Аннотация: Бабушкин дневник- своеобразная летопись развития ребёнка,осваивающего родной язык и познающего мир. Авторская коллекция забавных детских фраз (похожая на сборники "Говорят дети","Юмор в коротких штанишках", "От 2-х до 5-ти","Устами младенца").
ПРЕДИСЛОВИЕ
Когда моя внучка Настя в сентябре пошла "первый раз в первый класс",
она получила от меня необычный подарок. Это была красочно оформленная (с помощью
компьютера) "НАСТИНА КНИЖКА"- версия моего рукописного дневника.
То, что у меня не получилось в статусе мамы, удалось в статусе бабушки: систематически и
целенаправленно записывать речь ребёнка в процессе его развития. Конечно, фиксировать
удавалось только малую часть, но и это - большая удача. Маленькая Настя с интересом слушала
цитаты из этой коллекции, а позже сама читала подаренную книгу и знакомилась со своим
"отражением".
Прошло много лет, и на семейном празднике в честь её поступления в университет мы снова
вспоминали сюжеты из "НАСТИНОЙ КНИЖКИ".
Предлагаю вашему вниманию минимально сокращенную версию этой "книжки".
P.S. Сознательно не выбирала только юморные моменты- ведь тогда это был бы уже не дневник,
а "цитатник". Для меня ценность этих записей в их подлинности.
Ручаюсь, что ни одно слово не придумано и не "подправлено"- всё строго по факту.
*****
Эпиграф.
Растёт у нас девчушка по имени Настюшка,
Растёт-подрастает, и без умолку болтает...
*****
* Говорить начала сравнительно поздно. Первые слова: баба, мама, папа и (чётко)-КОНЬ.
* Упорно называет дворовую собаку
"Гагагаля" (с чего-неясно.) Лезет обниматься с любой дворнягой самого непрезентабельного
вида- еле успеваю оттаскивать от очередного страшилища неразумное дитя.
* (1год 8 м-цев) Смотрит по ТВ шлягер кабаре-дуэт "Академия". Лолита поёт:
"Не подходи ко мне, я обиделась", фраза многократно повторяется.
Настя раздражённо машет на экранного Сашу: -Уйди и всё!!
* - Считай: раз,два, три!
- Семь, семь, семь!
* Спрашиваю: -Где мама?
- В кОме! (т.е. в комнате)
* Рассуждает: -Папа- Андрей, мама -Марина, Настя- Настя!
* Дед пришёл с работы, звонит в дверь. Сломя голову мчится к закрытой на все замки двери
и кричит: -Открыто, открыто!!!
* Беседуем: - Ты моё солнце?
-Да!
-Счастье?
-Да! А кукла-нет, конфетка-нет!
* В качестве колыбельных пою ей самые разные песни. Всех милее стала песня
"Вы шумите, шумите надо мною берёзы...". Теперь маюсь, но пою только её,
поскольку ребёнок категорически запрещает петь мне что-то иное.
* Выпал обильный снег и тут же начал таять.
Я (грустно): - Снег грязный!
Она (со слезами обиды):- Нет!! Он белый, белый!!
* Вдруг полюбила трясти своим барахлом: свалит всё в кучу, затем азартно сортирует
на две стороны: -Чистое...чистое...стирать!
(Хотя все вещи чистые- из шкафа)
* Во дворе страстно любит качели, при этом не терпит соперников-скандал!
Обожает подростков, бесстрашно лезет к ним (у них велосипед, мяч и пр.).
Четверо пацанов играют в карты. Она -к ним и замерла,
зачарованно наблюдая за азартным действом.
Срочно увожу её подальше (высказывания там ещё те!)
* Не любит и боится незнакомых людей. Зашла с ней к подруге, а у той гости.
Настя с плачем тащит меня в другую комнату:- Давай тут будем, а они пусть там сидят!
* Очень боялась вставать под душ, потом понемногу привыкла,
но всё равно с опаской и не "в кайф".
* (Не слишком приличное, но это жизнь).
С гордым видом приносит мне на пальчике вытащенную из носа "козявку":
- На, вот кака! Это тебе!
- Дай я пальчик тебе вытру!
- Не надо, я дЕде понесу! (т.е. дедушке)
* (2года 1 м-ц). Дует на горячее, но заодно и на холодное.
Говорю ей: -Холодное как снег, ешь спокойно!
Теперь, услышав слово "холодное" всегда спрашивает: - Как снег?
* Знает понятия "теплое- холодное", а другие нет.
Говорю:- Не ешь, это солёное!
- Нет, тёплое!
* Спрашиваю: -Что у тебя болит, голова?
- Нет, щёки и волосы!
* Не хочет пить "минералку":- Колючая!
*(2года 1 м-ц). Во дворе заверещала сигнализация у автомобиля.
Говорю:- Машинка своего хозяина зовёт...
Она (задумчиво): - Наверно пИсать захотела...
* Читаю:- Пошла муха на базар и купила самовар!
Она перебивает:- Нет, нет- конфет!
* Говорю:- Хлопай со мной в ладоши! (Показываю, как надо хлопать)
Она:- Нет, не буду- так мама котлетки делает!
* Дедушка чинит утюг и тихонько напевает себе что-то под нос, не подозревая,
что у него есть слушатель. Настя листает какую-то книжку и сильно не в духе.
Наконец она не выдерживает:- Дурацкая песня!
* Приехала в гости к другому её дедушке (симпатичному импозантному мужчине).
Но играть с ним отказалась наотрез. На вопрос "почему?" ответила (грустно вздохнув):
-Страшненький ты!
* Если кто-то при ней пьёт лекарство, ей тоже срочно нужна таблетка:
-И я ,и мне, и у меня болит! (Для убедительности маленькая притворщица добавляла: голова,
живот, позднее-сердце. Приходилось отвлекать и срочно менять тему...).
* Отца зовут Андрей, другую бабушку- Ира. Сидим за столом, я говорю (без всякой задней
мысли): - Спроси у бабушки Иры, кто ей Андрей?
Настя спрашивает и получает ответ:- Мой сынок!
Мгновенно заливается горькими слезами:- Нет, нет!! Он не твой сынок, он мой папа!!
(Насилу успокоила маленькую монополистку-собственницу...)
* Едет в машине и самозабвенно распевает "вопилку" собственного сочинения:- Машинка,
машинка, машинка моя! Моя беленькая! (На мотив знаменитой "Калинки").
* Купила специальную спираль от комаров, которую нужно поджигать и дымовой завесой
отогнать кровопийц. Вечером проделываю эту процедуру. Настя настороженно наблюдает,
но молча. На утро просыпается с рёвом. Бросаюсь к ней и хочу узнать причину.
Прижимается ко мне: - Тут ночью огонь был!
(Вот такая запоздалая реакция на моё "шаманство".
Срочно купила другое "антикомариное" средство.)
* Видит, как я мажу свою руку йодом. В ответ на её вопросы подробно объясняю, что это-
антисептик и это его основное полезное СВОЙСТВО. Видимо только это слово ребёнок и усвоил.
Теперь при виде флакончика с йодом она радостно спрашивает: - Ето фойства?
* -Я помыла ноги шваброй! (т.е. мочалкой с ручкой)
* Видит щётку:-Это щётка для туфель?
-Нет, для одежды!
- Моё пиджАку чистить?
* Объясняю: - Это икра из кабачков и баклажанов!
- Не хочу есть кабажАнную икру!
* Прошу её: - Не мешай мне на кухне!
- А я тебе помогаю!
-Это чем же?
-Помидоры ем!
* (2года 8 м-цев). Приехали на набережную. Восторгаюсь красотой панорамы и громко
декламирую:- О Волга, Волга, мать моя, любил ли кто тебя, как я!
Приезжаем на другой день. Настя выходит из машины и с пафосом:- Волга, мать твою...
(Не вру! Мы от хохота сложились пополам, но сделали вид, что ничего не слышали.
Повторов этой фразы не было.)
* Рисует карандашами. Выдумывает слова для обозначения своего "художества".
Интересуюсь:- Что это ты нарисовала?
- Это такая вАвина!
- А что это?
- Ну, это такая гУгина!
* Спрашиваю её:- У тебя совесть есть?
- Нет, бабуля!
*- Посмотри, какие мне пасогИ купили! (т.е. сапоги)
* -Помой зЯгные руки! (т.е. грязные)
* Говорит со мной по телефону и светским тоном:
- Как твоё здоровье? В твоём хаЕльнике сок есть? (т.е. холодильнике)
* Мать выпроваживает Настю из кухни:- Всё, свободна как Африка!
Теперь при слове "свободна" Настя всегда спрашивает:- КАКАФИКА?
* Настю привёз на своёй машине отец, встречаю их во дворе. Она выходит и видит стоящую у
подъезда машину дедушки. Заявляет: - Эта машина-папина, а эта (показывает на дедушкину
машину пальцем)- МОЯ!
* Приехала ко мне и с порога: - Какая у меня кофточка красивая!
Подумала и добавила:- Да и сама я красавица!
* Размышляет: - Вырасту большая, выйду замуж...Приду с работы, а там ЗАМУЖ сидит!
* Играет. Кормит мать воображаемыми "пиёными" и "моёными" (т.е. пирожными и мороженым).
Мать делает вид, что ест. Настя приносит очередное "мифическое" лакомство:
- На, ешь! Это творожок! Затем уходит к своим игрушкам. Пауза.
Мать просит её: -Ну принеси ещё что-нибудь вкусненькое!
Настя категорично:- Нету!! Ты уже ВСЁ съела!
* Причёсываю её: -Ты можешь пять минут постоять спокойно?
- Можу! (Ударение на О).
* Заходим в магазин- в нём громко звучит песня. Настя самозабвенно начинает во весь голос
подпевать Киркорову. Быстренько выскакиваю без покупок из магазина, таща за собой
продолжающую петь "артистку".
* Приходим с прогулки. Она (уставшим голосом):- Душа болит, дай мне водички!
* - У меня скоро будет С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ!
* Дедушка едет по делам, в машине -две его сотрудницы. Настя напросилась в попутчицы.
Одна из дам знакомится с ней:- Ты меня не боишься?
- Нет, ты не страшная! Я страшнее по телевизору видела!
* Заявляется с прогулки и радостно:- Здравствуй, дом, мой детский дом!!
* Санки хранятся на балконе. Вваливается в прихожую вся в снегу и командует:
-Санки на стоянку!
* Едем в трамвае домой. Настя нетерпеливо всю дорогу:- Это наша остановка?
Наконец объявляют нашу:-Следующая остановка -"Парк Победы"!
Вскакивает с места и с восторгом орёт:-Вот это новости!!
* Потихоньку набираю силы после сложной операции, объясняю ей :
-Меня нельзя толкать, я теперь СТЕКЛЯННАЯ!
Позже слышу, как Настя всем говорит , что бабуля у неё ЖЕЛЕЗНАЯ!
* Гуляем в парке. Гляжу на цветущие каштаны и говорю: - Они напоминают мне детство!
Настя мигом присоединяется: - И мне!
* ЦелУю Настю в щёчку, она подставляет другую:- И эту, а то она обидится!
* Интересуется у матери: - У тебя в сисе молочко есть? А кофе?
* Рассматривает купленный матерью новый лифчик:- Сисин домик!
* Утром говорю ей: - Какие у тебя глазки заспанные!
Настя (философски): - А других у меня и нету!
* (3 года 4 м-ца). Мать моет полы, на минутку положила мокрую тряпку и собралась идти за
мусорным пакетом. Внезапно из комнаты вылетает Настя в белых носках и с разбега
наступает на эту тряпку. Мать кричит "НЕТ!!"- но предупреждение опаздывает.
Настя в панике мгновенно подпрыгивает, цепляется за материнскую юбку и с ужасом
спрашивает:- Мам, а что ЭТО было?!
* Пошла в детский сад, делится новыми впечатлениями:
- Нашу воспитательницу зовут Алла Говядина ! (т.е. Геннадиевна)
*- Не бей меня по попе, она же у меня работать не будет!
* Летняя жара, укладываемся спать. Настя показывает на одеяло:- Укрой меня!
Я изумляюсь и она поясняет:- Не видишь что ли, у меня ступЕни мёрзнут! (т.е. ступни ног).
* - У куклы рука слОматая!
Поправляю:- Неправильно! Как нужно правильно сказать?
- ЗдорОвая!
*Идём мыться в ванную. Спрашиваю:- Тебе мама давно голову мыла?
Выпаливает единым духом:-Давно вчера вечером сегодня один раз!
*- Я сок из апельсина высАскиваю...
* Гуляем в деревне. Наблюдает за тем, как на лугу пасётся лошадь.
Вдруг лошадь делает огромную кучу. Настя удивлена: - Ого! Я так не могу!
* Аналогичное высказывание. Смотрим по ТВ конноспортивные состязания.
Комментатор:-Видите, как лошадь поджимает ноги, чтобы перепрыгнуть барьер!
Настя (с завистью в голосе) :- А я так не могу...
* Детский городок в парке. Настя указывает на входное отверстие в стене:
- Вот где ЗАХОДИЛКА!
* Задумчиво говорю ей: - Вот и лето прошло, скоро осень...
Она эхом повторяет:- Да, лето прошло, скоро ВОСЕМЬ...
* Ставлю на стол разнобразные блюда. Настя радуется такому изобилию и
в наплыве чувств неожиданно изрекает:- Ты не злая! Да и я невинная совсем!
* Мать сердится на Настю:- Ты зачем переключалку сломала? Вот теперь иди и чини её!!
- Я не умею! Я только могу и телевизор сломать, хочешь?
* Стащила из сахарницы кусок сахара. Мать спрашивает строго: -Где взяла?
- Бабуля дала.
Мать уверена, что этого не может быть и предлагает: - Давай пойдём к ней и спросим!
Настя (умоляюще):- Нет, не ходи- она уже забыла!
* Смотрит в книжку и озвучивает по памяти любимых персонажей:
-Кто в тереме живёт? Я-лягушка-какУшка.
Поправляю её:- Квакушка!
Настя (старательно): Лягушка- каквушка!
* Укладывается спать:- Надень мне ночное платье отдыхнАльное!
* Заснула в кресле, переношу её на кровать: - Куда ты меня тащишь? Я тут так удобнИлась!
* Мать читает в газете:- В нашем цирке новая программа "Люди и звери".
Настя: - А я человек?
-Да!
- Значит я могу в цирк пойти! (пауза)... А как лЕвы рычат?
* Ест борщ, на дне тарелки осталась гуща. Показывает на неё:- А почему мы ФРУКТЫ не едим?
* Объясняет по-деловому: - Дедушкина стоянка там- прямо, а потом завирнАть надо...
*Едем в полупустом трамвае. По вагону медленно (молча) движется кондукторша со своей
сумкой. Кладёт туда деньги и "обилечивает" пассажиров. Подходит к нам, берёт у меня деньги за
проезд. Настя обращается к ней с неожиданным вопросом:
- А почему Вы песенку не поёте?
Тётенька (без особого удивления, но с интересом): - Какую песенку?
Настя: - А такую: (протяжно) "Билетики...Покупаем билетики..."
Кондукторша ей предлагает:- А давай ты спой!
Ребёнок вздыхает:- Нет, я не могу...
- Почему?
- У меня сумки такой нету!
* Зима. Долго одеваемся, но Настя в отличном настроении:
- Бабушка, вот как ты меня хорошо уважаешь- шарфик мне надела!
Через некоторое время:- Ты мне конфетку дала- это ты меня так хорошо любишь, да?
* Этот сюжет мне особенно запомнился. Садимся с ней в машину, решили навестить
родственников. Настя заявляет:
- Вот ты двери закрываешь! А папа открывает и учит меня НА ХОДУ ВЫПРЫГИВАТЬ!
(Зять так и не понял , что послужило причиной такого клеветнического навета,
и ошарашенно клялся в своей непричастности к такому экстриму. Вот чудеса фантазии!)
* - Это буква "шесть"!
* Пролила молоко на кофту и стаскивает её с себя: -Кофта коровой пахнет!
* Играет и делает "забор" из стульев:- Ты МОЙ В УГОЛ не заходи!
* Дедушка делал ей массаж спины. Жалуется мне:- Меня деда руками покусал!
* Говорю мужу: - Надо бы её родителям завезти!
Настя (горячо): - Не надо меня завязАть!
* Глядит на девочку, у которой косичка с тремя нарядными разноцветными резинками:
- А у меня коса вырастет?
- Да, конечно!
- С резинками?
* Купила ей бублик с кунжутом. Она пробует его и с восторгом:
- Вот умеют же и у нас делать! И с орехами!
*Видит на дороге прицеп ( без кабины шофёра) и удивлённо: - А где у этой машины лицо?
*Пьём чай. Спрашивает меня: - А когда я родилась, я была маленькая?
- Да.
- Как кружка?
*- Купи мне свечки для торта! Торт в них вставляешь, они горят - и получается праздник!
* Играет с куклами и распевает песню собственного сочинения. Подбегает ко мне:
- Я с выражением пою?
- Да!
- А почему же ты мне не хлопаешь?
* Говорю ей:- Эта игрушка дорогая!
- Да, мама за неё ДОРОГИЕ деньги отдала!
* За стеной раздался громкий стук. Настя прислушивается:
- У меня дома тоже стучали громко. Ночью, когда я спала. Но не чужие-
свои, рОдные, папа и РОДИТЕЛИ. Проверяли - горячие трубы или нет!
*- Посоли мне сахаром тыкву!
* Достаю записную книжку. Настя завидует:- А у меня нет такой записАлки!
* Выливает в горшок мои духИ: - Чтобы пахло!
* Срезаю ножом кожуру с яблока. Настя:- А мама яблоко мне даёт, а корочкой себе лицо
царапает! (Выясняю, что мать делала маску для лица).
* (Опять не слишком приличное- "се ля ви"...) Дедушка купил инжир. Настя пристала с
расспросами о доселе невиданном фрукте. Дедушка читает ей лекцию о полезности инжира,
и в частности - о его слабительных свойствах.
Прошло два дня, Настя просит меня:- Дай мне ЖИР!
- Какой ещё жир?
- Ну тот, от которого какашки выскакивают!
* Праздник. Я держу бокал с вином и обращаюсь к мужу:- За твоё здоровье!
Тот отвечает аналогичным образом. Настя видит, что ей бокал не дали, и с обидой восклицает:
- А где же МОЁ здоровье?
* Некоторые фразы из Настиного лексикона:
- у меня от кофты чешение;
- не надо выбросАть,
- буду огурцом закусАть,
- дайте расчесАлку.
- ловЯк рыбы...
- продавЯк мороженого...
* Говорю ей:- Твоя мама мне так сказала: "Не будет слушаться- пори!"
- А ты будешь меня порИть?
* Снимаю с неё мерки, чтобы сшить сарафан. Ей тут же захотелось поиграть в портниху.
Хватает портновскую ленту , начинает снимать с меня мерки и деловито говорит:
- Рука- 8 килограммов (!), вторая рука -8 кг, нога- 8 кг, вторая нога- 3 кг!
* Когда делаю что-то, тихонько напеваю, благо репертуар обширный. Некоторые песни потом
слышу от Насти, но уже в несколько изменённом виде.
-Ой ты Толя, Толя- Николай...
-По дому гуляет казак молодой...
-Вагончик тронется, перо останется...
- Там, где вековая лежала пыль, всё лето ставят автомобиль...
(Надо: Коля, по Дону, перрон, свой след оставил...)
* Кашляет. Спрашиваю обеспокоенно: - Ты чего?
- Чихаю!
*-Купи мне фонарик, я буду ночью себе дорогу подсветлЯть!
* (Пардон, опять неэстетичная "бытовуха"). Сидит на горшке "по-большому".
Приносит мне горшок с незначительным результатом. Я : - Чего так мало?
Усаживается снова. Затем притаскивает потяжелевший горшок: - А теперь тебе нравится?
Через несколько дней- похожая ситуация. Настю интересует итог процесса,
и она всматривается в дно горшка: - Это не кишки, нет?
* Понравился эпатажный певец ШурА, не допускает критики в его адрес, знает и поёт его песни.
(Замечу, что позже он ей внезапно разонравился ). Как-то просыпается рано и взахлёб
рассказывает:
- Я ШурУ во сне видАла! Не сонного, настоящего!! Даже два! Они по улице шли!
* Задумчиво глядит в окно:- Скоро зима. У нас будет нет ничего.
* По ТВ рассказывают о старинных игрушках. Говорю Насте:
- Смотри, какая старинная кукла!
- Для старинных детей?
* Капризничает. Спрашиваю:- Что ты будешь есть? Суп, кашу, творожок?
- Я буду есть НЕТ!
* Хочу послушать прогноз погоды и спрашиваю: - Ты можешь помолчать пять минут?
- А почему так долго?
* Предлагает поиграть:- Ты будешь давай покупатель, а я буду продаватель!
В другой раз:-Ты будешь у меня покупать, а я буду продавщительница!
* Играет с куклой:- Надо сделать красивую прическу и ещё МИКИЯЖ...
* По телевизору (на своём родном языке) эмоционально говорит итальянец.
Настя удивлена: - А почему он говорит неправильно?
* Снова завела разговор о певце ШурЕ:
- У нас кассета была ШурЫная, он пел свою ШурУйную песню!
* Говорю Насте, что меня беспокоит красное пятно на её щёчке.
Позже она мне рассказывает:- Я плакала и у меня опять на щеке КАРТИНКА появилась!
* Купили мёд. Настя:-Мёд пчёлы дают? Прямо в банках? (Пауза)...А у нас на даче много мух,
вот если бы и они мёд давали!
*- Почему дом строят из белых КИРПИЧЁВ? Надо из орАжневых!
* Я занята , у меня руки в тесте. По телевизору орут певцы из группы самого дрянного пошиба.
Настя восклицает:- У меня от этой музыки лоб болит! Я уже оглухнЕла от них!
(Мою руки и срочно выключаю телевизор.)
* Показывает конфету: - Это не сосАлка, а жУйка!
* По телевизору- соревнования штангистов.
Комментатор:- Спортсмен из Китая догоняет кубинца!
Настя (с ужасом): - Он догоняет УБИЙЦУ?
* Однажды произошёл трагикомический случай: меня сильно искусали осы.
Прошло некоторое время и Настя вспомнила про эту историю:
- Тебя кто кусал? Пчёлы?
- Нет, осы.
- А пчёлы?
- Пчёлы не кусали.
- Они добрые, да? Они тебя обняли, пожалели и дали мёду, да?
* Выкладываю на тарелку только что сваренные вкрутую яйца.
Настя придвигает к себе тарелку: - Я постучу? А они МЫТЫЕ?
* Уборка в квартире. Хвалю Настю:- Ты ж моя помощница, заюшка-хозяюшка!
Она с удвоенным энтузиазмом протирает полку, старается вовсю- и нечаянно
разбивает мою любимую глиняную фигурку Деда Щукаря. Горько плачет.
Я утешаю мою девочку:
- Ну ты чего, я же тебя не ругаю, не наказываю, не плачь!
Продолжает плакать:- Я теперь не хозяюшка, не помощница, а ДУРОЧКА!
(Это самокритика- я её так не называла). Затем успокаивает сама себя:
-Это не настоящий дед, каменный, ИГРУШНЫЙ!
* Даёт мне фантик от конфеты:- Это тебе для пАмени! (т.е. на память).
*- Почему шубу надела без пОезда? (т.е. пояса).
* Увидела собаку:- Как волк! А хвост бубликом!
* - У меня в кармане лежит большая дырка!
* - Купи мне сок в большой коробке! Большой как дом!
* Приехала с дачи и рассказывает:
-Юля- моя подружка. Она ещё не взрослая, не ШИРОКАЯ, как её мама.
* Смотрит на фотографию:- Как этих девочек зовут?
- Таня и Света.
- Хорошие ИМЕНИ (ударение на 1-ю букву)
* Появилась серия вопросов "Откуда берётся?" (яблоки, молоко, хлеб и т.д.). Потом серия
закончилась, появилось словечко "Понимаешь?". Вскоре оно забылось.
(3 года 6 м-цев).
*Прибегает ко мне на кухню:
- Тебе здесь слышно, как я пою и танцевАю на одной ножке?
*- Я так устала, что у меня ноги качаются!
* Давай дерИться палками! (т.е. драться)
* Играем с ней в "магазин". Изображаю покупателя:- У вас колбаса свежая?
И тут кроха мне отвечает совсем как продавец и с такой же интонацией:
- Только что привезли!
*Играет с куклой и ведёт с ней беседу:
- Как же ты пойдёшь на работу? У тебя нет ни шапки,
ни куртки. Только юбка и коса!
* Просит поиграть с ней:- Считай до десяти, а я спрячусь!
-Хорошо, я буду считать про себя!
- Нет, считай про меня!
* Играем с ней в "больницу". Ложусь на диван в роли "пациента". Настя с детским набором
"врача" подходит ко мне: - Я с градусником пришла. На что жалуетесь? Сопли идут?
* Прошу внучку:- Принеси мне термос, только не разбей!
- Несу! Я не за ручку- я его за шею обнимаю!
* Беру салфетку:- Стол надо протереть!
-Он у нас неумытый?
* Гляжу в окно: - Снег пошёл!
-Куда?
* Реклама мебели на ТВ: шикарный интерьер, на роскошных диванах сидят чёрные манекены.
Настя (заинтересованно):- Это у кого так красиво в комнате? У чернУшных негров, что ли?
(Извините, если не политкорректно).
* Стащила на пол одеяло, подушки, ещё что-то накидала, сделала подобие гнезда
и зарылась в него- один нос торчит. Я захожу в комнату, вижу эту картину- и теряю дар речи.
Настя медовым голосом:- Видишь, как я сладко сплю?
* На картинке- кит, из него хлещет фонтан воды. Удивляется:- Это он так пИсает?
* Интересуюсь:- Когда тебе купили такое красивое платье?
-Завтра!
* Слушаю концерт по ТВ: - Это моя любимая мелодия. Называется "Сент-Луи блюз".
(Ждать, как она отреагирует на такой пассаж, не пришлось).
Настя мгновенно: - Как? "Сам себе режиссёр"?
* Мы с ней не поладили. Обиженная Настя сидит в углу и плачет.
Иду к ней:- Ну всё! Мир?
- Нет, не всё! (снова слёзы). Ты меня не обняла, не пожалела, не поцеловала,
не сказала, что я вишенка и солнышко!
(Выполняю весь "перечень". Мир восстановлен, глаза сияют счастьем,
и жизнь опять прекрасна!)
* Скоро Новый год: нарядили ёлку, навели всюду чистоту. Пока я была на кухне,
Настя уселась возле ёлки на пол и из газет детскими ножницами накромсала "снежинок".
Азарт быстро пропал, убирать ей неохота и груда обрывков валяется на полу,
явно не украшая интерьер. Вижу эту картину и обращаюсь к ней:
- Вот сейчас дедушка с работы придёт и что он скажет?
- Он скажет: " Какая у вас ёлочка красивая!!"
* Зашёл разговор о любимых блюдах. Дедушка говорит, что любит холодец.
Спрашиваю внучку:- А ты знаешь, что такое "холодец"?
- Да, конечно! Это когда зима, мороз, все мёрзнут- вот тогда и холодец!
* -Обними меня крепко к своей груди!
* - Бабушка у нас в очках, а дедушка БЕЗ ОЧКАХ!
* Зовёт меня к столу: - Пойдём, там дедушка купил... ну такой тортик с огуречиками!
(Оказывается- купил пиццу).
* Слышу, как она громко чихает: - Это не от сквозняка?
-Нет, это просто всё от нервов.
* Играем в "вопрос-ответ". Спрашиваю её: - Какие ты знаешь цветы?
- Розы, гвОздики.
- Какие ты знаешь напитки?
- Вода газированная, вода из чайника...
* (3 года 10 м-цев). Зовёт меня: - Иди, там твой роднИк пришёл?
- Какой такой родник?
- Ну, мне он - папа, а тебе роднИк! Ещё вода такая есть!
*- Замолчи свой рот! (Удивительное дело: много лет спустя я такую же фразу
прочла в "армейском фольклоре" ).
* Играет:- Я мама- крольчиха, у меня маленькие детки, ещё молочко сосЯт.
* Докладывает матери:- Нашу готОвку ремонтУют! ( о микроволновой печи).
* - Вода в чайнике холодная, там зима наступила!
* - Это новые заколки, их надо только по ПЯТНИЦАМ носить!
(Почему именно по пятницам-не понятно).
* Веду её в детсад. Ей не хочется туда идти и она канючит всю дорогу:
- Бабушка, бабУшечка моя, забери меня пораньше, пока мы ещё не спали!
(Останавливаемся у дверей детсада.)
Уточняю у неё: - Ну и когда же это -пораньше?
- Да прямо сейчас!!
* Купила конфеты своего детства- молочные ириски (в виде плитки с конфетными
"квадратиками"). Выкладываю лакомство на тарелку. Настя таких ирисок ещё не видела
и тянет к ним руку. Я ностальгически говорю:
- Это старинные конфеты, им уже наверное сто лет...
Настя отдёргивает руку и с ужасом:- Им СТО лет?
Успокаиваю ребёнка:
- Это рецепту их изготовления сто лет, а сами конфеты очень свежие, ешь- не бойся!
* Настя без спроса взяла из холодильника пачку жевательной резинки.
Укоряю её:- Ты зачем взяла? Разве это тебе купили?
Она хитро прищуривается:- А кому? Холодильнику, что ли?
* Настя видит, как мать сыплет кошке сухой корм, похожий на орешки:
- И мне дай!
- Нельзя, это кошачьи.
- А людЯчьи есть?
* - Бабуля, там дохлая птичка лежит! А кто её сдох? Машина задавила?
* - Дедуля, мы в садике днём спим. А на своей работе спишь?
* От детской книжки отлетела обложка:- ОблитУрка оторвалАсь!
*- Гости ушли, какое несчастье!
* Подарили ей резиновую розовую игрушку. Никто из нас так и не смог понять, кто это:
котёнок? поросёнок? "Неизвестный науке зверь" отправился в ящик к другим игрушкам.
Через некоторое время слышу, как она с ним нежно разговаривает:
- Ах ты мой ПИНГВИНЁНОЧЕК!
* Беседуем с ней:- Я сохранила рисунки твоей мамы...
Настя:- Покажи мне!
- Долго искать!
- Нет, искИ давай, искИ!
* Воскресенье. Вечер. С грустью:- Завтра в садик идти- вот неудача!
* Декламирует стихотворение:- Коля пел, Борис молчал, Николай ногой торчал!
Поправляю внучку: - Разве в книжке так написано?
- А так улыбчЕе!
* Выкладываю на стол банку с вареньем из черноплодной рябины и поясняю внучке:
- Это не простое варенье, а от давления- лечебное!
- Лечебное? Как грязь?
*Услышала где-то фразу и ошарашивает меня вопросом: - А ты чЕстная девушка?
Мой ответ " Я честная бабушка!" её вполне устроил.
* Просвещаю её:- Есть микробы полезные, а есть вредные-вот мылом их и смывают!
- А они какие -вредные микробы ? Это такие маленькие, они балуются,
всё разбрасывают, а потом не убираются, да?
* Увидела игрушку, которую я многие годы храню, как память о своём далёком детстве:
это большой плюшевый мишка, в штанишках и панамке. Берёт его за лапу:
- Это твой мишка? А как его фамилия?
* На фото в журнале жираф и зебра. Спрашиваю у внучки:- Знаешь, кто это?
-Верблюд и зеопарда!
* Эта курьёзная история особенно запомнилась. Врач сказал, что нужно срочно сдать анализы .
Утром объяснила Насте её основные задачи и высадила ребёнка на горшок. Далее (пардон за
натурализм): беру приготовленную коробочку и заполняю её содержимым горшка. Тщательно
упаковываю под пристальным взглядом Настёны: - Ты для чего это делаешь?
Отвечаю:- Ты же знаешь, врач велел принести анализы!
И тут девчушка начинает хохотать:- Ой, это ты так здОрово решила пошутить, да?
Тётя доктор подумает, что ты ей принесла анализы, откроет коробочку- а там какашки!!
Вот смешно, да?!!
* У меня в гостях подруга. Настя показывает ей фотографии и с удовольствием
комментирует:- Вот я на даче, это я на Волге...
Берёт следующее фото: на нем её (Насти) нет; на переднем плане-фрагмент застолья,
на заднем плане- полуоткрытая дверь в прихожую. Настя поясняет:
- Это мама, это папа, а это (указывает на дверь) - Я УШЛА!
* -У меня коса выросла, я теперь уже старая дева!
*- Я не хочу спать, лучше поставь меня в угол!
* Вместе с матерью смотрит альбом со свадебными фотографиями.
Показывает пальцем на невесту: - Мама, а это ты в фатАне сидишь? А где жених?
-Вот!
- Нет, это же наш папа!
*(4 года 1 м-ц). Гуляем во дворе -там у соседа голубятня. Сквозь сетку Настя увлечённо
наблюдает за голубями: - А что это тот голубь прилип к ступеньке, как жвачка?
Идём домой, она продолжает тему: - А эти голуби дружат, да? И за ручку ходят?
* Прошёл быстрый летний дождь, снова яркое солнце. Настя в восторге:
- Ой, смотри, какая травка чистенькая, БЕЛЕНЬКАЯ!
* Настя разговаривает с матерью по телефону, внезапно связь прерывается, в трубке- гудки.
Говорит мне: -Всё, там уже кАпает!
* Играет в "артистку Эдиту Пьеху". В ручку от скакалки (как в микрофон) громко объявляет:
- А сейчас Пьеха споёт вам песню про Новый Год!
* Видит на телеэкране слепого: - Он на войне ослепЕл?
* Герой кинофильма погибает в бою. Настя сочувственно:
- Он что, совсем умер, на всю жизнь?
*Гуляем. Я пересказываю ей сюжет, виденный по телевизору:
- Во многих странах очень следят за чистотой улиц. Немцы даже моют свои улицы с шампунем, а
за грязные окна или витрины там платят большой штраф. И даже прохожий может разбить
грязное окно и его не отдадут под суд. Настя слушает внимательно и с интересом. Подходим к
своему дому. Настя озабоченно спрашивает:- Бабуля, а ты ВСЕ окна вымыла?
* Ещё был казус. По улице медленно шёл одноногий инвалид, опираясь на костыли.
Моя душа заныла от жалости, я свернула на другую улицу- и вдруг слышу весёлый смех внучки.
Она забегает вперёд, чтобы видеть моё лицо, и спрашивает:
-Дядя так играет, шутит? Спрятал ножку, а потом поиграет и высунет её обратно, да?
(И смех, и грех...)
* Гуляем по набережной Волги. Внучка любуется теплоходом, который отчаливает от берега.
Напоминаю, что пора идти домой.
Настя: -Нет, буду смотреть, как он плывёт!
Я:- Ну ты смотри, а я пошла домой.
Настя (рассудительно):- И я! Чего я на него смотреть буду- он мне что, жених, что ли?
* Любуюсь иллюстрациями в журнале (в нём статья о Карле Брюллове):- Да, настоящий гений!
Настя: -Настоящий? Не искусственный?
* Ведущая телепередачи:- Это блюдо готовится с вином, получается очень вкусно!
Настя:- Я тоже хочу СВИНОМ! Давай купим СВИНА и так сделаем!
* Рассуждает:- Сколько на свете машин много: и стИрочная, и готОвочная,
и ездИтная... которая ездит (ударение на 1-й букве).
* Красный фломастер не пишет. Со вздохом:- Фломастер кончил свою жизнь...
* Перечисляет цвета: - Бордовый, розовый, сиреневый, сИневый, белОвый, чёрновый...
*- Яблочко всё обгрызганное...
* - Бабуля, а ты когда в детстве была такого же роста, как я, ты знала, что такое шестёрка,
семёрка, девятка, восьмёрка?
(Думаю: с чего это она разговор о картах завела? Говорю:- Нет, не знала!)
Настя, горделиво:- А я много именОв машин знаю!
* (4 года 2 м-ца). Наконец-то начала твёрдо выговаривать букву "р". И на радостях
иногда даже впихивала её, куда не надо:- Бабуря, дай и мне корварору (т.е. корвалолу).
Или: -Погляди мне в гразки! Или: -Ты зачем ванну хролкой поливаешь? (Но это быстро прошло.)
* Залезла в коробку из-под телевизора, вылезла обратно:- Тут мне как-то неуютно...
* -Я раньше слабая была, а теперь обсильнИлась!
* Забираю внучку из садика и слушаю её рассказ:
-У нас в садике дети так любят покАкать! Меня мама забирала из садика, а они всё кричали:
"Пока! пока!"
* - У нас в садике дети болели и был карантин! А ты знаешь, как плохо,
если ЗАБОЛЕЕШЬ КАРАНТИНОМ!
* Размышляет:-Уже лето кончается, надо бы мне с кем-нибудь свадьбу сыграть
и пожениться. Ну так, для игры!
*(4 года 4 м-ца). Настю переполняют радостные чувства:- Сейчас как криканУ на весь двор!
* Настя заинтересованно разглядывает баночку с кремом:- Это крем для рук или для лица?
Говорю:-Для всего!
Недоверчиво глядит на меня:- Да? Он так и называется "Крем для всего"?
* Утром в воскресенье заявляет:- Сегодня последний день российской субботы!
*Играет с куклами:- Дом большой у тебя. Пойди в одну комнату, другую, третью, пятую,
шестУшную, семернУю...
* Говорю внучке: - Ты мне вчера что-то смешное сказала, а я забыла записАть!
- Ну и что, я ещё наговорю полную колОду!
* Просыпается утром, вставать ей неохота:- У меня глаза на липучках...
(Зевает:- Я вся такая зевУчая!)
* Подаю на стол куриный суп:- Это суп из индЮчки?
* - Кухня- это там, где кУхают?
* - К нам машина приоблИзывается! (т.е. приближается)
* - Отломи от шоколадки две ступени!
* Подлетает ко мне , приставляет ко лбу два пальца (типа "рогов") и выпаливает:
- Бойся меня, я коза!
*- Нас в садике всему учат, ну как здороваться музыкально...
* - Почему говорят ПЯТНИЦА, тогда и СУББОТНИЦА!
* (4 года 8 м-цев). Многие её рассказы начинались с фразы:- У моих родИтелях...
* По телевизору выступает какой-то депутат, его никто не слушает. Кроме, как выясняется,
Насти:
- Папа, что он сказал?
- Не знаю, не слышал.
- Мама, что он сказал?
- Не знаю, не слышала.
Настя огорчённо восклицает:- Ну вот!! Одна я слышала и ничего не поняла!
* Отец говорит: - Хочу в отпуск!
Настя:- А когда у тебя ВОТПУСК будет?
* Сравнивает концы у банта:- Смотри один длиннее, а другой НИЖЕ!
* Видит, как цыганка пристаёт к прохожим, и прижимается ко мне:
- Они пользуются нашей довЕрчливостью!
* С восторгом рассматривает в магазине (в особой витрине) большое количество
стеклянных зверюшек: -Посмотри, какие стеклЯнчики!
* Жду гостей и прошу Настю не сорить.
- Да я закончу рисовать, а гости ещё не придут. Ты мне веришь?!!
* Прыгает под любимую песню "Модерн Токинг". Я прилегла отдохнуть.
- Бабуля, потанцуй со мной!
- Не могу, я очень устала!
- Ну тогда потанцуй "танец умершего лебедя"!
- Мне вроде ещё рано такой танцевать!
- Ну тогда "еле дышащего"!
* Опять слушает "Модерн Токинг":
- Они по-английски поют?
- Да.
- А некоторые слова всё-таки по-русски!
- Какие же?
- Ча-ча-ча!
* -Собака загавгАвкала!
*- Кофту вывернай!
*-Не могу никак зубную пасту из тюбика вЫздоровить!
* Наливаю сок из бутылки в стакан и немного проливаю мимо:
- Бабуля, у тебя рука труслИвая!
* Нажимаю на кнопку лифта, та издаёт щелчок.
Настя замечает:- А у нас не так!
- А как?
- У вас- ПУК, а у нас - АМ!
* Приехали на дачу. Настя внимательно всматривается в пёстрый узор линолеума на полу.
Спрашиваю её : - Что ты там хочешь увидеть?
- Микробов!
* -Телевизор плохо показывает! А сейчас ещё плОще!
* - Дай мне сметану борщ зарумЯнить!
* - Эта майка хлопкобумажная!
* - Почитай мне сказку про петуха и бобровое зёрнышко! (т.е. бобовое).
* Протягивает мне своё пальто:- Повесь на рычажок! (т.е. на крючок вешалки)
* Не достаёт до выключателя и когда нужно, становится на маленький стульчик.
Не увидя его на привычном месте, спрашивает:
- А где мой стульчик-помогУльчик?
(Сама придумала такой эпитет, мы не причастны!)
* По телевизору транслируют соревнования гимнасток:
- Смотри, ГИМНАЗИСТКА с обручем выступает!
*Играет с зайчиком. Спрашиваю её: -Твой зайчик гулять пойдёт?
-Нет, он только что из яйца вылупился!
* Ведёт разговор о кукле Барби:
- Я для двух Барбий взяла наряды, а третью Барбию не брала.
* Неожиданно заявляет:
- Я много именов знаю: Чайковский, Ленин, Пузатый...
В полном недоумении спрашиваю внучку:
- А кто это - Пузатый?
- Писатель такой. Ну он ещё "Буратино" написал!
Начинаю догадываться: - А, Толстой!
(Настя понимает свою ошибку и от души хохочет).
*- Хочу покататься на трубадУзе! (Объясняю, что это "батут" и больше она не ошибалась).
* Майку постирали. Разглядывает:- Какая она стала белИзненькая!
* Апрель. У нас праздник- Насте исполнилось 5 лет!
К этому времени тетрадь с записями стала толстой. К тому же в неё скотчем прилеплено
множество фотографий, рисунков; вырезок из журналов с загадками, стихами;
обведены ладошки нашей девочки с указанием даты, и ещё всякое-разное...
Сама Настя очень полюбила разглядывать эту тетрадку, просит её почитать
и очень веселится при этом.
А однажды воскликнула:- Ну какая же ОНА глупая в детстве была!
Говорю ей:- Кто ОНА? Это же ТЫ и была!
- ОНА маленькая, а я- большая!
* Собираемся в детский сад. Настя оглядывает себя в зеркало:
-Шапка красная, штаны красные, кофта красная... (радостно) настоящая помидОра!
* Наливаю свежесваренный суп в тарелку, ставлю на стол. Настя оглядывает стол:
- А где у тебя СЫПЬ?
(Не сразу понимаю, что речь о приправе, насыпанной в баночку с отверстиями. Баночку трясёшь
-приправа СЫПЛЕТСЯ).
* -Эта ранка на руке ещё не ЗАЖЁВАННАЯ! (т.е. не зажила)
* - Надену майку с короткими рукавичками! (т.е. рукавами)
* Гуляем. Солнечный день, я сижу с книжкой на скамейке, рядышком Настя разложила на
асфальте цветные мелки. Увлечённая творческим процессом, она тихонечко себе под нос что-то
бормочет. Отвлекаюсь от чтения и прислушиваюсь. Настя берёт самый длинный мелок:
- Нарисую девочку... (на асфальте появляется кривой кружок). Нет, это лимон... нет, яйцо...
Нет, это рыбка, вот нарисую ей чубчик и глазик... Нарисую лучше зайчика...
Нет, кролика бежАщего... Нет, лучше снеговика нарисую. Три снеговика!
( В результате на асфальте красуются три кривоватые объекта, весьма отдалённо
напоминающие снеговиков. "Художница" довольна и сияет.)
* Идём по улице. Навстречу нам идут две энергичные старушенции, несут вдвоём одну
большущую корзину с роскошными пионами (чтобы на рынке продать).
Настя с восхищением смотрит на эту красотищу :
- Молодцы, бабульки! Себе в подарок целую корзину цветов купили!
* По телевизору говорят, что сегодня церковный праздник - "Воздвиженье".
Прибегает ко мне на кухню:- Сегодня праздник!
-Какой?
- ДЕНЬ БОГА!
* Озабоченно спрашивает: - Где моя скамеечка? Такая маленькая, как микроб?
* Рассматривает картинку в журнале с изображением гороскопа.
Говорит мне: - А я знаю, какой у тебя знак!
(Я понимаю, что речь идёт о знаках Зодиака и интересуюсь:- Ну и какой?)
- ТЕЛЕФОН! (Так она восприняла символ "ВЕСЫ").
* Сердится на меня:- Ты что, цвета не различаешь что ли? Ты что- ДИСТРОФИК?
(Объясняю своему критику, что я вовсе не ДАЛЬТОНИК).
* - Я сегодня в саду ела кашу за маму, за папу, за боженьку и за ангелов!
(Так и осталось загадкой- это выдуманная или реальная история).
* Снимаю сетку с окна, чтобы заменить её новой. Именно в этот момент в раскрытое окно
залетает оса. Настя полотенцем машет на неё, и оса вылетает обратно на улицу:
-Улетела! Я её от ЖИЗНИ спасла!
* Зашла за ней в садик. Она мне показывает на одну из дверей:
- Здесь у нас ВРАЧНЫЙ кабинет! (т.е. кабинет врача).
* На телеэкране- солисты балета. Сообщает мне:
- Сейчас будет "Танец лебединых озеров"! (ударение на 1-ю букву).
*- Смотри, как балерина на ПОНТАХ танцует! (т.е. на пуантах).
*- Сказку про Муху- Цокотуху написал Чайковский! (т.е. Чуковский).
* - Дай мне БЕРЁЗОВЫЕ КОЛГОТКИ! (т.е. бирюзовые)
*- Дай мне сок с ДУДОЧКОЙ! (т.е. с трубочкой).
* В мультике "Ну, погоди" видит курящего Волка и осуждающе говорит:
- Курит, потом пить начнёт!
* Садимся с Настей в машину, дедушка усаживается за руль-едем в парк.
Она поднимает с пола закатившуюся в самый угол монету .
Протягивает мне находку (10 копеек ) :- На, держи СТОЛЬНИК!
И задумчиво добавляет:- Надо теперь у папы в машине поискать...
* Смотрю в шкаф, вынимаю из него свою любимую юбку, которая
(увы и ах) теперь мне безнадёжно мала. Мысли бегут в голове такие:
"...выбросить жалко, может как-то её перешить, или может из неё сшить
наволочку на диванную подушку..." Всё это время я стою в позе "девушки с веслом"-
задумалась и застыла, как парковая скульптура. Влетает Настя:
- Ты чего на эту юбку так смотришь?
- Да вот думаю, что с ней делать...
Настя мгновенно:- Стирать или гладить?
(Стало очень весело!)
* Мороз, у Насти обветрились губы. Она смотрит в зеркало:
- У меня губы МАХРОВЫЕ.
* Зимний день, собираемся гулять. Я говорю внучке:
- Чтобы горло не заболело, надень красную кофточку ...ну такую-свитерком.
Настя округляет глаза:- С каким ещё ВЕТЕРКОМ?
* Смотрит по телевизору фильм с героем-красавцем:
- Он такой молодой, аж зубам больно!
* Насте подарили новую куклу Барби. Собираемся идти в парк кататься с горки.
Настя спрашивает:- Можно я возьму Барби?
- Нет, одно из двух: или санки, или куклу!
- А мне верхом на Барби кататься, что ли?
*****
Вот и закончились мои записи в голубой тетрадке.
Моей любимой внучке Настюшке сегодня 6 лет!
**********
Послесловие
Компьютер - замечательная штука! С его помощью записи в тетрадке превратились
в подарочную книжку- яркую, красочную! Теперь она -семейная реликвия и бережно хранится
среди других памятных "артефактов".
Призываю взрослых не пропустить это время- собирать "перлы" своих уникальных маленьких
фантазёров и философов, юмористов и поэтов; рисунки юных художников и т.п.
Вам гарантирован впечатляющий результат!
*****