|
|
||
|
ГЛАВА 1
§ 1. ЛОГИЧЕСКОЕ И ПОЭТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ПОЭТИКИ АБСУРДА
В первой строфе исполнитель утверждает, что у отца было 40 сыновей. Не 20, не 30, а 40. Публика утверждает, что это ложь; 20 или 30 еще куда ни шло, но 40 - ни в коем случае, таким образом, публика отрицает основное высказывание (40 сыновей) и не идет на отвлекающий маневр.Во второй строфе, если рассматривать ее логически, речь идет о многократности высказываний исполнителя. Он утверждает, что есть собаки, которые летают (1) - но не как дикие звери (2) - не как рыбы (3) - но как птицы или ястребы (4). Публика все отвергает как целое (Врешь!), причем суждения 2 и 3 по примеру 1-й строфы остаются переменными, а 4-е отвергнуто. Ошибка состоит в том, что 2 и 3 предположение в сочетании с 1 бессмысленны и невозможны даже с оговоркой 'еще туда-сюда'. Сделав это, публика подтверждает предположение, что дикие звери и рыбы могут летать. 'Летать, но не как рыбы' - предположение, которое не может быть разрешено логически. Нельзя понять, истинно оно или ложно. Подобное же разыгрывается и в третьей строфе. Рассказчик утверждает: - солнце заменено колесом (1) - заменено, но не тарелкой (2) - заменено, но не лепешкой (3). Публика должна была во имя истины отклонить два добавочных высказывания, если бы она вдумывалась в то, о чем, собственно, идет речь, но она этого не делает. Тем, что публика признает принципиальную возможность события, она, согласно выводам Т. Гроба, признает правоту рассказчика. В 4-м примере речь идет о часовом, который должен стоять на морском дне. Публика в своей несокрушимой уверенности, что она не пропустит никакой лжи, отвечает рассказчику по привычному образу. Сомнения возникают не по поводу того, что часовой стоит на морском дне с оружием, а относительно деталей вооружения (метла, дубина). У рассказчика выработался определенный метод. Он уже знает, как он должен спрашивать, чтобы публика, которая уже узнала в нем лжеца, все же подтвердила его ложь. Зрители стали рабами ритуализованного образца, и рассказчику достаточно только мимоходом вставить дополнительное маленькое утверждение, чтобы получить подтверждение всему. Причем публика не потеряла уверенности в том, что не пропустит его бессмысленных утверждений. Последнее определяет полный триумф рассказчика. Публика в 5-м примере оспаривает основное высказывание, хотя оно истинно и его можно тут же проверить: достать до носа рукой или ногой, зато допускает бессмыслицу (доехать, допрыгать до носа).
[2] Шмид В. Проза как поэзия. - СПб., 1998. - С. 51.
[3] Там же. - С. 68.
[4] Вагнер Р. Указ. соч. - С. 367.
[5] Там же. - С. 369.
[6] Лосев А.Ф. Самое само. - М.: Эксмо-пресс. 1999. - С. 236.
[7] Там же. - С. 237.
[8] Шестов Л. Сочинения в 2 т., т. 2. - М.: Наука, 1993. - С. 400.
[9] Достоевский Ф.М. 'Братья Карамазовы' 14, 120.
[10] Grob Th. Daniil Charms' unkindliche Kindlichkeit: ein literarisches Paradigma der Spatavartgarde im Kontext der russischen Moderne. - Bern. 1994. - S. 76.
[11] Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. - СПб., 1994. - С. 84.
[12] Фуко М. Слова и вещи. - С. 82-83.
[13] Беккет С. Театр. Пьесы. - СПб., 1999. - С. 314.
[14] Потебня А.А. Теоретическая поэтика. - М., 1990. - С. 287.
[15] Шмид В. Проза как поэзия. - СПб., 1998. - С. 43.
[16] Теория метафоры. - М., 1990. - С. 185.
[17] Шмид В. Проза как поэзия. - СПб., 1998. - С. 43.
[18] Достоевский 14, 23.
[19] Камю А. Бунтующий человек. - М., 1990. - С. 116.
[20] Mairhoffer E. Hang und Verhangnis // IBK, Sondernhift, Innsbruck, 1990. - S. 91.
[21] Аристотель II, 148.
[22] Литературное наследство. Неизданный Достоевский.- М., 1971. - Т. 83. - С. 699.
[23] Волгин И.Л. Колеблясь над бездной. - М., 1998. - С. 17.
[24] Ортега-и-Гассет Х. В гуще грозы // Ин. литература. - 1998. - 3. - С. 247.
[25] Там же. - С. 248.
[26] Там же.
[27] Мамардашвили М. Как я понимаю философию. - М.: Прогресс, 1992. - С. 375.
[28] Маковельский А.О. История логики. - М., 1967. - С. 62-63.
[29] Камю А. Бунтующий человек. - М., 1990. - С. 229.
[30] Там же. - С. 231.
[31] Павлович Н.В. Язык образов. - М., 1995. - С. 14.
[32] Вежбицкая А. Сравнение - градация - метафора // Теория метафоры. - М., 1990. - С. 147.
[33] Шпет Г. Внутренняя форма слова (Этюды и вариации на темы Гумбольдта). - М., 1927. - С. 110.
[34] Шпет Г. Внутренняя форма слова (Этюды и вариации на темы Гумбольдта). - М., 1927. - С. 110.
[35] Шпет Г. Внутренняя форма слова (Этюды и вариации на темы Гумбольдта). - М., 1927. - С. 110.
[36] Шпет Г. Внутренняя форма слова (Этюды и вариации на темы Гумбольдта). - М., 1927. - С. 117.
[37] Рикёр П. Живая метафора // Теория метафоры. - М., 1990. - С. 440.
[38] Беккет С. Больше лет, чем кусает: Роман. - Киев, 1999. - С. 31.
[39] Беккет С. Больше лет, чем кусает: Роман. - Киев, 1999. - С. 31.
[40] Беккет С. Больше лет, чем кусает: Роман. - Киев, 1999. - С. 310.
[41] Беккет С. Больше лет, чем кусает: Роман. - Киев, 1999. - С. 310.
[42] Теория метафоры. - М., 1990. - С. 186.
[43] Формальная логика способна привести человека к оправданию любого преступления. Существование, основывающееся на ней приводит - как формулирует мысль Достоевского Людольф Мюллер - к преступлению, ибо эвклидовский ум "разлагает связи, в которых живет человек, связь с отцом, с землей, с добром, с богом" (Muller L., Dostoiewskij: Sein Leben - sein Werk - sein Vermachnis. Munchen, 1982. S. 86).
[44] Со времен Гомера и Сократа мы имеем, собственно, два метода приведения к абсурду: логический и художественный. Произведение, написанное согласно созданному с использованием абсурдной логики манифесту, например, " с тех пор, как я имею тело, я им не являюсь, значит, я его не имею" (Деррида Ж. Письмо и различие СПб., 2000ю С. 230) имеет отношение к первому из них. Произведение, в котором абсурдная ситуация создается благодаря развертыванию метафоры, имеет отношение ко второму. Подлинный абсурдист - это художник, сумевший показать сам процесс уничтожения смысла.
[45] Достоевский Ф.М. Полн. Собр. Соч. В 30 т. - Л., 1972. (Здесь и далее ссылки на это издание.)
[46] Сон Раскольникова (избиение лошади) показывает переход от комического к абсурдному. Одна лишь толстая девка, щелкающая орехи, вероятно, продолжает смеяться даже тогда, когда пошли в ход оглобли. Намерение пустить лошадь вскачь изначально имеет модус утопический. Но только тогда, когда нарушены законы меры и здравого смысла (в последнем много, конечно же, от этики), "невозможное" воспринимается как абсурд.
[47] Однако "ложное" можно воспринять и как сознательную ложь - и поставить его в упрек герою, как это сделала В.Е. Ветловская. Метафоры, высказанные Иваном, трактуются исследовательницей как прямые аналоги: "Чрезвычайное презрение и не то что равнодушие, а просто ненависть, которую Иван испытывает по отношению к Мите, читателю ясны задолго до прямых слов рассказчика. "Один гад (т.е. брат Митя. - В.В.) съест другую гадину (т.е. отца. - В.В.), обоим туда и дорога", - шепотом и "злобно скривив лицо" сказал как-то Иван, и это было едва ли не первое, что услышал от его читатель об отце и брате" (Ветловская В.Е. Риторика и поэтика (Утверждение и опровержение мнений в "Братьях Карамазовых" Достоевского) // Исследования по поэтике и стилистике. - Л., 1972. - С. 167).
[48] Прежде чем говорить о любом предложении, отношении, понятии или метафоре как "ложном", требуется доказательство. В художественном произведении доказательство может происходить исключительно путем логического развертывания, распластывания метафоры, при этом между элементами метафоры появляются логические отношения сходства и оппозиции. А поскольку метафора есть метафора- явление поэтическое, а не логическое, то логические отношения, возникшие в процессе ее развертывания, провоцируют в произведении ситуацию абсурда. Причем совершенно не важно, доказывалась "ложность" метафоры или утверждалась ее истинность. В последнем случае возникает дополнительный, побочный эффект иронии.
[49] Лосев А.Ф. Диалектика мифа// Лосев А.Ф. Из ранних произведений. - М., 1990. - С. 402.
[50] Голосовкер Э.Я. Засекреченный секрет. - Томск, 1998. - С. 198.
[51] Мир, и прежде всего профанный романный мир, всякий раз подтверждает правоту того, кто называет истину безумием. См. слова Тертуллиана: "Ты не можешь быть истинно мудрым, если не покажешься безумным в глазах мира, веря тому, что мир именует безумием" (Цит. По: Таранов П.С. Золотая философия. - М., 1999. - С. 68).
[52] О жанре, в котором выступил в данном случае Иван Карамазов, есть любопытное мнение Р.Л. Джексона: "Бунт Ивана принимает характер бесконечного причитания, говоря словами рассказчика, такого причитания, которое "и утешения не желает", которое "чувством своей неутолимости питается" (Джексон Р.Л. Искусство Достоевского. Беседы и ноктюрны. - М., 1998. - С. 247).
[53] Фокин П.Е. поэма "Великий инквизитор" и футурология Достоевского // Достоевский. Материалы и исследования. Т. 12. - СПб., 1996. Т. 12. - С. 197
[54] О терпимости Сократа к своим недалеким собеседникам ходили легенды. Диоген Лаэртский рассказывает: "Так как в спорах он был сильнее, то нередко его колотили и таскали за волосы, а еще чаще осмеивали и поносили; но он принимал все это, не противясь. Однажды даже, получив пинок, он и это терпел, а когда кто-то подивился, он ответил: "Если бы меня лягнул осел, разве я стал бы подавать на него в суд?"
[55] Персонификация точки зрения - одно из периферийных отражений центральной точки зрения.
[56] Икуо Камэяма. Террор текста или текст террора: К проблематике телесности у Владимира Сорокина // Русская культура на пороге нового века: Це6нтр славянских исследований Хоккайдского университета, 2001. - С. 77.
[57] Там же.
[58] Об этом в кн.: Парамонов Б.Н. Конец. стиля. - М.; Спб., 1999. - С. 242-243.
[59] Елисеев Н. Мыслить лучше всего в тупике // Новый мир. - 1999. - 12. - С. 214.
[60] Маньковская Н.Б. Аксиоматика неклассической эстетики // Эстетика постмодернизма. - СПб., Алстейя, 2000. - С. 117.
[61] Пелевин В.О. GENERATOR 'П'. - М.: ВАГРИУС, 1999. - С. 157-158.
[62] Ионеско Э. Театр абсурда будет всегда // Театр. - 1989. - 2. - С. 153.
[63] Рыбников П.Н. Т. 3. - С. 181.
[64] Трубецкой Е.Н. Три очерка о русской иконе. - М., 1991. - С. 9.
Там же. - С. 9.
Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. - М.: Издат. Фирма "Восточная литература" РАН, 1995. - С. 209.
Бальмонт К.Д. Горные вершины. - М., 1904. - С. 58.
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"