Даосизм я люблю, пожалуй, за "космичность" картины мира. За то, что человек находится на этом полотне - на одном плане с розовым кустом и грозовой тучей, с камнем и деревом, с землей и небом. Единственный доступный вид единства и гармонии - не ощущать собственного "избранничества".
Я не помню, кто сказал, что человек - это дитя Бога и Смерти. От Отца он получил способность к преобразованию мира путем творения и разрушения, от матери - завет всегда возвращаться к ней.
"Умеющий шагать не оставляет следов. Умеющий говорить не допускает ошибок. Умеющий считать не пользуется инструментом для счета..."* Да, пожалуй.
Только ключ к этим дверям, как и все в даосизме, прост и непрост для человека - одновременно: отстранение.
Мир живет по своим законам и ты можешь - следовать, преимущественно не понимая сути происходящего. Что бы тебе ни казалось. "Делай что должен и совершится чему суждено".
К этому также можно придти через музыку. Любую. Если имеешь привычку пропускать ее через душу.
Мы живем на кругах своя. С которых все временами смещается - очень, очень ненадолго.
И в эти минуты "европейцам" кажется, что они живут.
"Восточникам" - что они умирают.
Жизнь - это неподвижное движение, медленная стремительность. Река, не осознающая и не ощущающая своего течения.
Можно назвать маятником - сообразно движениям из стороны в сторону, но, на самом деле, все равно движение и есть движение. В итоге - все равно вперед.
Даже если впереди, в итоге - бездна. Или Пустота. Или Дао... у меня нет имен для Сущего. Наверное, главное - взлететь... дальше становишься камнем, остановившемся в падении.
Я не люблю зиму. Хотя, вообще, мне не положено любить или не любить что-либо, если уж взялась - следовать. Но все равно: в зиме люблю один-единственный момент: возможность открыть окно глубокой ночью и смотреть, как падает снег, как он засыпает крыши и дворы, пока на нем еще не успели оставить следы. В эти минуты проступает - "дэ"** и мир движется неуловимо вверх по хроматической гамме. Полутона смещаются неслышно, как стрелки на циферблате.
Быстро кончается.
Такие ночи запоминаются ясностью понимания, сколь немногих - и сколь же сильно - я любила.
Такие ночи - вода, не имеющая формы. Звуки, не имеющие знаков.
Так осенний лист падает - и никак не может упасть. Они не имеют завершения.
Один-на-один - это:
- след на снегу;
- ожог на ладони;
- глоток воды;
- первое мгновение после удара;
- удар колокола.
Дальше начинаются прикосновения, звуки, свершения.
Хочу увидеть того, кто горсть пыли на своей ладони будет созерцать также скупо и вдохновенно, как осеннюю желтую розу.
Увидеть - и не познакомиться с ним. Пройти мимо. Так, чтобы не встревожил взгляд.
Так и только так можно выпить "дэ" до дна.
... Когда строка на компьютерном экране ничем не отличается от строки на бумаге, имеющей запах чернил и линии почерка, оттиск чужой души.
Вдох.
Можно сравнить любовь к человеку с любовью к чему угодно. К розе и ее запаху, камню и его цвету, линии и ее незавершенности... но никогда нельзя сравнить ее с любовью к ветру. В нем слишком много того, для чего у человека нет слов.
Еще одно отсутствие штриха. "Очертание исчезновения"***.
Пройти по жизни. Так. Чтобы. В руке. Остался. Только. Лепесток.
1:53 25.10.2004
______________________
* Дао дэ цзин.
** зримое воплощение Дао в тех или иных моментах земного бытия
*** Р. Хименес