МАТЬ - интеллигентная, интересная женщина, 46 лет.
ВАЛЕРА. - ее сын, брат Юльки, демобилизованный сержант срочной службы, 22 года.
ВЕНЯ -ровесник и товарищ Валеры, жених Юльки, спортивный, подтянутый парень.
ЖЕНЕЧКА - брат-близнец Вени, товарищ Валеры, несколько сутуловат, в очках.
АНТОНИО ВИВАЛЬДИ - итальянский композитор, 47 лет, одет в костюм начала 18 в., почти постоянно носит с собой скрипку.
1-й и 2-й МИЛИЦИОНЕРЫ - рослые, крепкие мужчины 30-40 лет.
Действие происходит в обычной квартире. На переднем плане прихожая и комната, обставленная стандартной мебелью середины 80-х годов. В комнате на стене несколько оригинальных постеров, в центре - большое изображение статуи Лаокоона, борющегося со змеями, в серванте вместо традиционного хрусталя - разномастные книги. Кроме него есть еще канцелярского вида книжный шкаф, тоже заполненный книгами и нотами, диван, полированный стол с вазочкой на салфетке, на тумбочке - телефон, у окна - простенькая гитара. На окне - тюль, шторы. В прихожей: дверь в квартиру, настенный календарь за 2004 года, с обозначенной датой 16 декабря, вешалка, возможно, зеркало. Из прихожей, мимо дверей в туалет, ванную и вторую комнату, коридорчик ведет в кухню, которая видна частично, с соответствующей кухне мебелью, окном и стеклянной дверью. В коридорчике на стене висит репродуктор.
Действие сопровождается концертным циклом Антонио Вивальди "Времена года".
АКТ 1
Сцена 1
Сцена затемнена. В прихожую входит Мать, включает свет. Она одета по зимнему, в руках: сумка, пакет с продуктами, конверт.
МАТЬ. Есть в доме кто живой?
ВЕНЯ.(выходит из второй комнаты) Я, теть-Нин.
МАТЬ. А где Юленька?
ВЕНЯ. На работе, сейчас встречать иду. Как раз собираюсь.
МАТЬ. А! Это хорошо. Вот! Письмо от Валеры пришло.
ВЕНЯ. Что пишет?
МАТЬ. Еще не знаю. Наверное, пишет, что он уже этот... как его? Дембель!
ВЕНЯ. Ему еще полгода осталось. Он - дед. Дедушка русской авиации.
МАТЬ. Нет-нет! Дембель!
ВЕНЯ. Дембель - это когда последний месяц, уже после приказа министра.
МАТЬ. А! Все равно! Для меня он уже дэмбель. Дембель-дэмбель. Ни в какую Чечню их аэродром не переведут, и старшего призыва над ними уже нет... Сейчас почитаем...
(Во время диалога Мать снимает пальто, переобувается и относит пакет в кухню. Веня помогает ей, одевается сам и собирается выйти из квартиры)
ВЕНЯ. Теть-Нин, я пошел! (уходит)
МАТЬ. Ну, счастливо. Пока вы ходите, начну ужин варганить.
(садится в кухне на табурет, вскрывает конверт, читает)
Так-так... Очень хорошо... Я так и думала. Что-то рановато, милый, ты нас с Новым годом поздравляешь! До него еще две недели. Или в этом году ты нам больше писать не собираешься? Мать-то, поди, беспокоиться будет. Ну да ладно. За поздравление спасибо. И не беспокойся, всех за тебя поздравлю, а родителей Вени и Женечки - в первую очередь. Кстати, мог бы и сам им написать.
(вкладывает письмо в конверт, уходит во вторую комнату, что-то напевает, слышно как открывается-закрывается шкаф. Выходит в кухню уже в халате. В квартиру входят Веня с Юлькой. Юлька сильно расстроена, Веня держит футляр со скрипкой, ее успокаивает. Во время диалога раздеваются)
ВЕНЯ. Может пока не надо говорить маме?
ЮЛЬКА. У меня от мамы секретов нет. К тому же это не спрячешь, все равно узнает.
МАТЬ.(выходит на голоса) Что-то рано вы сегодня. Юленька, что-то случилось?
ЮЛЬКА. Мама! Они сломали скрипку! (бросается к Матери, плачет)
МАТЬ. Кто? Что? Где сломали? Может можно починить? Юленька!
ЮЛЬКА. Милиционеры.
МАТЬ. Какие милиционеры?
ЮЛЬКА. Мне же скоро играть концерт!
МАТЬ. Какие милиционеры? Как... как они...
ЮЛЬКА. Я играла в метро...
МАТЬ. Почему в метро?
ЮЛЬКА. Вивальди... а они...
(Мать ее уводит в комнату, Веня быстро снимает обувь и ходит по комнате кругами)
МАТЬ. Ничего не пойму! Почему ты играла в метро? Ты же должна была идти на работу?
ВЕНЯ. Она ушла из ларька.
МАТЬ. Как ушла?
ВЕНЯ. У нее был конфликт с хозяином.
ЮЛЬКА. Он начал ко мне приставать.
МАТЬ. Ах, мерзавец!
ВЕНЯ. Ты мне этого не сказала!
ЮЛЬКА. Я ему влепила пощечину и ушла.
МАТЬ. Правильно сделала! Я тоже пойду, еще одну ему влеплю!
ВЕНЯ. Нина Георгиевна, не надо! Я с ним сам разберусь!
МАТЬ. Вот еще, не хватало! Это наши женские дела. А вы, мужчины, любое выяснение отношений можете довести до крови. И зачем ты после этого пошла в метро? Зачем?
ЮЛЬКА. Я...
МАТЬ.(Вене) Как же ты это допустил?
ВЕНЯ. Да я же не знал!
МАТЬ. Как это "не знал"?
ВЕНЯ. Я ведь здесь был. Я думал она в ларьке...
ЮЛЬКА. Он не знал.
МАТЬ. Ну! И в метро?..
ЮЛЬКА. Я играю, а ко мне пристали два милиционера...
МАТЬ. Дожили! Уже и милиционеры пристают!
ЮЛЬКА. ... и потребовали плату.
МАТЬ. Ничего не пойму! Плату за что?
ЮЛЬКА. За то, что играю.
МАТЬ. Как?! Плату за то, что ты просишь подаяние?!
ЮЛЬКА. Ну да!
ВЕНЯ. Они сейчас со всех берут. С нищих, калек... с лоточников. Со всех.
МАТЬ. Это что, официально? Какая-то определенная такса есть?
ВЕНЯ. Тетя Нина. Вы что, телевизор не смотрите? Они себе в карман кладут. С начальством делятся...
МАТЬ. Господи, да что же это? Они же - власть.
ВЕНЯ. Вот именно поэтому...
МАТЬ.(Юльке) И ты это тоже знала?
ЮЛЬКА. Не-ет.
МАТЬ.(Вене) Что ж ты ей не сказал?
ВЕНЯ. Да я вообще бы ее не пустил! И в ларек тоже. Зачем ей вообще нужна была эта
работа! Я что, мало зарабатываю?
ЮЛЬКА. Я к Новому году хотела всем подарки купить. На свои...
МАТЬ. "Подарки"! Купила? Давайте посмотрим, что можно со скрипкой сделать.
(Веня выкладывает из футляра сломанную в нескольких местах скрипку, смычок. Юлька отвернулась, плачет в голос. Мать стоит над скрипкой, с трудом сдерживая слезы, трогает осторожно, чтобы не причинить той дополнительной боли)
МАТЬ. Господи, за что же они ее так? Что же это за люди такие?
(Веня стоит над скрипкой. В его голове вызревает какой-то план)
ВЕНЯ. Юль, это на какой станции?
ЮЛЬКА. На нашей. Там у них специальная комната есть... Они меня завели... Я не хотела... так они руку вывернули... и еще ударили!
ВЕНЯ и МАТЬ. (вместе) Что?!
ВЕНЯ.(делает еще пару кругов по комнате, срывается, бежит одеваться) Я им, гадам... Скоты!
МАТЬ. Да как они смели поднять руку на девушку! (пытается обнять Юльку) Куда они ударили, куда?
ЮЛЬКА.(высвобождается, бросается за Веней) Веня, не надо! Ты им все равно ничего не сделаешь! А я уже заявление написала!
ВЕНЯ и МАТЬ. Какое заявление?
ЮЛЬКА. В нашем отделении. Инспектор сказал, что разберется. Их накажут, и они возместят.
ВЕНЯ. Да все они одинаковые! За скрипку может какие-нибудь гроши и заплатят, а за тебя... я с ними сам рассчитаюсь. (выходит из квартиры)
ЮЛЬКА.(в дверях на лестницу) Веня! Стой! Ты куда!
ГОЛОС ВЕНИ. (с лестницы) Да не волнуйся ты! Я сейчас домой сбегаю. Мне надо Женьку повидать... Я скоро вернусь.
(Юлька закрывает дверь из квартиры, возвращается в комнату)
МАТЬ.(над скрипкой) Люди-звери. Какими они стали дикими, злобными, хищными. Homo Ferus! Чтобы так изуродовать... ни в чем не повинный инструмент...
(гладит ее, бережно укладывает в футляр)
ЮЛЬКА. Я Вивальди играла. К концерту готовилась...
МАТЬ. Боюсь, что ее уже не починить. Как же теперь? Ну как ты, девочка, могла? Рука не болит? Куда они тебя?
ЮЛЬКА. В плече немного... Мам, ну я же хотела... (вновь начинает плакать)
МАТЬ. Все! Не говори ничего. Благими намерениями... Иди переодевайся. Потом поужинаем, успокоишься, и будем думать, что дальше делать.
(выходят во вторую комнату. Мать по дороге гасит везде свет)
Сцена 2
(За окном неяркий зимний день. Дверь в квартиру открывается, с небольшой сумкой на плече входит Веня. Из второй комнаты в кухню выходит Мать, включает свет в кухне)
МАТЬ. О! Уже и Веня пришел. Здравствуй, дорогой. Почему в темноте?
(Веня включает в прихожей свет, раздевается)
ВЕНЯ.(меняет в календаре дату на 17 декабря) "Все врут календари..." Здрасьте, теть-Нин, а я думал, что вы уже на работе.
МАТЬ. А я сегодня выходная! У нас график изменился. Как родители? Женечка?
ВЕНЯ. Все в полном порядке!
ЮЛЬКА.(в халате, выходит из комнаты) Веня! Привет! На обед пришел?
(обнимает его)
ВЕНЯ. Еще один сюрприз! И ты дома! Почему не в консерватории? Прогуливаешь?!
(целуются)
МАТЬ.(из кухни) Это я ее не пустила. Всю ночь проплакала, температура подскочила. (прислушивается к поцелуям) Тили-тили тесто, жених и невеста! Хватит целоваться! Идите мыть руки и - за стол! И все равно, со скрипкой надо что-то решать.
(Юлька с Веней о чем-то шепчутся, в обнимку идут в кухню. В комнате звонит телефон)
ЮЛЬКА.(поднимает трубку, одновременно включает свет) Алло? Женечка, здравствуй! Как, "как"? Никак! А ты как думаешь? Я с ней выросла. Она же - моя, родная. Это как руку отрубить! Как близкого, родного человека потерять. Я себе места не нахожу, всю ночь проплакала... Она меня любила, а я... я ее предала, не смогла защитить... А мы ведь в ответе за тех, кого приручили... Это не я сказала, это Сент-Экзюпери сказал... Я знаю, что ты знаешь... Не уверена, что смогу так полюбить новую. Будет ли она меня слушаться... Веня? Да, пришел... даю... (Вене в кухню) Веня, твой брат! (уходит в ванную)
ВЕНЯ.(берет трубку) Оу! Да. Что, уже принесли? Быстро. Ну, Женька, ты - молодец! (понижает голос) А она не учебная? Я машину одного уже вычислил. Они, сволочи, запрыгают у меня. Нет, что ты! Что я не понимаю? Я ночью... как партизан! Ты сейчас уходишь? Всё! Тогда, бегу!
(вешает трубку, выходит в прихожую, одевается)
ЮЛЬКА.(выходит из ванной) Что, уже убегаешь? Ты же не обедал?
ВЕНЯ. Я сейчас, мигом, домой сбегаю и вернусь. Мне надо Женьке кое-что передать. Я - мигом! (торопливо целует Юльку, хватает сумку, выбегает из квартиры)