой" стремление читателя "за шалости бранить" и "в летний сад гулять водить", одежда лондонского образца, англицкий сплин... Англо-французский романтизм, казалось бы, всюду. Но это внешнее, хлестаковщина. Немецкий романтизм глубок и не так открыт. Представители немецкого романтизма в России были в романе Владимир Ленский и Татьяна Ларина. Особенностью немецких романтиков было сводить всё к дьявольскому или божественному. Всё либо черное, либо белое: 'Не потерплю, чтоб развратитель огнём и вздохов и похвал младое сердце искушал'. Романтики по немецкому образцу были абсолютными идеалистами, верили, что девушки должны быть непорочными, сравнивали девушку с цветком. Использование библейского сюжета 'Адам и Ева': лишение божественного рая путём искушения. Это очень отличалось от представлений англо-французских романтиков, для которых искушенность - хорошо, а неискушенность - это ошибка. Немецкие романтики шли в народ, искали какие-то образы именно в народе и не находили там никаких истинных чувств.
   Поэтому они их либо совсем не имеют, либо придумали. У них есть идеал, прекрасная дама (например, Ольга Ларина), отказывающая в чувствах. Немецкие романтики либо философы, либо поэты. Объединение - не философия, не поэзия. Любви на земле нет, есть двоемирие. В другом мире, возможно, гармония и единение сердец. Он считает, что чувства Ольги проявятся, когда он уйдет в мир иной. Для Татьяны идеал - Онегин, но он также вестник другого мира и являлся ей во сне. Онегин - типичный представитель англо-французского романтизма. В его характере оторванность от национальной почвы. Воспитан французом-гувернером. Лорд Байрон (романтик) висел на стене в качестве портрета.
   Есть дружба с Пушкиным в раннюю пору, их совместные мечты. Пророчество главного героя (связь с богом), сдержанная легкость: 'Учил его всему шутя', 'Не докучал моралью строгой' - открещивание от классицизма. Романтики слегка критиковали мир: 'Слегка за шалости бранил'. У романтиков был интерес к экзотике ('В летний сад гулять водил'), требовательность к стилю своей одежды и к стилю того, что пишут романтики ('Острижен по последней моде, как dandy лондонский одет'). Онегин одет очень модно, строго, изящно, со вкусом. Даже для балета характерен романтизм (легкость). Вещи в кабинете Онегина говорят о его внимательности и требовательности к каждой детали и внешности. Онегину наскучили пустые разговоры на балах. И друга, равного Пушкину, он так и не нашел. И отверженность героя - типичная черта этого вида романтизма. Холодность отношений. 'Как Чарльд-Гарольд угрюмый, томный', 'Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей', 'Читал, читал, а все без толку: там скука, там обман и бред'. Романтики не любили классицистов за скучность их поэзии.
   И сами пытались не быть скучными, не обманывать читателя... Онегин считал письмо Татьяны ошибкой. 'Как я ошибся, как наказан'. Это закономерный вывод из отрицания. Отрицание отрицания. Но, согласно положению Гегеля о том, что сначала отталкивание, потом притяжение, теперь от отталкивания Татьяны должен быть ход к притяжению. Но Татьяна шла путем наоборот, как у Ньютона: сначала притяжение, потом отталкивание.
   Дуэль - точка сборки, всплеск эмоций. Онегин явлен был во сне Татьяны, которая могла бы все предотвратить, расскажи она тут же сон своей сестре или матери. Он с ней на скамеечке - входят Ленский и Ольга. Они мешают ему, он убивает Ленского. Что с ним, с нашим милым Евгением? Разве ж ему может что-то помешать? Да, мешает ложь. Его злоба саморефлексивна, он виноват в том, что строил из себя романтического страдальца не верящего в любовь, и вдвоем с Татьяной был на той скамеечке смешон для Ольги и Ленского. Любовь к Тане растет, а романтическая ложь мешает. И радикальный выстрел на дуэли ставит точку пулей в груди ничего не понявшего друга.
  Танец с девушкой- не причина для дуэли. Танец с девушкой, которая не нравится и даже мешает - тем более. Так же думал и Онегин, желающий предотвратить поединок, опоздав на него на два часа и взяв в качестве своего секунданта слугу несмотря на то, что секундантом Ленского был дворянин, что противоречило дуэльному кодексу. Это характеризует его как человека отзывчивого, слышащего голос совести и не желающего смерти друга. Такое поведение показывает, что за презрительностью Онегина, скрывается трепетная душа. Это подтверждается и после возвращения Онегина через 6 лет, когда напускная холодность становится ему уже ненужной так же, как и светское общество. И вот теперь мы видим подлинного Евгения, который действительно любит Татьяну, однако теперь уже она проявляет внешнюю холодность, которую требует ее новая роль в светском обществе.
  Та девочка, которой он
   Пренебрегал в смиренной доле,
   Ужели с ним сейчас была
   Так равнодушна, так смела?
  Белинский считает пустой причину дуэли между Ленским и Онегиным. Но на самом деле одна из причин заключается в разнице их характеров: Онегин - характер действительный, в том смысле, что в нем нет ничего мечтательного, фантастического, что он мог быть счастлив или несчастлив только в действительности и через действительность. В Ленском Пушкин изобразил характер, совершенно противоположный характеру Онегина, характер совершенно отвлеченный, совершенно чуждый действительности- его слишком идеальные понятия о дружбе, замкнутость и инстинктов собственника (девушка его- и ничья более). Но существует более серьезная причина- честь молодой девушки Татьяны для Онегина и честь Ольги для Ленского, равно как и его собственная. Здесь Пушкин показывает кризис идеалов общества, важность понятий дружбы, чести и любви для интеллигенции. Ленский показан приверженцем старых идеалов, а Онегин- разрушителем. В то же время Онегин действует в интересах Татьяны, защищая ее чувства, сохраняя их в тайне. Возможно она бы расплакалась, если бы он не пригласил Ольгу, обратив внимание на вспыхнувшие чувства Татьяны, и стараясь избежать их проявления на глазах у публики, и в дальнейшем даже Ленскому он не смог открыть истинную причину своих действий. В глазах Ленского с его идеалами Онегин представляется 'развратителем' и 'искусителем сердец', хотя он совсем не изверг, не развратный человек, но в то же время и совсем не идеальный герой. Для Белинского важно, что Пушкин рисует обычного человека, а не идола, которому нужно поклоняться. По мнению критика, светская жизнь не убила в Онегине чувства, а только охолодила к бесплодным страстям и мелочным развлечениям). С внешней стороны все это выглядит будто бы типичный герой из произведений английских и французских романтиков провоцирует конфликт со своим другом, дабы поддержать образ разбивателя сердец, романтического героя с холодным сердцем. Но это не соответствует сути самого Онегина, ведь он был ни холоден, ни сух, ни черств, в душе его жила поэзия и что вообще он был не из числа обыкновенных, дюжинных людей и, будучи по своей натуре добрым человеком, 'наедине с своей душой был недоволен сам собой'. Он далеко не Швабрин, Евгений чувствует свою неправоту и остро переживает это, страдает от своего бессилия и невозможности исправить ситуацию. Но он все же пытается сорвать ненужную его душе дуэль: он опаздывает, назначает секундантом своего слугу, нарушая правила приличия. Несмотря на все его старания, дуэль все же состоялась, из-за хитрости и упорства Зарецкого, которому нужны были скандалы, сплетни, из-за недоразумения, которое не смогли решить друзья, а закончилась трагедией. Эта сцена является одной из ключевых сцен в произведении, потому что здесь отражается один из принципов зеркальной симметрии, на которую указывал Ю. Лотман, исследуя это произведение. Он видел параллели между фабульными линиями Онегин-Татьяна, Ленский- Ольга, между Татьяной и Ленским, Ольгой и Евгением, во всем этом прослеживается зеркальная симметрия, при которой оба элемента (в случае дуэли- Ленский и Онегин) зеркально равны, но неравны при наложении, т. е. относятся друг к другу как правое и левое, как немецкий романтизм и англо- французский. Такое отношение создало в романе то различение, которое сделало диалог бесполезным, а примирение- невозможным, как и разрешение внутреннего конфликта между идеалами дворянства и светскими приличиями.
   Дуэль немецкого и англо-французского романтизма - это дуэль Ленского и Онегина. Победил англо-французский романтизм, так думал Пушкин. Но на самом деле, все было гораздо сложнее и конспирологически проще: подтексты читать умели все, прочли и гностики, прочли и масоны, прочли и приверженцы немецкого романтизма. Жить англо-французскому романтизму после этого прочтения осталось недолго, равно как и Пушкину.
   - Почему в разборе нет главной героини и виновницы дуэли - Татьяны, что собиралась заплакать, а Онегин слез не выносил, или думал, что не выносил?
   Она как центральное звено и центральная причина и ответ на вопрос: почему Онегин все-таки выстрелил, пусть небрежно.
   - Почему в разборе Лотмана отсутствует мотив Онегина, который опаздывает, приводит слугу, чтобы оскорбить Зарецкого. Ему что, действительно нужно оскорбить Зарецкого? Или это Зарецкий тот самый сосед, который увидел в Онегине страшный вред?
   Почему Лотман прямо не говорит, что таким образом - и опозданием, и слугой, назначенным в секунданты, Онегин хотел предотвратить дуэль?
   - Почему нигде не сказано, что собственная честь тут не при чем, а важна честь девушек. Сплетни коснутся не только Ольги, но и Татьяны, и Ленский тому виной. Это может быть прекращено или отменой дуэли обиженным Ленским или пулей в его грудь. третьего не дано.
   Набоков вообще утверждал, что Онегин был как во сне. Но этот сон - жизнь. Он шел убивать в себе остатки романтизма. Реальная жизнь - все те же брань и свинец, хотя можно попробовать избежать, избежать так, чтобы никому не рассказывать основную тайну собственного состояния, ревности и - да, Татьяна в своем сне права - Ленский и Ольга им мешают. Уже перед тем и другой Онегин предстал в своей маске усталого от жизни старика - а тут любовь, зарождающееся чувство к Татьяне. Нельзя же признать, что он совсем другой, что "мечтам невольная преданность" - не прошлое, а настоящее... Все детали ведут к Татьяне. Если бы она не была такой... отчужденной, если бы она рассказала сестре и маме, если бы не недогадливая няня, никакой дуэли бы не было. Ольга ветрена, но не настолько ж. Она бы уж догадалась, как передать Онегина свей сестре на балу. Знала бы. И если бы все знали, то и Онегину было бы проще. А так он заложник Таниного молчания.
   Две непрописанные дуэльные ситуации: Печорин и муж Веры. Черт знает, чего семейная чета умчалась без поединка: может, Вера бросилась на колени, может, неизбежный арест Печорина сыграл свою роль. Но вот к второй ситуации - муж входит в спальню Татьяны, а там Онегин - особое внимание. Потому что это поосновательней для дуэли, чем танец с девушкой Ольгой. Ученик Ваня все еще, наверное, уверен, что Онегин покойник. Муж пришел - это для него все, уже никаких отмазок, мол, опоздал, или, скажем, Гильо - секундант, или стрелять первым, все равно Ленского засудят как иностранного агента, убившего русского дворянина. Тут все это не пройдет, потому что муж Тани - русский генерал, герой войны. И пошел герой наш романтик туда в тоске самоубийства.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"