Чернорицкая Ольга Леонидовна : другие произведения.

Базаров

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Базаров
  Демифологизация реализма прошла через Тургенева, который в учебниках - реалист. Во Франции Ивана Сергеевича Тургенева боготворили. Писатели согласились стать реалистами, как он. Они приняли слово 'реалист', ранее и в России относящееся только к Пушкину. Стали относиться к реалистическим произведениям как к высшей стадии развития литературы. Таковым был реализм по мнению Белинского, это литературное направление теоретически обосновавшего. Но они же его и погубили, сведя реалистичность к жестокости и телесности.
  Будучи разделен между Россией и Европой, Тургенев взял взгляды Базарова из германской жизни, из французского позитивизма, а характер - из парижской богемы. Но кто из русских тогда не восхищался Парижем, кто не удивлялся немецкому патриотизму, воспевшему Прусскую монархию как вершину духа истории? И вот из неприятия немцами заимствованных слов, гордости их, народности и одухотворенности, из насмешек французов над всем высокопарным и псевдодуховным, из французского позитивизма и гетианского Бакалавра родился Базаров, явление настолько нерусское, что поместить его на русскую почву было экспериментом, который не каждый писатель бы вынес. 'Реакция в России сделалась до того сильна, что я колебался возвращаться в Отечество и уже задумался о том, как бы сделаться совсем политическим эмигрантом' И в то же время он в России, он и здесь кумир. Он и здесь знамя реалистического уже бульварного искусства, искусства реалистичной поденщины. Его слог перенимают и пишут красивые, никому не интересные очерки километрами.
   Задание. Прочитайте отрывок из поэмы Гете. Найдите сходство со взглядами Базарова. Обратите внимание на возраст, когда по мнению Бакалавра, человеческая жизнь становится бессмысленной.
  Бакалавр
  
   Почтеннейший! Хоть мы на месте старом,
   Зато у нас иные времена.
   Двусмысленности не пройдут вам даром,
   Мне сущность их теперь насквозь ясна.
   Над мальчиком вы потешались вволю!
   Вы б этих штук теперь не откололи.
   Такой прием теперь недопустим.
  
   Мефистофель
  
   Как неприятна правда молодым,
   Когда ее в лицо мы говорим.
   Когда-то нами вбитые начала
   Жизнь после подтверждает, что ни шаг,
   Им кажется, что тут развитья знак:
   "Мы возмужали, мы народ бывалый,
   А наш учитель жалкий был дурак".
  
   Бакалавр
  
   Скорей хитер, чем глуп. Где педагог,
   Который бы сказать всю правду мог?
   Тот лишнее приврет, а тот убавит
   И детскую доверчивость обставит.
  
   Мефистофель
  
   Как и всему, ученью есть свой срок.
   Вы перешли через его порог.
   У вас есть опыт, так что вам пора,
   По-моему, самим в профессора.
  
   Бакалавр
  
   Все опыт, опыт! Опыт это вздор.
   Значенья духа опыт не покроет.
   Все что узнать успели до сих пор,
   Искать не стоило и знать не стоит.
  
   Мефистофель
  
   Я это с незапамятных времен
   Подозревал, и сам себе смешон.
  
   Бакалавр
  
   Признать ошибку никогда не поздно.
   Вы - первый старец, мыслящий серьезно.
  
   Мефистофель
  
   Неутомимо клада я искал
   И находил лишь уголь да отвал.
  
   Бакалавр
  
   Теперь ваш лысый череп, на поверку,
   Не лучше тех пустых под этажеркой.
  
   Мефистофель
  
   Знай только вы, какой вы грубиян!
  
   Бакалавр
  
   Ведь по-немецки вежлив лишь обман.
  
   Мефистофель
   (постепенно подкативший свое передвижное кресло на
   авансцену, к публике)
  
   Предо мной тут затворяют двери.
   Прошу мне дать убежище в партере.
  
   Бакалавр
  
   Большая дерзость - притязать на то,
   Чтоб что-то значить, превратясь в ничто.
   Ключ жизни - кровь, она родник здоровья|
   А что свежее юношеской крови?
   Кровь юноши - в цвету, она горит
   И жизнь из жизни заново творит.
   Кипит работа, дело создается,
   И слабость перед силою сдается.
   Пока полмира мы завоевали,
   Что делали вы? Планы сочиняли,
   Проекты, кучи замыслов и смет!
   Нет, старость - это лихорадка, бред
   С припадками жестокого озноба.
   Чуть человеку стукнет тридцать лет,
   Он, как мертвец, уже созрел для гроба,
   Тогда и надо всех вас убивать.
  
   Мефистофель
  
   Тут черту больше нечего сказать.
  Муки героя и песня автора - чувственная сила и умопостигаемая материя- такова поэзия действительности, начавшаяся с биографии самого счастливого героя романа - Николая Петровича. Отец - вот он отец, и все у него хорошо в плане семейном, как все плохо в плане хозяйственном. Разоренные скудные деревни, обветшалые избы, покосившееся вместе с ним довольство барина, выбравшего мир и просвещение. И совесть, стыдливость, и счастье - чем не русский характер? Таков ли их гость, русский ли в нем характер, - а ведь именно он в романе близок русскому мужику. Но не близок природе и поэзии, ни с чем не связан, этикетка нигилизма, с которой принимают и считают оригиналом. Он пришел не получать удовольствие- он работник.
   Николай Петрович, пытаясь понять сына, не может получить удовольствие: лишний раз прочесть самому себе стихотворение, опасаясь Kraft und Stoff, точнее в перевернутом виде - Stoff und Kraft. А Тургенев в это же время никакого Базарова, никакого Бюхнера не боится и пишет великолепный пейзаж, на фоне которого происходят внутренние противоречия "папаши". Уж он не скупится на краски: "листва их почти синела и над нею поднималось бледно-голубое небо, чуть обрумяненное зарей". Мог бы подыграть эстетике своего "нигилиста"-позитивиста, выкинуть метафоры, поубавить эпитетов, но в том-то и дело, что ему и Базаров - только элемент узора. И уж сколько иные прозаики водили к нему цыган и медведей - не танцуй в своей прозе - а он все танцует и танцует цыганкой разноцветной: очерк-не очерк, рассказ-не рассказ. И не слушает ничьих советов, и верит в неуничтожимость художественной материи.
   Лета все сметет, все ваши рациональности вместе с царствами и царями. А что останется - от того и танцуем.
   Базаров - идея Просвещения. Он (в рамках самооговора) не только Бакалавр (из Гете) , отрицающий опыт учителей, не только "нахал глупейший", который не сможет существовать более отведённого им же в 30 лет предела новаторства. Но он и ядовитый Мефистофель, и движущийся прогресс к ИИ Вагнер, и сам Фауст, жертвующий всем ради науки - и ради блага человечества погибший. Ему удалось воочию познакомиться с роковой прекрасной Еленой - Одинцовой, почти соблазнить Гретхен - Феничку. Много в Базарове от гетианского Бакалавра. Гете разглядел "бабочку в личинке", позитивизм в его нигилистической стадии в самый период расцвета глупости и самодовольства. Базаров и позитивист и когито эрго сум.
   Хотя нет никакого нигилиста Базарова и даже позитивиста Базарова, а есть изломанная социальной неустроенностью душа простого "лекаришки", который чувствует, что у аристократов в гостиных он не потому что медик, а потому что моден, вот и держится этой моды насколько хватает здравого смысла. И самооговор его таков же, как самооговор Печорина - потрясти публику, чистой воды эпатаж. Новых идей со времен Диогена в отрицании всего не бывает. Следовательно, горькая ирония Тургенева в том, что Базаров считается новым человеком и учение нигилизма-позитивизма чем-то ново.
  Мефистофель
  
   Ступай, чудак, про гений свой трубя!
   Что б сталось с важностью твоей бахвальской,
   Когда б ты знал: нет мысли мало-мальской,
   Которой бы не знали до тебя!
  Так прокомментировал Мефистофель слова Бакалавра. И тут интересна позиция отца Евгения Базарова - Василия Ивановича.
  Задание. Прочитайте отрывок из текста. Объясните, почему Василий базаров тоже может быть назван нигилистом.
   'А ты посмотри, садик у меня теперь какой! Сам каждое деревцо сажал. И фрукты есть, и ягоды, и всякие медицинские травы. Уж как вы там ни хитрите, господа молодые, а все-таки старик Парацельсий святую правду изрек: in herbis, verbis et lapidibus... {в травах, словах и камнях (лат.).} Ведь я, ты знаешь, от практики отказался, а раза два в неделю приходится стариной тряхнуть. Идут за советом -- нельзя же гнать в шею. Случается, бедные прибегают к помощи. Да и докторов здесь совсем нет. Один здешний сосед, представь, отставной майор, тоже лечит. Я спрашиваю о нем: учился ли он медицине?.. Говорят мне: нет, он не учился, он больше из филантропии... Ха-ха, из филантропии! а? каково! Ха-ха! ха-ха!
   -- Федька! набей мне трубку! -- сурово проговорил Базаров.
   -- А то здесь другой доктор, приезжает к больному, -- продолжал с каким-то отчаяньем Василий Иванович, -- а больной уже ad patres {[отправился] к праотцам (лат.).}; человек и не пускает доктора, говорит: теперь больше не надо. Тот этого не ожидал, сконфузился и спрашивает: "Что, барин перед смертью икал?" -- "Икали-с". -- "И много икал?" -- "Много". -- "А, ну -- это хорошо", -- да и верть назад. Ха-ха-ха!
   Старик один засмеялся; Аркадий выразил улыбку на своем лице. Базаров только затянулся'.
   Вообще Базарова убил не Тургенев, хотя Тургенев некоторым образом тоже причастен к смерти своего героя, а отец, Василий Базаров, показав на грядку, где он выращивает травки. Милая, безобидная старческая болтовня, спустя немногое время после которой Евгений ранит палец и не прижигает ранку, ах, адского камня нет... Но есть огонь, есть свечки. Все есть, чтобы прижечь. Это было типичное самоубийство. Болтовня старика о Парацельсе, которому он верит, не веря ни во что из того, что делает его сын, не веря в науку, которой тот занимается, а это был логический конец - отрицание отрицания. И без всякой этикетки нигилизма. А так, конечно, яблочко от яблоньки - отец - нигилист в своей же сфере, сын - нигилист. Отцы и дети. Взгляды Базарова, хотя и казались непосвященным людям нигилистическими, все-таки имели под собой стройное философское обоснование и коренились в позитивизме Огюста Конта - идейного противника не только Тургенева, но и Толстого. Конт призывал не верить ни во что, кроме науки. А уж наука- та бог. И вот родной отец... Парацельс, травки. Кто вынесет последний удар в крушении всех идеалов? Напррасны все опыты, напрасны зарезанные лягушки. Вот она грядка, а на ней растут медицинские травки, которые миллионы лет врачуют человека. И ничего нового придумать невозможно.
   "Кипит работа, дело создается,/ И слабость перед силою сдается". Кажется, что бы сейчас так не сказать, но нигилизм добрейшего родителя превосходит, да и Базаров уже в том возрасте, про который бакалавр говорит как о том, когда пора умирать. Следовательно, по законам соответствий, Базаров обязан умереть в 30 лет. Чуть человеку стукнет тридцать лет, Он, как мертвец, уже созрел для гроба, Тогда и надо всех вас убивать.
   Когда Басинский сравнил Базарова с образом Моцарта из маленьких трагедий Пушкина, он увидел общую их нелюбовь к красивостям. Лекции Басинского хороши всегда тем, что он многое либо не обдумывает, либо не договаривает. Есть возможность продолжения аналогии. Красивости - мертвое. Все они мой ум невинный Забивали мертвечиной, Жизнь мою и век свой тратя На ненужные занятья. (Гете) Красивость - уже восточный излишек мыслефом, чувственная среда обитания идеи. Но откуда ж нелюбовь к красивостям именно этих молодых персонажей? А это уже психология талантищ и красавчиков. Их слишком любят, причем захватывать начинают с детства. Когда слишком долго ласкают, против нее всего на свете. Базаров не едет к родителям, предпочитая общество тех, кто его не понимает и не любит обществу, где он будет окружен заботой. Он ходок не из убеждений, а потому что все женщины тут же падают в его объятья, кроме Одинцовой, влюбленной в него и не павшей разве что потому, что пыталась соблюсти хоть какие-то приличия и красивости. Его захвалили на кафедре, любят дети, ему вторят мальчики и именно это, а не нигилизм ( хотя какой нигилизм? позитивизм это) - делает его персонажем трагическим. Поживи он дольше, его бы искалечил мир уже пр-серьезному. В мире, ошалевшем от праздности, он, работяга, лишний. Маяковский был Базаров. Базаров был Бакалавр Гете. Всем по 30, все умирают в 30 , ну, или хотят умереть согласно своей теории. А Тургенев продолжает описывать красоту природы в романе, где убил очередного не нового для него Бакалавра. ... лекарская грядка важнее всех современных выкрутасов науки ли, искусства ли?
   У Т и Т принципиально разные представления о медведях и цыганах в тексте. Именно медведя и цыган приводил Толстой к Тургеневу, показывая тем самым, как пляшут его сравнения и метафоры, как не соблюдается лаконичность и мера в употреблении художественных средств, особенно при передаче речи крестьян, в которой Толстой был специалист - "кому у кого"... Естественно, я на стороне Толстого. Но Тургеневу это было бы так же безразлично, как и умозаключения по этому поводу его героя Базарова. Только Николай Петрович засмущался и боялся подумать красиво, ведь это с точки зрения последователя гетианского бакалавра- Базарова, неприлично, а сам Тургенев при этом не стесняясь сыпал метафорами и эпитетами. И постоянно дразнил красивостями своего героя. У него и Одинцова именно красивая, и красиво и глупо герои подрались на дуэли, и глаз умирающего Базарова с ужасом видит красивое отпевание, и, наконец, красивое слово "возропщу" произносит отец после смерти своего уникального сына. И все это жизнь.
   
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"