Аннотация: Советская трактовка стихотворения "Анчар" исказила смысл этого стихотворения, будьте осторожны при выборе учебника.
Пространство "Анчара" начинается с точки в бездне и заканчивается множеством точек вокруг пределов. "В каждом слове бездна пространства", - говорит Гоголь, и это подходит к хронотопической заданности "Анчара".
Преданность убийственней мести. Хочешь отомстить - пойди в услужение. Пользуясь тем, что Закона нет, знай, что и в отношении тебя допустят беззаконие, и тогда твое беззаконие на этом фоне станет незаметным. Ты будешь выглядеть жертвой, а не мстителем. Впрчем, мстит человеку природа.
Анчар - он сторожевой во все времена, и если где-то малейшее недомыслие - выстрелит.
В учебниках и у литераторов - это философская притча "о том, что рабство и угнетение вечны". (В.Новиков). Сколько пользы из этой трактовки извлекли большевики, мы знаем - но польза и вред как в яде этого анчара - две стороны одной медали.
Все проще и не так высокопарно у Пушкина. Природа жаждущих степей анчар "в день гнева породила". То есть у нее были планы убить людей всех и навсегда. Она разгневалась на человека и создала всего лишь одно дерево. Но какое...
Раб подчинился, пошел, умер (шел, уже знал, что несет всем смерть, но дошел-таки) и расширил зону смерти до максимума. Умрут все: владыка, его пославший, и те, в кого попадут стрелы, и тот кто их напитал ядом. Своей преданностью они убьют ядовитыми испарениями своего вождя, ну себя тоже в живых не оставят. Впрочем, сего растительного Минотавра уже называли биологическим оружием. И понятно, что оно не само травит человека - человек идет к нму в лабиринт.
Так подлинный смысл сей притчи не мир угнетенных нужно спасать, а мир, где каждый имеющий раба, чувствует себя непобедимым владыкой.
По масонскому символизму - пришел апокалипсис, человек его породил, природа разгневалась и решила убить человека через его же слабости. Круг сузился и расширился до вселенной. До каждого из нас.
Подлинное человеческое есть созидательное. Разрушительное сливает биомассу с природой.
Человек сводится к ничто, когда он становится животным-убийцей, отрицающим законы природы - и тогда природа как субъект мести довершает начатое, превращая дух в пыль.