Черемных Марина Александровна : другие произведения.

Как Ваня и Таня бюджет составляли

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Как Ваня и Таня бюджет составляли.
  Марина Черемных (marintoska@yandex.ru)
  
  Ваня сидел за столом и делал домашнее задание. А его сестра Таня строила на ковре башню из кубиков. Она напевала себе под нос песенку и тем самым мешала Ване сосредоточиться.
  - Таня, хватит петь! У меня задача не выходит! - попросил брат.
  - Я не виновата, что ты задачи решать не умеешь, - ответила девочка.
  - Это я не умею! Да я в третьем классе учусь, а не как некоторые - еще в садик ходят! - обиделся Ваня.
  Из коридора послышался звук открывающейся двери. Это мама пришла с работы.
  - Дети, вы чего ссоритесь? - спросила она.
  - Мне Таня уроки делать мешает! - тут же пожаловался Ваня.
  - Мама, я не мешала! Честное слово! - захныкала девочка.
  - Дорогие мои, не ругайтесь! Лучше помогите мне сумки разобрать! - предложила мама.
  Ваня с Таней побросали свои дела, схватили мамины сумки и понесли их в кухню.
  - Ого, сколько конфет! - воскликнула Таня и достала из сумки большой кулёк сладостей.
  - Мамочка, а какой у нас сегодня праздник? - поинтересовался Ваня.
  - Просто я аванс получила на работе и решила побаловать всех вкусненьким.
  Ваня тут же развязал кулек и выбрал себе три разные конфеты.
  - И мне! И я хочу! - потребовала Таня.
  - Тебе нельзя! Ты еще маленькая! - сказал Ваня, разворачивая конфету.
  - Я не маленькая! Мама, скажи, что мне можно! Чего он жадничает? - опять захныкала Танечка.
  - Ну, вот вы опять ссоритесь! Давай назад все конфеты! - потребовала мама строго.
  Ваня нехотя вернул конфеты в кулек и надул губы.
  - Ты мне сначала расскажи, как твои успехи в школе, а уж потом конфеты есть будем.
  - Успехи не очень. Я сегодня тройку по математике получил - честно признался Ваня.
  - Эх, ты - троечник! А еще говорил, что это из-за меня у тебя задачка не получается! - вставила свои пять копеек сестра.
  - Танька, какая же ты вредная! - обиженно сказал Ваня, раскладывая продукты в холодильник.
  Мама заулыбалась, погладила сына по голове и отдала ему обратно конфеты.
  - Ладно, это тебе авансом, но обещай, что в следующий раз будет пятерка или четверка.
  - Обещаю! - обрадовался Ваня.
  - Танюша, а это тебе, - сказала мама и тоже дала ей конфетку.
  - А почему только одну? - тихонечко спросила Таня и поджала губки.
  - Потому что тебе сразу много конфет есть нельзя. Опять сыпью покроешься, как в прошлый раз. Помнишь?
  - Мам... А может быть, раз уж ты получила аванс, ты мне купишь новую компьютерную игру? - спросил Ваня и тут же засмущался.
  Мама посмотрела на сына строго и сказала:
  - Ванюша, мне, конечно, не жалко. Но я тебе уже объясняла, что если постоянно покупать всякую ерунду, то мы не впишемся в бюджет.
  - Мама, диск это не ерунда! Я его очень хочу! - пытался протестовать Ваня.
  Но мама была непреклонна:
  - Не спорь! Диск - это не покупка первой необходимости.
  Дети вернулись в свою комнату, а мама осталась на кухне и начала готовить ужин. Ваня доделал школьные уроки и включил телевизор.
  - Вань, а что такое бюджет? - спросила его сестра, продолжая играться с кубиками.
  - Я точно не знаю. Но, мама после составления бюджета, часто говорит, что наши расходы превышают доходы, поэтому нужно экономить.
  - А что такое аванс? - опять спросила Таня.
  - По-моему, это часть зарплаты, - попытался объяснить брат.
  - Ничего-то ты толком объяснить не можешь! А еще старший брат, называется!
  - Ну, Танька, ты опять дразнишься! Я еще не достаточно взрослый, чтобы разбираться в экономических вопросах, - ответил ей Ваня и со злости разломал башню из кубиков.
  - Почему же не достаточно взрослый? - спросил чей-то голос из телевизора.
  Сначала Ваня с Таней не обратили на это внимание, но голос настаивал:
  - Молодой человек, это я к вам обращаюсь.
  Ваня посмотрел на экран телевизора и увидел в нём странного старичка в квадратной академической шапочке и больших очках.
  - Это вы мне говорите? - переспросил мальчик.
  - Тебе. А кому же еще? - ответил старичок.
  - А вы, простите, кто такой? - влезла со своим вопросом Таня.
  - Я-то. Я - заслуженный академик великой страны Экономика. Раньше я преподавал в университете, а когда ушел на пенсию, то стал подрабатывать в Детской Школе Экономики. А зовут меня Эконом Экономыч.
  - Ничего себе. А меня Таней зовут, а это мой брат - Ваня, - познакомилась девочка.
  - Так что ж ты, Ваня, своей сестре на такие простые вопросы ответить не можешь? - обратился академик к мальчику.
  - А откуда я это должен знать. Нам в школе экономику не преподают.
  - Вот именно поэтому я здесь. Я могу разъяснить вам всё, что касается великой науки Экономика! Кто-нибудь из вас уже слышал это слово? - спросил Эконом Экономыч.
  - Я слышал, - ответил Ваня.
  - И я слышала, - неуверенно сказала Таня.
  - А вы знаете, что это слово означает?
  - Вы же сами только что сказали - это наука, - быстро сориентировался Ваня.
  - А что еще? Знаете? - хитро улыбнулся Эконом Экономыч.
  Дети отрицательно замотали головами.
  - Экономика - это не только наука. Это еще производство и ведение хозяйства. Каждый взрослый человек где-то работает и является частью какого-то производства. Вот я вижу, что у вас кубики разбросаны. Представим, что вы работаете на строительном предприятии и вам нужно построить дом. Ваня будет собирать кубики, а Таня строить. За ваш труд я заплачу и дам вам по две конфеты каждому. Как вам такое предложение? - спросил академик.
  Ваня посмотрел на него подозрительно и заявил:
  - А вдруг вы нас обманите. Мы дом построим, а вы нам конфет не дадите.
  Эконом Экономыч рассмеялся и похвалил мальчика:
  - А ты не так глуп, как кажешься! Чтобы вы были уверены в моей честности, я дам вам по одной конфете сразу, то есть авансом, а остальные получите, когда закончите работу, - предложил академик и протянул им по яркой конфете.
  Ваня взял конфету, тут же её съел и сказал восторженно:
  - Хорошая это штука АВАНС. Получается, что ты еще ничего не сделал, а тебе уже заплатили. Честно сказать, я не хотел кубики собирать, а теперь и желание появилось и стимул. Уж очень вкусные у вас конфеты, Эконом Экономыч, еще хочется.
  - Вы молодцы! Справились с этим заданием! - похвалил детей академик, как только те достроили дом, и вручил им еще по конфете.
  А теперь продолжим:
  - Экономика играет огромную роль в жизни каждого человека. Ведь она дает людям продукты питания, одежду, жилье и многое другое. Оглянитесь вокруг! Посмотрите, сколько разных вещей в вашей комнате. Вы можете их перечислить?
  - Конечно! - ответили ребята хором.
  - Отлично! Тогда перечисляйте предметы по очереди! - предложил академик.
  - Мебель, - начал Ваня.
  - Игрушки, - продолжила список Таня.
  - Книги, карандаши, одежда, пластилин, обувь, мыльные пузыри, телевизор, диски с мультиками, - перечисляли дети.
  - Достаточно! - остановил их Эконом Экономыч. - Всё это предметы потребления. Они изготавливаются людьми разных профессий. За свою работу люди получают денежное вознаграждение - зарплату. А потом тратят заработанные деньги, покупая разные вещи. Теперь вы поняли, в чем секрет денег?
  - Я поняла! Денежки - это такие волшебные бумажечки, которые могут превращаться в разные вещи! - воскликнула Таня.
  Ваня рассмеялся:
  - Ну, и глупая же ты, Танька!
  - Почему же глупая? Таня всё правильно поняла. Деньги действительно могут превращаться в любой товар. Чем больше денег, тем больше вещей вы можете купить, - разъяснил Эконом Экономыч.
  - А наша бабушка говорит, что деньги приносят зло, - сказала Таня.
  - Понимаете, дети, деньги - это всего лишь один из способов получить то, что хочется. А любой человек всегда хочет больше, чем у него есть. Сегодня он хочет одно, завтра другое, а послезавтра третье. Это хорошее стремление, если человек честно трудиться и никому не вредит. А вот если он зарабатывает деньги не честным путем и тратит их на плохие дела, то деньги начинают приносить зло. Наверное, именно об этом и говорила ваша бабушка, - объяснил академик.
  - А какими еще способами можно заполучить нужную вещь? - с интересом спросил Ваня.
   Эконом Экономыч обратился к Тане, как будто не слыша Ванин вопрос:
  - Танечка, а почему ты свои честно заработанные конфеты не ешь?
  - Мне мама не разрешает сразу много конфет есть. У меня на них арелгия.
  - Аллергия! - поправил её брат.
  - Ты очень послушная девочка, - похвалил её Эконом Экономыч.
  - Ну, тогда, подари мне свои конфеты, раз тебе нельзя! - предложил хитрый Ваня. Таня протянула ему одну конфету:
  - Держи, мне не жалко. А вторую я себе оставлю и съем её попозже.
  - Вот вам еще один способ того, как можно получить то, что хочешь. Нужно просто попросить, - сказал академик.
  - А! Так мы этот способ с Таней часто используем. Если нам чего-то очень хочется, то мы маму с папой об этом просим и они нам покупают, - похвастался Ваня.
  - Всё верно. Видите, как вам повезло. Ваши родители любят вас и дарят вам подарки.
  - Знаешь, Таня, я хочу тебе взамен тоже кое-что подарить, - сказал Ваня и протянул сестре блестящий брелок.
  - Ух, ты! Спасибо, Ванечка, мне он так нравится, - поблагодарила девочка брата.
  - Да у вас настоящий обмен получился. Таня дала тебе конфету, а ты ей брелок. Это еще один способ того, как получить то, что хочется. Например, зарплата, которую получают взрослые - это тоже обмен. Ваши родители ходят на работу, отдают свое время и умения, а им за это платят деньги, - в очередной раз разъяснил академик.
  - Ой, а где моя конфета? Я же её вот сюда положил, когда Тане брелок дарил. Таня, ты не видела? - спросил Ваня.
  - Нет. Я не видела!
  - Да где же она подевалась? А вы, Эконом Экономыч, случайно не видели? - продолжал искать Ваня.
  Академик хитро улыбался и прятал что-то за спиной.
  - Так это вы мою конфету украли? - удивился Ваня.
  - Нет, конечно, я не ем конфеты. Я просто хотел показать вам еще один способ получить то, что хочется. Но это очень плохой способ. Запомните! Никогда не пытайтесь отобрать или украсть что-то. До добра это не доведёт! - предупредил академик и вернул мальчику конфету.
  - А у нас в классе был такой случай. Никита принес в школу старинную серебряную монету, он её у папы взял из коллекции. Никита всем показывал монету и хвастался, что такой больше ни у кого нет. А когда уроки закончились, то учительница попросила нас задержаться. Оказалось, что Никитина монета пропала. Учительница просила того, кто украл монету, немедленно её вернуть. Но никто из ребят так и не признался в воровстве. На следующий день в школу пришел Никитин папа и сильно ругался. Но монета так и не нашлась. Никите тогда сильно попало, - рассказал Ваня.
  - Да! Это очень неприятная история. Во-первых, потому что воровать - это плохо. А, во-вторых, брать из дома вещи без спроса - это тоже никуда не годится, - сделал вывод академик
  - Эконом Экономыч, а деньги всегда были? - спросил Ваня.
  Академик задумался и начал отвечать:
  - Нет. Не всегда. Археологические раскопки показывают, что происхождение денег можно отнести к периоду каменного века. В то время люди меняли товар на товар. В роли денег выступали более желанные товары. Самыми распространенными заменителями денег были скот, меха или шкуры животных. Но были такие племена, в которых деньгами служили ракушки, зубы животных и даже камешки с дырочкой посередине.
  - А у меня есть такой камешек. Я его на море нашел. Мама сказала, что он называется 'Куриный Бог', и что он приносит счастье, - похвастался Ваня.
  - А я на море насобирала целую коллекцию разных ракушек. Если бы мы с тобой Ваня жили в каменном веке, то были бы настоящими богачами, - посмеялась Таня.
  Академик тоже рассмеялся и продолжил:
  - Так вот... Люди в то время в основном занимались сельским хозяйством. Поэтому в качестве денег использовали скот. Всё оценивалось в быках, коровах или овцах. Но этот товар был не совсем удобным, так как был объемным и мог испортиться. Постепенно роль денег перешла к металлам. Металл, как нельзя лучше подходил на эту роль. Он долго не портился, был удобен при перевозках, и его можно было разделить на более мелкие части. Сначала в качестве денег выступали металлические предметы, используемые в хозяйстве, а затем слитки разных форм. Самыми ценными металлами считались золото и серебро, потому что они были более редкими. Спустя еще некоторое время появились первые чеканные монеты. Монеты из драгоценных металлов было очень удобно использовать в торговле, потому что они имели высокую стоимость и при этом небольшой вес.
  Эконом Экономыч остановил свой рассказ и обратился к Ване:
  - Скажи, а ты помнишь, что было изображено на той монете, которую твой одноклассник принес в школу?
  Ваня задумался:
  - Кажется, да. На одной стороне монеты были изображены цифры, а на другой чей-то портрет.
  - Всё верно. На монетах действительно с одной стороны указывалась их стоимость, а с обратной стороны изображались правители государств. Это было своего рода печатью, которая свидетельствовала о подлинности монеты. Современные люди тоже используют монеты, но основные деньги бумажные. В отличие от золота или серебра бумага не является ценным материалом. Ценность представляет то, что на этой бумаге написано. Государство дает гарантию, что если у вас есть бумажные деньги, то вы можете пойти в магазин и купить нужную вам вещь. Продавец охотно возьмет ваши бумажные деньги и обменяет их на товар. Вот такая история, - завершил свой рассказ академик.
  - Здорово! Вот я когда вырасту, у меня будет много денег и тогда я смогу себе покупать всё, что хочется, - выразил Ваня вслух свою мечту.
  - Ваня, а ты умеешь фантазировать? - спросил Эконом Экономыч.
  - Я умею! - опередила своего брата Таня.
  - Я тоже умею! - сказал Ваня.
  - Отлично! Тогда представьте себя на месте своих родителей. Вы ходите на работу и получаете зарплату. На что вы потратите заработанные деньги?
  - Я куплю себе много новых кукол и красивых платьев, - сразу ответила Таня.
  - А я давно хочу взрослый велосипед и новые диски с компьютерными играми, а еще накуплю себе много мороженого и конфет, - сказал Ваня.
  - Здорово! А на что вы жить будете до следующей зарплаты? - спросил их академик.
  - Так об этом же мама с папой позаботятся! - сориентировался Ваня.
  - Так-то оно так. Только в самом начале мы с вами представили, что вы и есть ваши родители, - напомнил им Эконом Экономыч.
  - И что же нам нечего будет кушать, - расстроилась Танечка.
  - Это зависит от того, какие доходы получают ваши родители. А вот чтобы этих доходов на всё хватило, они ведут семейный бюджет. Тратить деньги тоже нужно уметь. В этом и заключается еще одна функция экономики - умение вести хозяйство. Всё понятно?
  - Да! Теперь всё понятно! - ответили хором дети.
  - Тогда записывайте домашнее задание, - предложил им Эконом Экономыч.
  - Как домашнее задание? Мало того, что в школе задают, так еще и здесь! - возмутился Ваня.
  - Я думаю, что моё домашнее задание вам очень понравится. Попробуйте вместе с родителями составить семейный бюджет. Подумайте, какие расходы можно уменьшить и на сколько, чтобы купить то, что вам очень хочется. Удачи вам! И успехов в постижении великой науки Экономика! - пожелал им Эконом Экономыч на прощанье.
  Хлопнула входная дверь.
  - Ура! Папа пришел! - обрадовались дети и бросились в коридор встречать отца.
  - Папулечка, ты давай скорей раздевайся. У нас к тебе дело есть. Важное! - сходу сказал Ваня.
  - Какое такое важное дело? - удивился папа.
  - А мы хотим научиться составлять семейный бюждет, - сказала Таня.
  - Бюджет! - поправил её Ваня.
  - Что ж это очень хорошо. Берите калькулятор, лист бумаги и ручку и пойдем составлять.
  Ваня вернулся в свою комнату, взял всё, что велел папа и мимоходом взглянул на экран телевизора. Эконом Экономыча там уже не было.
  - Вот, держи, - сказал Ваня и протянул папе бумагу и ручку.
  Папа взял лист и написал на нем крупными буквами ДОХОД. Под словом 'доход' он написал две цифры.
  - Плюсуй, академик! - обратился он к сыну.
  Ваня послушно сложил две цифры на калькуляторе.
  - Это сумма, которую мы зарабатываем вместе с мамой за месяц, - подытожил папа.
  В комнату вошла мама и спросила:
  - Вы ужинать собираетесь?
  - Подожди, дорогая. Мы тут с детьми семейный бюджет составляем.
  - Ничего себе! Как интересно! Тогда ужин подождет! - сказала мама и присоединилась к мужу и детям.
  - Теперь подсчитаем наши месячные расходы, - предложил папа и написал крупными буквами РАСХОДЫ.
  Папа записывал расходы в колонку, а рядом ставил цифры. Оказалось, что каждый месяц мы тратим деньги на еду, оплату квартиры и мобильной связи, бензин, одежду, товары для дома (всякие порошки, зубные пасты и т.д.), развлечения (на этот месяц был запланирован совместный поход в цирк), разные праздники (мамин день рождения) и кредит за машину. А в конце папа написал - непредвиденные расходы.
  - Кажется, все расходы учли. Теперь складывай. Посмотрим, что у нас там получилось? - сказал папа.
  Ваня сложил все расходы и показал общую сумму.
  - Теперь отнимем от дохода наши расходы. Сколько там осталось?
  - А я вам что говорила? Наши расходы превышают наши доходы. Придется экономить на еде, - расстроилась мама.
  - Или на бензине, - предложил папа.
  - А как же цирк? - с надеждой в голосе спросила Танечка.
  - Цирк никто не отменяет! - успокоила её мама.
  - А, может, уменьшить непредвиденные расходы, - предложил Ваня.
  - А мы их не можем уменьшить, потому что в этом месяце они уже произошли, - сказала мама.
  - Когда? - удивился Ваня.
  - Когда кое-кто нечаянно ноутбук папин сломал, и пришлось его нести в ремонт.
  Ваня покраснел и спросил:
  - Значит, на диск мне не рассчитывать?
  - В этом месяце нет. А в следующем - посмотрим, - взбодрил его папа.
  - С семейным бюджетом мы с вами разобрались. Пойдемте все ужинать, - предложила мама и пошла на кухню.
  - Пойдемте, конечно, а то я совсем проголодался, - последовал папа за ней.
  А Ваня решил в следующем месяце быть очень аккуратным и ничего в доме не ломать, чтобы сэкономить на непредвиденных расходах и купить себе новую компьютерную игру.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"