Это дивное "Литературное чтение"
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
|
|
|
Аннотация: Эти дивные новые учебники, "этот дивный новый мир" (О.Хаксли)
|
Это дивное "Литературное
чтение"
"Этот дивный новый мир" (О.Хаксли), эти дивные новые
учебники...
Не подумайте, что я имею зуб лично на покойного товарища
Занкова. Но объясните мне, почему у "занковцев" такие странные
учебники?
Про
"Окружающий мир" (2 кл.) я уже
говорил (
zhurnal.lib.ru/editors/c/cherneckij_m_g/okr-mir.shtml) - ни
предметом, ни родным языком авторы в должной степени не владеют. А пока
писал я ту рецензию, у нас случился очередной инцедент - девочку "поставили к
стенке" за то, что она не смогла доказать, что Персей - житель "Верхнего мира",
а Чудовище, от которого он спас Андромеду - житель "Нижнего мира". Это задание
из учебника
Чураковой "Литературное чтение" для 3-го
класса.
Ну, "методы" нашего учителя к делу не
относятся, а про то, как у греков "миры" такие загадочные образовались - это как
раз по теме.
Оказывается, Чуракова сделала открытие: "У
всех древних народов было представление о Мировом дереве, которое стоит в центре
земли и соединяет Средний мир, где живет сам человек вместе с большинством
наземных животных, Верхний мир, где находится солнце, луна и звезды, запасы воды
(?-М.), гром и молнии, где летают птицы, и Нижний мир, где спрятаны камни и
металлы, где обитают подземные животные (кроты, мыши, змеи, жабы, рыбы). Это
дерево называют также тотемным..."
Первое впечатление от
этого откровения - что его автор слыхал об устройстве мира викингов и поленился
проверить, как там у других народов. Правда, деление на миры и у викингов
немного иное, но хотя бы соединительное Дерево (Ясень) наличествует. А "верхние
запасы воды", наверное, взяты из иудейских мифов (Библия). Вот так и рождаются
новые религии!
В следующем абзаце Чуракова пошла на прямой
подлог - проиллюстрировала свою "всенародную космогонию" изображением дерева
Перидекс (английское средневековье) и рисунком художника Экзекта "Дионис в
ладье" (Греция, 6в. до н.э.). Мачту ладьи, естественно, обвивает виноград -
атрибут бога вина Диониса, а по Чураковой - "мировое тотемное Дерево" древних
греков (или одного из племен). Дионис, видимо, его смотритель. Вокруг ладьи
плещутся пресловутые обитатели "нижнего мира".
Третьеклассникам
предлагается по этим картинкам "получить представление о
том, как в древности люди мыслили себе устройство мира". Интересно,
правильное ли получится "представление", если на самом деле Перидекс
никакой "стержневой роли" в мироздании "древних средневековых европейцев" не
играл - скромно рос себе на краю земли, в жаркой Индии. Хотя, возможно, дальним
родственником "варяжского Ясеня" он все-таки является - те тоже дракона у его
корней сажали. А уж "устройство мира" греков на ладье Диониса - это феноменально
точное попадание пальцем в небо.
Для любознательных поясню, что
"тотемный" виноград бог-винодел вырастил на мачте отнюдь не для размещения на
нем чураковских "Миров", а совсем с другой целью: чтобы постращать и образумить
тирренских разбойников, захвативших его в рабство. Кстати, и корабль принадлежал
именно им (плавать на кораблях греческим богам вообще не свойственно), а
рыбоподобные твари - это дельфины, в которых бог обратил незадачливых пиратов,
когда те в ужасе попрыгали за борт (поделом - нечего душегубам в Среднем мире
делать!). Такое вот "устройство мира в древности".
На фоне
подобных вселенских катаклизмов даже как-то неудобно упоминать такую мелочь, как
неграмотное употребление автором учебника понятия "тотемный"...
/В скобках:
Не знаю, что удержало Чуракову от предложения сакуры или
лотоса на роль "тотемных деревьев", соединяющих "три мира" у японцев и египтян,
но мне кажется, что ее учение об устройстве мифологических миров лучше всего
подтверждается "тотемным" деревом "древнего советского народа" - новогодней
елкой. На ее вершине - звезда - мир верхний. В основании - крест - символ
проклятого мракобесия (нижний мир). На ветвях висят куколки, домики, собачки
всякие - наш родной "средний мир людей и животных". А у основания вместо Диониса
стоит верховное божество - Дед Мороз./
Все это было бы очень смешно - еще у одного "занковца"
"консервы от вредных лучей протухли". Но, к сожалению, автор учебника кажется
невежественным лишь на первый взгляд. Заглянем в комментарии. Там - и грамотное
определение "тотемности", и честный рассказ о "вселенской роли" дуба Перидекс -
кормить голубей своими плодами. А про греков Чуракова (или ее консультанты)
знает такие подробности, что версия, будто она не в курсе их мироустройства,
просто смехотворна.
Выходит, либо Чуракова не писала и не читала
комментарии к собственному учебнику, либо она сознательно морочит детям головы.
Вероятнее второе - свои "миры" она муссирует чуть ли не на каждой странице
(иногда сокращая их число до двух: "наш"-средний и
"чужой"-волшебный) с упорством пророка или непризнанного ученого. Да еще
доказывать этот бред по мифу о Персее заставляет! Даже во времена оны детям не
предлагали искать мотивы классовой борьбы во всех сказках
подряд.
Что ж, подлоги ради доказательства своих теорий в науке
- не редкость. Но не у всех хватает подлости втюхивать свое "учение" детям. Вот,
Фоменко пишет, что египетские пирамиды - усыпальницы русских царей (мол,
тамошние двуколки похожи на кареты из Оружейной палаты). Но лапшу эту он вешает
все-же не третьеклассникам!
В этой связи как-то нехорошо
вспоминаются слова одного мифологического персонажа на близкую тему - про обман
детей и им подобных в области мирового порядка: "а кто соблазнит одного из
малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный
жернов на шею и потопили его во глубине морской" (Мат.18:2)
_______________________
Забыл сказать: на самом учебнике не написано, что он -
занковский. Но в каталоге
www.zankov.ru/books/catalog.asp
он фигурирует.
Да и "узнать по полету" несложно. Юмор у них
специфический:
"Ты, конечно, готов к новой экспедиции в мир
литературы? Надеюсь! Уходим надолго - на целый год. Как пойдем? Ты удивишься:
пойдем по кругу". А кто еще так "отольет" фразу
:
"Чтобы сочинить басню, надо быть не просто наблюдательным человеком! Еще нужны
герои-животные..." (а где ж их взять-то в городе?). У кого встретишь
"древний" текст про
казака Илью Муромца (хорошо, что нет "древней" оперетты "Елена
Прекрасная")? Кто еще так слащаво-фамильярно заигрывает со спутниками по
"экспедиции":
"примени свой богатый опыт детектива", "то-то
ты удивишься..."?
Ну ладно, тон - дело вкуса. Может, кому-то такое
"игривое" обращение по душе.
А, если по существу, то самое неприятное -
это традиционные "вопросы ребрами": "Он мифологический
герой или эпический?" (в третьем классе) или "Как ты
думаешь, какие деревья считались тотемными у древних славян". Казалось
бы, что об этом можно "думать", если, конечно, не вспоминать "древнего"
славянина Дубровского? Все, что растет в средней полосе - то и тотемное? Никто ж
не проверит - наука не в курсе... Но в том-то и дело, что каждый учит тому, чем
владеет сам. Чуракова в совершенстве освоила способ установления истины путем
фантазирования и учит ему детей.
Например, захотелось ей, чтобы у пресловутых "древних
народов"
-Север и Запад были "чужими=волшебными" сторонами света, а Юг
и Запад - "своими",
-чтобы число "2" символизировало деление мира на
"свой-чужой",
-чтобы "черный" и "белый" были цветами "иного мира",
поскольку "там все наоборот", у
нас - цветное, у них - бесцветное.
Так в учебнике и напишем. Своя рука - владыка. А что
значило у них "право-лево" - сочини сам. "Вспомни: Кот
Ученый "Идет направо - песнь заводит...". "Попробуй!"
Лизни!
/В скобках.
Не могу отказать себе в удовольствии загадать занковцам
загадку: что писали про "свои", "чужие" или "волшебные" стороны света Лермонтов,
Римский-Корсаков, Пушкин и Киплинг? Не кажется ли вам, что их принципы
более близки и понятны любым народам, чем соображения Чураковой?
Тем, кто не столь "опытный детектив", так и быть, "подскажу": загляните в
"Бородино", "Садко", "Золотого петушка" и "Балладу о Западе и Востоке". Или
хотя бы в приведенный самой Чураковой миф о Персее и комментарий про Перидекс.
Там есть вполне здравые соображения о месте "волшебных" стран на земном
диске.
"Совсем неопытным детективам" разжую подробно.
Для западных европейцев "волшебные и чужие" страны - это Индия и столь же
загадочно-восточные страны "1001 ночи". Для славян - все то же, но, сами
понимаете, с другого ракурса: они и "восточные", и "полуденные"
(сиречь южные). А сами себя славяне почитают "сынами полночи" - севера. Для
Киплинга же "свои", соответственно, обитают на "Западе". Авторы
же мифа о Персее по понятным причинам располагали "волшебные" страны на
всех краях Земного Диска, омываемого рекой Океан.
Думается, что у каждого "древнего народа" имелись свои
соседи и свои берега, которые и формировали представления
о "волшебной" географии.
Что же касается версии Чураковой, тут опять
напрашивается мысль о варягофилии. В частности, я могу поверить, что для
викингов на Юге и Востоке действительно ничего сказочного не было - там обитали
прозаические объекты грабежа - какое уж тут волшебство? Также вполне возможно,
что загадой для них были именно Север и Запад: поплывешь - не вернешься.
"Цивилизованные" европейцы "куда не надо" не плавали, поэтому на загадки Севера
и Запада им было начихать. Как видите, фантазировать я умею не хуже
иных.../
______________
Надо бы по-подробнее рассказать об открытиях Чураковой, о ее
удивительных "мирах" и неожиданных значениях знакомых терминов (в двух словах:
оказывается, мифы - это про бессилие человека перед
природой, а эпос - про победы над ней, точнее, над ее аллегорическими
обличиями). Ведь ее учебник имеет неоспоримую художественную ценность:
если бы не игриво-глубокомысленный слог, он читался бы как фантастика о
параллельных мирах - мол, тамошние легенды по сюжету совсем как наши, а смысл
иной.
Когда-нибудь в учебниках будущего чураковские
перлы вместе с текстами Фоменко будут приводить, как примеры мифотворчества
20-21 веков. Причем именно МИФОВ, а не ЭПОСА, поскольку для нас, современников,
эти учебники - настоящее стихийное бедствие, перед которым мы бессильны. Но сама
же Чуракова учит: на смену мифам приходит эпос. Значит, когда-нибудь новый
Персей снесет голову новой Медузе Горгоне - "стихии" безответственного
учебниковаяния.
_________________ Ноябрь 2004.
Справедливости ради: когда кончилась тема "мифы-сказки",
учебник стал вполне потребным. Похоже, "миры" - это единственный "конек"
Чураковой.
Что ж, "каждый имеет право на лево". Но куда смотрело
Министерство Просвещения? Рецензенты? Редакторы? Наше дело - бредить, их -
отсекать бред. Кстати, слово "редактор" происходит от "reduce" - сокращать:
"брать глыбу и отсекать лишнее", "зерна от плевел", "агнцев от козлищ", качество
от халтуры, правду от лжи, факты от домыслов...