|
|
||
Поэтика абсурда по ошибке приписывается одному лишь нынешнему времени. Но почему собственно? Разве Сервантес или Достоевский не владели методом приведения к абсурду? Владели, и весьма умело. Все произведения мировой литературы так или иначе связаны с поэтикой абсурда. В одних более проявляет себя абсурдостремительность, в других - абсурдобежность. Но есть во все времена и очень яркие образцы абсурдостремительных и абсурдобежных сюжетов. О них и пойдет речь. Поэтика абсурда не является чем-то абсолютно непознаваемым, напротив, она в своем историческом бытовании имеет четкую структуру, исследование которой поможет понять многие произведения и понять процессы, происходящие в литературе и культуре в целом. |
ГЛАВА 1
§ 1. ЛОГИЧЕСКОЕ И ПОЭТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ПОЭТИКИ АБСУРДА
В первой строфе исполнитель утверждает, что у отца было 40 сыновей. Не 20, не 30, а 40. Публика утверждает, что это ложь; 20 или 30 еще куда ни шло, но 40 - ни в коем случае, таким образом, публика отрицает основное высказывание (40 сыновей) и не идет на отвлекающий маневр.Во второй строфе, если рассматривать ее логически, речь идет о многократности высказываний исполнителя. Он утверждает, что есть собаки, которые летают (1) - но не как дикие звери (2) - не как рыбы (3) - но как птицы или ястребы (4). Публика все отвергает как целое (Врешь!), причем суждения 2 и 3 по примеру 1-й строфы остаются переменными, а 4-е отвергнуто. Ошибка состоит в том, что 2 и 3 предположение в сочетании с 1 бессмысленны и невозможны даже с оговоркой 'еще туда-сюда'. Сделав это, публика подтверждает предположение, что дикие звери и рыбы могут летать. 'Летать, но не как рыбы' - предположение, которое не может быть разрешено логически. Нельзя понять, истинно оно или ложно. Подобное же разыгрывается и в третьей строфе. Рассказчик утверждает: - солнце заменено колесом (1) - заменено, но не тарелкой (2) - заменено, но не лепешкой (3). Публика должна была во имя истины отклонить два добавочных высказывания, если бы она вдумывалась в то, о чем, собственно, идет речь, но она этого не делает. Тем, что публика признает принципиальную возможность события, она, согласно выводам Т. Гроба, признает правоту рассказчика. В 4-м примере речь идет о часовом, который должен стоять на морском дне. Публика в своей несокрушимой уверенности, что она не пропустит никакой лжи, отвечает рассказчику по привычному образу. Сомнения возникают не по поводу того, что часовой стоит на морском дне с оружием, а относительно деталей вооружения (метла, дубина). У рассказчика выработался определенный метод. Он уже знает, как он должен спрашивать, чтобы публика, которая уже узнала в нем лжеца, все же подтвердила его ложь. Зрители стали рабами ритуализованного образца, и рассказчику достаточно только мимоходом вставить дополнительное маленькое утверждение, чтобы получить подтверждение всему. Причем публика не потеряла уверенности в том, что не пропустит его бессмысленных утверждений. Последнее определяет полный триумф рассказчика. Публика в 5-м примере оспаривает основное высказывание, хотя оно истинно и его можно тут же проверить: достать до носа рукой или ногой, зато допускает бессмыслицу (доехать, допрыгать до носа).