Аннотация: Поиски смысла истории шли у поэтов через лекции Рудольфа Штейнера. Поиск импульса Христа.
Символисты , Блавацкая, Маяковский и судьба России... Связано, заверяю. Страшным узлом. Параллелизм поисков Блока, Белого и Маяковского.
Юрий Кузнецов говорил, что они влияли, нечисть неправославную привносили, губили. В стихах бездаря нечисть эта, с его точки зрения, безвредна. В стихах гения - опасна, он владеет магией слова, он и носитель тьмы, если взялся ее нести, принесет. Та же философия ответственности, что и у Штейнера, о котором далее пойдет речь: "Что же мы можем, что может каждый из нас в отдельности, со всеми его особыми качествами, с отличительными его чертами, что же мы можем сделать перед лицом этого чувства всеобщей ответственности?" Оба они знают, что такое магия слова.
Страна моя
Есть
Могила,
Простершая
Бледный
Крест,-
В суровые своды
Неба
И -
В неизвестности
Мест.
А.Белый, отрывок из первого опыта создания лиро-эпоса на гиперболе - поэмы "Христос воскрес". Все в ней гипертрофировано и сатирично, все содержит тот же символизм блоковской поэмы "Двенадцать", они словно сговорились играть Россией, розами, политическими лозунгами и Христом. Обоих далее обвинили в присяге идеям коммунизма.
Но что это было? Игра в буриме... символов, опасных для страны с неизменной фрагментацией телесности? телесной магией внедрения? запросто.
"Это жалкое, желтое тело
Проволакиваем:
Мы -
- В себя:-
Во тьмы
И в пещеры
Безверия,-
Не понимая,
Что эта мистерия
Совершается вами -
- в нас" (А.Белый).
Ужь я темячко
Почешу, почешу...
Ужь я семячки
Полущу, полущу...
Ужь я ножичком
Полосну, полосну!..
(А. Блок)
Все это связано с искупительной силой крови, которую Штейнер связывал с Христом. Роза и Крест - этим все примиряется, возносится в тьму предполагаемого небытия, в звериную пасть вечности, куда несется гоголевская птица-тройка. У каждой из стран мира свой путь. Великое искушение - пойти по стопам Запада. Или по стопам Востока. Но Импульса Христа может быть пойман флейтами- позвоночниками лишь непосредственно. Не через Восток, не через Запад, а с неба, в виде музыкальных импульсов, ложащихся на слова, образы, звуки.
Христос у оккультистов круга Блавацкой особенный "Западные народы восприняли некоторые наиболее внешние проявления христианства, завладели именем Христа ... "Вы говорите "Христос", а подразумеваете вы все еще то же, что и древние среднеевропейские народности, говорившие о своем боге Саксноте".(Р.Штейнер)
Символисты пели другого Христа, своего, их магией,
революцией, воскрес Новый Христос, Христос для избранных, гностический и символистский. Они - его инструменты. Потому и ритм у них необычный - похож на прием импульсов вселенной.
У Белого концовка:
"Сыны
Возлюбленные,-
Христос Воскрес!"
У Блока:
В белом венчике из роз -
Впереди - Исус Христос.
Это я,
Маяковский
Владимир,
пьяным глазом обволакивал цирк.
Простите меня!
Воскрес Христос.
Свили
одной любовью
с устами уста вы;
Маяковский
еретикам
в подземельи Севильи
дыбой выворачивал суставы.
Простите,
простите меня!
Влияние ясновидящего и мистика Р.Штейнера - его слушал Белый о Христе и об особом значении России ХХ века. "Три модификации Импульса Христа в Европе", "Дух русского
народа не достигает отдельных индивидуумов своего народа" - немного не хронологично, но для этих двух поэм именно такая последовательность имеет значение.