Как известно, вопросы настоящего мастера вечны, поскольку не
имеют ответа. Поэтому я бы поставил другой вопрос - по-проще: что общего между
этим эссе и реальным эсссер (опять же простите за каламбур)?
Мой ответ неоригинален - спросите любого толкиниста,
начитавшегося книг о кровавых похождениях героев некоего "католического
писателя" (интересно, кто в это время на этих героев вкалывает промеж тамошних
"Питера и Первопрестольной"?), а хотите - поклонников Фрая или Роулинг - об
их почти столь же одиозных мирах. И они вам ответят: В ЭТОМ МИРЕ ХОЧЕТСЯ
ЖИТЬ. Потому что без него, как отмечает Кирилл, "плохо болеть", хотя
последнее слово в этом афоризме, на мой взгляд, лишнее.
Со сходством мы вроде разобрались - осталось рассказать,
чем СССР _отличается_ от описанного Кириллом Мира.
Прежде
всего, в СССР нет (или почти нет) некромантов, которым симпатичны
"надорванные пупы и мертвые кости" сталинского образца. А есть небольшое
количество энтузиастов, которые в разные эпохи абсолютно добровольно
переплывали реки с рюкзаками или строили Магнитку. Они друг друга понимали и
понимают, и никакого противоречия меж ними нет - это фантаст сгустил краски,
чтобы заинтриговать читателя.
Кроме них в СССР живут более
ординарные личности, для которых между субботой и понедельником умещается по
крайней мере одно воскресенье. Магнитку они, как правило, в статусе
"комсомольцев-добровольцев" не строят, а горные реки переходят по пояс в ледяной
воде лишь в турпоходах - не славы Отечества для, а баловства ради. На касты они
не делятся - тихо-мирно вкалывают на своих рабочих местах, дают стране угля того
или иного свойства - от кирпичей до формул - по заданию непосредственного
начальства. По сути каждый из них может ощущать себя Служителем али Палладином в
пресловутой Башне ("Мы делаем ракеты и перекрываем Енисей!"(с)), а может и не
ощущать, если не позволяет фантазия или нет настроения. Они могут ездить
за салями в Елисейский гастроном, а могут обходиться сырком или
"Докторской" из ближайшей молочной (сам я предпочитал вкушать салями в
театральных буфетах - для лучшего усвоения плодов искусства, а в молочной брал
грудинку).
Ну и, конечно, антигерои (как же без них?).
Сантехник, который пол-дня бухает, а другие пол-дня вымогает деньги у
пенсионерок, и "волосатоухий тунеядец" - он, как известно, "прибыв из
командировки в бесконечность, берет отпуск по состоянию здоровья" (с). То
есть и тут "податное и неподатное сословия" проявляют трогательное единство -
дружно паразитируют на первых двух категориях граждан. Кстати, сейчас эта
категория продолжает заниматься тем же самым, но на более высоком уровне - моя
квартира с кривым полом и дверями (после кап.ремонта) - наглядная
иллюстрация деятельности бывших антигероев-"податников", а в
"эксплуатирующей дом организации" с их ломовыми ценами и утерянными документами
ясно просматриваются черты любителей командировок в
бесконечность.
Короче, героическое фентези на фоне кастового
мира никак не вырисовывается - герой, который явится в реальный СССР, будет
долго бродить с мечом наголо - искать, кто тут "податный", кого тут
ослобонить.
Да, чуть не забыл: главная фентезийная
декорация - "бараки с удобствами во дворе". Наше с Кириллом поколение,
"заставшее Совок на излете" - увы - в этой "сказке" пожить не успело. По
крайней мере, "ан масс". Как пелось в одной диссидентской песенке, "давно уже
расстались мы с цепями - нам, слава богу, есть, чего
терять".
"Так что же он нам голову морочит?!"- воскликнет
иной читатель, и будет неправ. Ибо сказка - ложь, да в ней намек - добрым
мололдцам - урок. Если оные молодцы умеют фильтровать зерна от плевел, а
фантастический антураж - от этого самого "урока". Что особенно просто сделать,
когда автор, не надеясь на способности "молодцев", русским по белому
формулирует сей "урок" в первой же фразе: в СССР была построена Утопия. Для
всех сословий и прослоек. В самом прямом смысле.
Так почему бы -
добавлю от себя - ее не продолжить, а заодно - удовлетворить свое любопытство по
части перспективы "Полдня 22 века"?