Черняк Людмила Менделевна : другие произведения.

Чешское ожерелье

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


  
  
   Чешское ожерелье
  
   Казалось бы, какое отношение может иметь стекло к уголовному делу об изнасиловании?
   Это была довольно типичная история. Теплый майский вечер, городской парк, танцплощадка, играет музыка... Две подружки-сташеклассницы познакомились с двумя парнями, погуляли в парке и согласились пойти на квартиру одного из них посмотреть новый фильм по видику... Одной подружке удалось вырваться и убежать, а второй не посчастливилось... В результате и возникло уголовное дело по статье 117 УК РСФСР.
   Парни не отрицали, что познакомились с девушками, танцевали и гуляли с ними в парке, но утверждали, что расстались с ними на автобусной остановке и к себе в квартиру их не приводили. Однако при обыске в квартире в числе других вещественных доказательств были изъяты несколько бусинок темно-красного цвета. На пострадавшей девушке в том вечер были чешские бусы, подаренные ей на последний день рождения. Девушка рассказала, что бусы разорвались при борьбе.
   Для сравнительного исследования экспертам представили четыре бусинки, найденные в квартире, и сохранившуюся у девушки часть бус - 9 бусин, часть из которых находилась на разорванной леске с замочком.
   При сравнении было установлено, что все бусины прозрачные, темно-красного цвета, ограненные, продолговатой формы. Бусины имеют один и тот же размер и вес. Исходя из того, что материал бусин аморфный, а также его значений плотности и показателя преломления, все бусины изготовлены из стекла. Дальше следовало бы сравнить бусины по элементному составу, но для этого надо было растереть в порошок и сжечь хотя бы по одной бусине из каждой группы, но разрешения на уничтожение части вещественных доказательств дано не было. Поэтому дальнейшее исследование проводилось с применением неразрушающих методов.
   Но чтобы выбрать наиболее информативные методы, надо было решить, какие свойства и особенности лучше всего характеризуют такие изделия. В институтский курс входили сведения о цветных стеклах и их технологии, но не об особенностях бижутерии. Курс библиотечного дела у нас тоже был. Интернета в то время у нас не было, но были богатейшие технические библиотеки. Кроме того, в Москве находилось представительство чехословацкой компании "Яблонекс". Вот что нам удалось выяснить в результате.
   Город Яблонец-на-Нисе, на старинном гербе которого изображены яблони, лежит в северной Чехии, на южных склонах живописных Изерских гор. Первые исторические сведения об этом населённом пункте относятся к 1356 году, а на рубеже XVII-XVIII веков здесь, на основе уже существующего стекольного производства, зародилось производство яблонецкой бижутерии. У производства украшений в этом регионе богатая традиция. Старейшие находки стеклянных бусин на территории исторических чешских земель относятся к раннему бронзовому веку, когда эта территория была заселена кельтами, знавшими технику стеклоделия и нанесения эмали. Первые мастерские были открыты в начале XVI века. В XIX веке продукция яблонецких ювелиров уже проникла на рынки Китая, Индии и Африки, а также пользовалась большой популярностью и в Европе, благодаря ручной работе отличного качества, низким ценам и дизайну, меняющемуся в зависимости от веяний моды. Бижутерия из Яблонца составляла 90 процентов всего экспорта стекла из Австро-венгерской империи.
   Большой ущерб производству нанесла Вторая мировая война. Многие еврейские и немецкие предприниматели, занимающиеся производством стекла и бижутерии, выехали из Чехословакии и навсегда увезли с собой секреты мастерства.
   50-60-е годы оказались периодом забвения: изгнание сначала еврейских, а затем немецких мастеров, национализация, запрет на вывоз бижутерии в США, ориентация чехословацкой экономики на тяжелую промышленность - всё это способствовало утрате былой славы региона. Только в конце 70-х годов остатки когда-то мощных предприятий объединились в концерн "Яблонецкая бижутерия", который вновь активно вышел на мировой рынок.
  
   Стеклянные имитации драгоценных камней называются стразами по имени австрийского ювелира Георга Штрасса (он же Йосеф Штрассер и Жорж Фредерик Страсс, "знаменитый" криминальный деятель, мошенник и имитатор драгоценных камней и металлов), который в 1857 году открыл "турновскую композицию" - калиевое стекло с высоким содержанием свинца - для производства бижутерии и имитации драгоценных камней. Это стекло стало идеальным материалом для имитации драгоценностей, в том числе и брильянтов, и в то же время фундаментом, на котором развернулось производство знаменитой яблонецкой бижутерии. Правда, деятельность Штрасса была в те времена квалифицирована, как мошенничество, поскольку он пытался выдавать стразы за настоящие драгоценности. К концу девятнадцатого века технология изготовления стразов была усовершенствована. Большую роль в этом впоследствии сыграл мастер обработки стекла из Богемии Даниель Сваровски (Daniel Swarovski).
   Стекло для стразов варили небольшими объемами, заготовки прессовали или вытягивали в виде штабиков (прутков) или трубочек с последующей механической обработкой. Стекло красного цвета разного оттенка получают, используя разные красители - марганец, кадмий, селен, коллоидные медь или золото. Для производства так называемых "сиамских рубинов" - чешских стекол красного цвета для бижутерии - используется комбинация сернистого кадмия и селена.
   Для обработки стразов - огранки, шлифовки и полировки - использовались те же методы, что и для драгоценных камней. Сначала их обрабатывали вручную, затем стали использовать механизированные и автоматизированные методы. Шлифованные бусы различаются по типу обработки, подразделяющейся на две группы: огневой или кислотной полировки и полировки механическим способом.
   Таким образом, мы выяснили, по каким признакам надо сравнивать представленные на исследование бусы.
   Методом спектрофотометрии в видимой области спектра по положению пиков поглощения в зависимости от длины волны и высоте этих пиков определили вид присутствующих в стекле красителей - коллоидного селена и сернистого кадмия - и их концентрации. Следовательно, бусины были изготовлены из той же массы стекла, сваренной в одних и тех же технологических условиях.
   Под микроскопом на гранях бусин были отчетливо видны следы механической полировки. Значит, и способ механической обработки бусин был одинаковым.
   Кроме того, на некоторых бусинах обнаружились органические загрязнения одной и той же природы.
   Весь комплекс свойств и признаков позволил предположить, что бусины принадлежали одному и тому же ожерелью, что послужило доказательством присутствия девушки в квартире.
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"