Ваня сидел за столом и делал домашнее задание. А его сестра Таня строила на ковре башню из кубиков. Она напевала себе под нос песенку и тем самым мешала Ване сосредоточиться.
- Таня, хватит петь! У меня задача не выходит! - попросил брат.
- Я не виновата, что ты задачи решать не умеешь, - ответила девочка.
- Это я не умею! Да я в третьем классе учусь, а не как некоторые - еще в садик ходят! - обиделся Ваня.
Из коридора послышался звук открывающейся двери. Это мама пришла с работы.
- Дети, вы чего ссоритесь? - спросила она.
- Мне Таня уроки делать мешает! - тут же пожаловался Ваня.
- Мама, я не мешала! Честное слово! - захныкала девочка.
- Дорогие мои, не ругайтесь! Лучше помогите мне сумки разобрать! - предложила мама.
Ваня с Таней побросали свои дела, схватили мамины сумки и понесли их в кухню.
- Ого, сколько конфет! - воскликнула Таня и достала из сумки большой кулёк сладостей.
- Мамочка, а какой у нас сегодня праздник? - поинтересовался Ваня.
- Просто я аванс получила на работе и решила побаловать всех вкусненьким.
Ваня тут же развязал кулек и выбрал себе три разные конфеты.
- И мне! И я хочу! - потребовала Таня.
- Тебе нельзя! Ты еще маленькая! - сказал Ваня, разворачивая конфету.
- Я не маленькая! Мама, скажи, что мне можно! Чего он жадничает? - опять захныкала Танечка.
- Ну, вот вы опять ссоритесь! Давай назад все конфеты! - потребовала мама строго.
Ваня нехотя вернул конфеты в кулек и надул губы.
- Ты мне сначала расскажи, как твои успехи в школе, а уж потом конфеты есть будем.
- Успехи не очень. Я сегодня тройку по математике получил - честно признался Ваня.
- Эх, ты - троечник! А еще говорил, что это из-за меня у тебя задачка не получается! - вставила свои пять копеек сестра.
- Танька, какая же ты вредная! - обиженно сказал Ваня, раскладывая продукты в холодильник.
Мама заулыбалась, погладила сына по голове и отдала ему обратно конфеты.
- Ладно, это тебе авансом, но обещай, что в следующий раз будет пятерка или четверка.
- Обещаю! - обрадовался Ваня.
- Танюша, а это тебе, - сказала мама и тоже дала ей конфетку.
- А почему только одну? - тихонечко спросила Таня и поджала губки.
- Потому что тебе сразу много конфет есть нельзя. Опять сыпью покроешься, как в прошлый раз. Помнишь?
- Мам... А может быть, раз уж ты получила аванс, ты мне купишь новую компьютерную игру? - спросил Ваня и тут же засмущался.
Мама посмотрела на сына строго и сказала:
- Ванюша, мне, конечно, не жалко. Но я тебе уже объясняла, что если постоянно покупать всякую ерунду, то мы не впишемся в бюджет.
- Мама, диск это не ерунда! Я его очень хочу! - пытался протестовать Ваня.
Но мама была непреклонна:
- Не спорь! Диск - это не покупка первой необходимости.
Дети вернулись в свою комнату, а мама осталась на кухне и начала готовить ужин. Ваня доделал школьные уроки и включил телевизор.
- Вань, а что такое бюджет? - спросила его сестра, продолжая играться с кубиками.
- Я точно не знаю. Но, мама после составления бюджета, часто говорит, что наши расходы превышают доходы, поэтому нужно экономить.
- А что такое аванс? - опять спросила Таня.
- По-моему, это часть зарплаты, - попытался объяснить брат.
- Ничего-то ты толком объяснить не можешь! А еще старший брат, называется!
- Ну, Танька, ты опять дразнишься! Я еще не достаточно взрослый, чтобы разбираться в экономических вопросах, - ответил ей Ваня и со злости разломал башню из кубиков.
- Почему же не достаточно взрослый? - спросил чей-то голос из телевизора.
Сначала Ваня с Таней не обратили на это внимание, но голос настаивал:
- Молодой человек, это я к вам обращаюсь.
Ваня посмотрел на экран телевизора и увидел в нём странного старичка в квадратной академической шапочке и больших очках.
- Это вы мне говорите? - переспросил мальчик.
- Тебе. А кому же еще? - ответил старичок.
- А вы, простите, кто такой? - влезла со своим вопросом Таня.
- Я-то. Я - заслуженный академик великой страны Экономика. Раньше я преподавал в университете, а когда ушел на пенсию, то стал подрабатывать в Детской Школе Экономики. А зовут меня Эконом Экономыч.
- Ничего себе. А меня Таней зовут, а это мой брат - Ваня, - познакомилась девочка.
- Так что ж ты, Ваня, своей сестре на такие простые вопросы ответить не можешь? - обратился академик к мальчику.
- А откуда я это должен знать. Нам в школе экономику не преподают.
- Вот именно поэтому я здесь. Я могу разъяснить вам всё, что касается великой науки Экономика! Кто-нибудь из вас уже слышал это слово? - спросил Эконом Экономыч.
- Я слышал, - ответил Ваня.
- И я слышала, - неуверенно сказала Таня.
- А вы знаете, что это слово означает?
- Вы же сами только что сказали - это наука, - быстро сориентировался Ваня.
- А что еще? Знаете? - хитро улыбнулся Эконом Экономыч.
Дети отрицательно замотали головами.
- Экономика - это не только наука. Это еще производство и ведение хозяйства. Каждый взрослый человек где-то работает и является частью какого-то производства. Вот я вижу, что у вас кубики разбросаны. Представим, что вы работаете на строительном предприятии и вам нужно построить дом. Ваня будет собирать кубики, а Таня строить. За ваш труд я заплачу и дам вам по две конфеты каждому. Как вам такое предложение? - спросил академик.
Ваня посмотрел на него подозрительно и заявил:
- А вдруг вы нас обманите. Мы дом построим, а вы нам конфет не дадите.
Эконом Экономыч рассмеялся и похвалил мальчика:
- А ты не так глуп, как кажешься! Чтобы вы были уверены в моей честности, я дам вам по одной конфете сразу, то есть авансом, а остальные получите, когда закончите работу, - предложил академик и протянул им по яркой конфете.
Ваня взял конфету, тут же её съел и сказал восторженно:
- Хорошая это штука АВАНС. Получается, что ты еще ничего не сделал, а тебе уже заплатили. Честно сказать, я не хотел кубики собирать, а теперь и желание появилось и стимул. Уж очень вкусные у вас конфеты, Эконом Экономыч, еще хочется.
- Вы молодцы! Справились с этим заданием! - похвалил детей академик, как только те достроили дом, и вручил им еще по конфете.
А теперь продолжим:
- Экономика играет огромную роль в жизни каждого человека. Ведь она дает людям продукты питания, одежду, жилье и многое другое. Оглянитесь вокруг! Посмотрите, сколько разных вещей в вашей комнате. Вы можете их перечислить?
- Конечно! - ответили ребята хором.
- Отлично! Тогда перечисляйте предметы по очереди! - предложил академик.
- Достаточно! - остановил их Эконом Экономыч. - Всё это предметы потребления. Они изготавливаются людьми разных профессий. За свою работу люди получают денежное вознаграждение - зарплату. А потом тратят заработанные деньги, покупая разные вещи. Теперь вы поняли, в чем секрет денег?
- Я поняла! Денежки - это такие волшебные бумажечки, которые могут превращаться в разные вещи! - воскликнула Таня.
Ваня рассмеялся:
- Ну, и глупая же ты, Танька!
- Почему же глупая? Таня всё правильно поняла. Деньги действительно могут превращаться в любой товар. Чем больше денег, тем больше вещей вы можете купить, - разъяснил Эконом Экономыч.
- А наша бабушка говорит, что деньги приносят зло, - сказала Таня.
- Понимаете, дети, деньги - это всего лишь один из способов получить то, что хочется. А любой человек всегда хочет больше, чем у него есть. Сегодня он хочет одно, завтра другое, а послезавтра третье. Это хорошее стремление, если человек честно трудиться и никому не вредит. А вот если он зарабатывает деньги не честным путем и тратит их на плохие дела, то деньги начинают приносить зло. Наверное, именно об этом и говорила ваша бабушка, - объяснил академик.
- А какими еще способами можно заполучить нужную вещь? - с интересом спросил Ваня.
Эконом Экономыч обратился к Тане, как будто не слыша Ванин вопрос:
- Танечка, а почему ты свои честно заработанные конфеты не ешь?
- Мне мама не разрешает сразу много конфет есть. У меня на них арелгия.
- Аллергия! - поправил её брат.
- Ты очень послушная девочка, - похвалил её Эконом Экономыч.
- Ну, тогда, подари мне свои конфеты, раз тебе нельзя! - предложил хитрый Ваня.
Таня протянула ему одну конфету:
- Держи, мне не жалко. А вторую я себе оставлю и съем её попозже.
- Вот вам еще один способ того, как можно получить то, что хочешь. Нужно просто попросить, - сказал академик.
- А! Так мы этот способ с Таней часто используем. Если нам чего-то очень хочется, то мы маму с папой об этом просим и они нам покупают, - похвастался Ваня.
- Всё верно. Видите, как вам повезло. Ваши родители любят вас и дарят вам подарки.
- Знаешь, Таня, я хочу тебе взамен тоже кое-что подарить, - сказал Ваня и протянул сестре блестящий брелок.
- Ух, ты! Спасибо, Ванечка, мне он так нравится, - поблагодарила девочка брата.
- Да у вас настоящий обмен получился. Таня дала тебе конфету, а ты ей брелок. Это еще один способ того, как получить то, что хочется. Например, зарплата, которую получают взрослые - это тоже обмен. Ваши родители ходят на работу, отдают свое время и умения, а им за это платят деньги, - в очередной раз разъяснил академик.
- Ой, а где моя конфета? Я же её вот сюда положил, когда Тане брелок дарил. Таня, ты не видела? - спросил Ваня.
- Нет. Я не видела!
- Да где же она подевалась? А вы, Эконом Экономыч, случайно не видели? - продолжал искать Ваня.
Академик хитро улыбался и прятал что-то за спиной.
- Так это вы мою конфету украли? - удивился Ваня.
- Нет, конечно, я не ем конфеты. Я просто хотел показать вам еще один способ получить то, что хочется. Но это очень плохой способ. Запомните! Никогда не пытайтесь отобрать или украсть что-то. До добра это не доведёт! - предупредил академик и вернул мальчику конфету.
- А у нас в классе был такой случай. Никита принес в школу старинную серебряную монету, он её у папы взял из коллекции. Никита всем показывал монету и хвастался, что такой больше ни у кого нет. А когда уроки закончились, то учительница попросила нас задержаться. Оказалось, что Никитина монета пропала. Учительница просила того, кто украл монету, немедленно её вернуть. Но никто из ребят так и не признался в воровстве. На следующий день в школу пришел Никитин папа и сильно ругался. Но монета так и не нашлась. Никите тогда сильно попало, - рассказал Ваня.
- Да! Это очень неприятная история. Во-первых, потому что воровать - это плохо. А, во-вторых, брать из дома вещи без спроса - это тоже никуда не годится, - сделал вывод академик
- Эконом Экономыч, а деньги всегда были? - спросил Ваня.
Академик задумался и начал отвечать:
- Нет. Не всегда. Археологические раскопки показывают, что происхождение денег можно отнести к периоду каменного века. В то время люди меняли товар на товар. В роли денег выступали более желанные товары. Самыми распространенными заменителями денег были скот, меха или шкуры животных. Но были такие племена, в которых деньгами служили ракушки, зубы животных и даже камешки с дырочкой посередине.
- А у меня есть такой камешек. Я его на море нашел. Мама сказала, что он называется 'Куриный Бог', и что он приносит счастье, - похвастался Ваня.
- А я на море насобирала целую коллекцию разных ракушек. Если бы мы с тобой Ваня жили в каменном веке, то были бы настоящими богачами, - посмеялась Таня.
Академик тоже рассмеялся и продолжил:
- Так вот... Люди в то время в основном занимались сельским хозяйством. Поэтому в качестве денег использовали скот. Всё оценивалось в быках, коровах или овцах. Но этот товар был не совсем удобным, так как был объемным и мог испортиться. Постепенно роль денег перешла к металлам. Металл, как нельзя лучше подходил на эту роль. Он долго не портился, был удобен при перевозках, и его можно было разделить на более мелкие части. Сначала в качестве денег выступали металлические предметы, используемые в хозяйстве, а затем слитки разных форм. Самыми ценными металлами считались золото и серебро, потому что они были более редкими. Спустя еще некоторое время появились первые чеканные монеты. Монеты из драгоценных металлов было очень удобно использовать в торговле, потому что они имели высокую стоимость и при этом небольшой вес.
Эконом Экономыч остановил свой рассказ и обратился к Ване:
- Скажи, а ты помнишь, что было изображено на той монете, которую твой одноклассник принес в школу?
Ваня задумался:
- Кажется, да. На одной стороне монеты были изображены цифры, а на другой чей-то портрет.
- Всё верно. На монетах действительно с одной стороны указывалась их стоимость, а с обратной стороны изображались правители государств. Это было своего рода печатью, которая свидетельствовала о подлинности монеты. Современные люди тоже используют монеты, но основные деньги бумажные. В отличие от золота или серебра бумага не является ценным материалом. Ценность представляет то, что на этой бумаге написано. Государство дает гарантию, что если у вас есть бумажные деньги, то вы можете пойти в магазин и купить нужную вам вещь. Продавец охотно возьмет ваши бумажные деньги и обменяет их на товар. Вот такая история, - завершил свой рассказ академик.
- Здорово! Вот я когда вырасту, у меня будет много денег и тогда я смогу себе покупать всё, что хочется, - выразил Ваня вслух свою мечту.
- Ваня, а ты умеешь фантазировать? - спросил Эконом Экономыч.
- Я умею! - опередила своего брата Таня.
- Я тоже умею! - сказал Ваня.
- Отлично! Тогда представьте себя на месте своих родителей. Вы ходите на работу и получаете зарплату. На что вы потратите заработанные деньги?
- Я куплю себе много новых кукол и красивых платьев, - сразу ответила Таня.
- А я давно хочу взрослый велосипед и новые диски с компьютерными играми, а еще накуплю себе много мороженого и конфет, - сказал Ваня.
- Здорово! А на что вы жить будете до следующей зарплаты? - спросил их академик.
- Так об этом же мама с папой позаботятся! - сориентировался Ваня.
- Так-то оно так. Только в самом начале мы с вами представили, что вы и есть ваши родители, - напомнил им Эконом Экономыч.
- И что же нам нечего будет кушать, - расстроилась Танечка.
- Это зависит от того, какие доходы получают ваши родители. А вот чтобы этих доходов на всё хватило, они ведут семейный бюджет. Тратить деньги тоже нужно уметь. В этом и заключается еще одна функция экономики - умение вести хозяйство. Всё понятно?
- Да! Теперь всё понятно! - ответили хором дети.
- Тогда записывайте домашнее задание, - предложил им Эконом Экономыч.
- Как домашнее задание? Мало того, что в школе задают, так еще и здесь! - возмутился Ваня.
- Я думаю, что моё домашнее задание вам очень понравится. Попробуйте вместе с родителями составить семейный бюджет. Подумайте, какие расходы можно уменьшить и на сколько, чтобы купить то, что вам очень хочется. Удачи вам! И успехов в постижении великой науки Экономика! - пожелал им Эконом Экономыч на прощанье.
Хлопнула входная дверь.
- Ура! Папа пришел! - обрадовались дети и бросились в коридор встречать отца.
- Папулечка, ты давай скорей раздевайся. У нас к тебе дело есть. Важное! - сходу сказал Ваня.
- Какое такое важное дело? - удивился папа.
- А мы хотим научиться составлять семейный бюждет, - сказала Таня.
- Бюджет! - поправил её Ваня.
- Что ж это очень хорошо. Берите калькулятор, лист бумаги и ручку и пойдем составлять.
Ваня вернулся в свою комнату, взял всё, что велел папа и мимоходом взглянул на экран телевизора. Эконом Экономыча там уже не было.
- Вот, держи, - сказал Ваня и протянул папе бумагу и ручку.
Папа взял лист и написал на нем крупными буквами ДОХОД. Под словом 'доход' он написал две цифры.
- Плюсуй, академик! - обратился он к сыну.
Ваня послушно сложил две цифры на калькуляторе.
- Это сумма, которую мы зарабатываем вместе с мамой за месяц, - подытожил папа.
В комнату вошла мама и спросила:
- Вы ужинать собираетесь?
- Подожди, дорогая. Мы тут с детьми семейный бюджет составляем.
- Ничего себе! Как интересно! Тогда ужин подождет! - сказала мама и присоединилась к мужу и детям.
- Теперь подсчитаем наши месячные расходы, - предложил папа и написал крупными буквами РАСХОДЫ.
Папа записывал расходы в колонку, а рядом ставил цифры. Оказалось, что каждый месяц мы тратим деньги на еду, оплату квартиры и мобильной связи, бензин, одежду, товары для дома (всякие порошки, зубные пасты и т.д.), развлечения (на этот месяц был запланирован совместный поход в цирк), разные праздники (мамин день рождения) и кредит за машину. А в конце папа написал - непредвиденные расходы.
- Кажется, все расходы учли. Теперь складывай. Посмотрим, что у нас там получилось? - сказал папа.
Ваня сложил все расходы и показал общую сумму.
- Теперь отнимем от дохода наши расходы. Сколько там осталось?
- А я вам что говорила? Наши расходы превышают наши доходы. Придется экономить на еде, - расстроилась мама.
- Или на бензине, - предложил папа.
- А как же цирк? - с надеждой в голосе спросила Танечка.
- Цирк никто не отменяет! - успокоила её мама.
- А, может, уменьшить непредвиденные расходы, - предложил Ваня.
- А мы их не можем уменьшить, потому что в этом месяце они уже произошли, - сказала мама.
- Когда? - удивился Ваня.
- Когда кое-кто нечаянно ноутбук папин сломал, и пришлось его нести в ремонт.
Ваня покраснел и спросил:
- Значит, на диск мне не рассчитывать?
- В этом месяце нет. А в следующем - посмотрим, - взбодрил его папа.
- С семейным бюджетом мы с вами разобрались. Пойдемте все ужинать, - предложила мама и пошла на кухню.
- Пойдемте, конечно, а то я совсем проголодался, - последовал папа за ней.
А Ваня решил в следующем месяце быть очень аккуратным и ничего в доме не ломать, чтобы сэкономить на непредвиденных расходах и купить себе новую компьютерную игру.