Аннотация: Рецензии о любимых Творческих коллективах
Владимир Чекмарев
ВИВА МЕЛЬПОМЕНА
Рецензии на любимые Театры
Москва 2020 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Центральный Театр Российской Армии
Театр Армена Джигарханяна
Музыкальный театр под руководством Геннадия Чихачёва
Московский областной Театр юного зрителя
Театр Эрвина Гааза
Театр им. Моссовета
Театр "Современник"
Театр им. Вахтангова
Московский драматический театр им. К.С. Станиславского
Московский Частный Театр Драмы и Комедии
МХАТ
Московский театр им. Пушкина
Малый театр
Театр "Страна Счастья"
Группа "Большой Ногами"
ЦТСА был всегда !
Театр Армии. Баллада о Разведчице
Пьеса, Афанасия Дмитриевича Салынского, "Барабанщица", создана в 1958 году.
Героическая Драма, действие которой разворачивается, в только что освобожденном прифронтовом городе, в сложное время неустойчивого военного равновесия, когда города переходили из рук в руки, превращаясь в развалины.
Эта работа стала сразу сверх-популярной на театральной сцене, но ее "Альма матер" и "Пенатами" в одном лице, безусловно стал ЦТСА.
И закономерно то, что Фестиваль Военных Театров, открывается именно во Флагманском Военном Театре России - Центральном Академическом Театре Российской Армии, и открывается именно "Барабанщицей".
Я шел на спектакль в некотором волнении, помню "Барабанщицу" еще с Алиной Покровской и Людмилой Касаткиной в роли Нилы Снижко, и мне, конечно, была интересна трактовка Бориса Морозова и его Труппы...
Первым делом, зрителям показали некий Социальный срез фронтового города, побывавшего в оккупации.
Режиссер прописал персонажи Салынского, вольно, или невольно, сдобрив их флером Чехова и Зощенко, что сделало образы еще ярче. Любовь и дружба, коварство и наивность, жестокость и романтизм... все это было рельефно, и особенно при этом подкупала искренность игры актеров.
Художественное решение сцены было более, чем удачным: развалины на заднике сменяющиеся солдатскими письмами, карта фронтов на планшете просцениума, гротескно-ностальгическая коммуналка в разрушенном доме и некая символическая связь времён в виде противотанкового "ежа" слева и современной музыкальной остановки справа. Еще хочу отметить адекватные эпохе костюмы, что сейчас, увы, в театре не всегда является правилом. Вижу в этом профессионализм и уважение к зрителю.
Главной фабулой спектакля, на мой взгляд, стала фраза Федора, о том, что надо восстанавливать не только города, но и души. Слова Нилы "Запомните нас веселыми", это на мой взгляд лишь рефрен к этой мысли.
Буквально душой и сердцем, сыграла Нилу Снежко, Ольга Герасимова. Ей удалось показать и человека и маску, что являлось тут сверхзадачей. Очень сильно был сделан эпизод, её психологической дуэли с лже-Ставинским (Александр Рожковский).
Очень ярко сыграл Чуфарова, Андрей Егоров, у него получился типичный интеллигент конформист, типаж существующий во все времена и эпохи.
Зал очень тепло принял спектакль, принял овациями стоя. Было некое ощущение общности зрителей сороковых и двухтысячных.
В заключение скажу следующее... Легендарные стены ЦТСА, видевшие маршалов и генсеков, как всегда выдержал проверку временем, знаменитая сцена на которой являлись боевые корабли, может устоять в любой шторм. И это правильно!
Театр Армии. Если бы Агата Кристи, вышла бы замуж за Зощенко...
Внутри Центрального Академического Театра Российской Армии, образовалась весьма интересная структура - "Экспериментальная сцена", причем, не смотря на такое название, это нормальный Русский театр, и элементы новаторства, там действительно именно Театральные, без новомодных извивов.
Криминальная комедия Ксении Степанычевой, поставленная на этой сцене режиссером Сергеем Смирновым, это не просто очередной театральный детектив, которые сейчас штампуют десятками, это очень интересная, профессионально сделанная работа.
В самой пьесе есть явный иронический флер детективов Агаты Кристи, но Сергей Смирнов смело добавил сюда грустную улыбку Чехова вкупе с острой усмешкой Зощенко, и получилось действо, захватывающее с первого мгновения. Так что, на мой взгляд, если бы Чехов, Зощенко и Агата Кристи, написали бы комедию Дель Арте, то обязательно бы, назвали ее "Похищение".
Мне даже трудно определить получившийся у режиссера жанр постановки, первое, что приходит в голову, это "Дачная комедия в стиле бурлеска" или "Авантюрный Театр Абсурда плавно переходящий в Фарс", но в данном случае, это было бы слишком просто. Ведь перед нами, действительно эксперимент, и что важно, эксперимент удачный!
Первое что захватывает в спектакле, это отточенная и одновременно плавная динамика действия. Тут с каждым новым персонажем, меняются векторы сюжета, и зритель, сам того не замечая, практически становится участником действия, настолько живо и захватывающе играют актеры. Все эти бусины сцен и этюдов, одеты на хрустальную нить музыки композитора Ларисы Казаковой, (все завзятые театралы, безусловно, помнят ее музыку к спектаклю "Гамлет" Петера Штайна).
И параллельно с этим, спектакль, как бы неким пластическим эфиром, объединяет прекрасная хореография Анатолий Войнова. Ввод в спектакль элементов театра Марселя Марсо, это очень удачное решение.
Кстати, кое, что о сюжете и либретто...
Очень радовали зал шутки, типа, "Не до Чехова сейчас", очень тонко и вовремя, это прозвучало.
Грибная тема улыбнула, "У вас даже тетр Грибоедова".
Очаровательно узнаваемый, и к месту, и ко времени, акцент "Ландшафтного дизайнера" Жанны, на фоне стандартной рекламной стилистики, это было прекрасное решение, ну и конечно хохма с пистолетом зажигалкой.
А когда Борис, вогнанный ситуацией в когнитивный диссонанс, начинает протирать статуэтку, зал был просто в восторге. И весь поворот с трансформацией актрис в уборщицы, с рефреном "протирать и чистить", очень удачен.
Или чудесный гэг, "Так - на чём мы остановились?" - "На проблеме раннего облысения".
Ну а, "Тряпка - совок - уборка! Схему все помнят ?" "Я эту "схему" до конца своих дней не забуду..."
А шикарный всплеск сюжета, когда несчастные брошенные, близняшки, учатся играть на шотландской волынке, что выливается в общий шотландский танец в финале, это было сильно даже для меня, театрала с полувековым стажем и писателя при этом.
В чем надо отдать должное работе режиссера и труппы, все актеры работали, как единый организм, что увы сейчас в театре отнюдь не повсеместно. Весь спектакль, производит ощущение единого полотна, без разрывов и огрехов, и в этом я вижу помимо истинного профессионализма, уважение зрителю.
Что очень интересно в данной пьесе, так это так сказать театр в театре, две актрисы играют двух актрис, то есть получается практически по Мейерхольду, у которого люди из жизни, должны играть людей из жизни. Маша и Надя, ведут свой спектакль и ведут его очень отчетливо. Две актрисы провинциального театра, попав в экстремальную ситуацию, перебороли панику тем, что вновь ощутили себя на сцене. Всё-таки эпизод с обвинением Бориса в отцовстве, блестяще удался Ольге Герасимовой, причем позднее я понял, что подсознательно ждал, что Маша победит, потому что у меня еще пребывала, эмоциональна память об ее Барабанщице. Всё-таки героические роли, обязательно накладывают отпечаток на актеров и в их творчестве, да и в душах зрителей тоже.
Еще затронуло удачная работа Дениса Кутузова. Он очень качественно он провел на контрастах, линию своего персонажа, от вооруженного негодяя третирующего спасших его женщин, до в принципе неплохого и даже где то мягкого человека.
Главное, что указывает на то, что спектакль удался, это неравнодушие зрителей. Овации, это конечно Овации, но и то, что зрители после спектакля бурно обсуждали пьесу, это многого стоит. Так что большое спасибо творческому коллективу, и да Здравствует Театр !
Театр Армии. Споем мы песню, что певалось...
Героическая комедия в стихах Александра Гладкова "Давным-давно" (другое название - "Питомцы славы"), идет на этой сцене с 1942-го. года (премьера была в эвакуации в Свердловске). И она всегда возвращалась на сцену ЦТСА. Ее ставили разные режиссеры, в ней играли разные поколения актеров, в том числе в роли Кутузова, блистал Великий Владимир Зельдин (и конечно Игорь Ильинский в кино, когда яркой сверхновой блеснула экранизация Рязанова), но ЦТСА был первым.
В нынешней постановке, зрителю приходится прорываться к сцене сквозь пласты дежавю, предыдущих постановок и версий, но труппа Театра Армии, успешно в этом помогла своим почитателям.
Театр, как известно, начинается с вешалки, а спектакль начинается с декораций, и тут все было самое оно.
Декорации спектакля, с изящным вкусом и неожиданной трансформацией... кивер-сапоги-фанфары-пистолеты, просто притягивали взгляд. Прекрасно удалась военная эстетика 1812-го года. Плюс приятно поразили, по Уставу, грамотно указанные шифры Государя, на эполетах и ташках (четкость в таких мелочах, считаю проявлением профессионализма и уважения к зрителям). Все было абсолютно в тему и органично вписывалось в спектакль.
Очень понравилось решение Бала, с некоей фрагментарно-изящной хореографией. Изящная и элегантная пластика актеров, вкупе с внезапным рисунком танца, вельми грела взгляд.
Покорил, шикарнейший Кутузов Виталия Стремовского, с ярко выраженной харизмой Екатерининского полководца.
Очень понравилось исполнение Французской песни, в исполнении Лепелетье, Фоша и Арманьяка (известных также, как Александр Аргос, Кирилл Кириличев и Дмитрий Оболонков).
Но одним из любимейших героев зала, конечно стал великолепный Граф Нурин, Андрея Кочинова. Юмор, замешанный на самоиронии, очень хорошо оттенял этот персонаж, и самой интересное, это шушуканье зрителей и в зале, и в антракте, по поводу над кем именно, подшучивал актер своей прической, над неким заморским президентом, или же над островным премьером. Кто-то сказал, что это случайное совпадение, но я что-то не верю в такие случайности, у талантливых актеров.
Ну и о героине очаровательной Марии Оамер... Ей попалась вельми сложная роль, и не сценически, а скорее психологически. Играть роль, зная, что тебя обязательно будут сравнивать с каноническими исполнительницами былых лет, очень не просто. И на мой взгляд Мария нашла гениальное и вместе с тем простое решение (это ИМХО разумеется). Она сыграла не Шурочку Азарову, а именно Надежду Дурову, и получилось, то, что надо. Отличный штрих, кстати, парадный "Павловский шаг". И мы конечно простим костюмерам и художникам, замену сценарно-канонического мундира Павлоградского гусарского полка, на красные ментик и доломан Лейб-гвардии гусара. Уж больно он шел актрисе.
Кстати о музыке... Злопыхатели помню, пытались за эту музыку критиковать Тихона Хренникова, что, мол, она быстро забудется, а музыка то эта, звучит со сцен и экранов, уже 76 лет и конца ей не видно.
Так что постановка явно удалась, что подтверждали овации зала в финале.
ТЕАТР АРМЕНА ДЖИГАРХАНЯНА
Джигарханян. Футурология Мудреца...
"На всякого мудреца, довольно простоты", это одна из моих любимейших пьес Островского. За полвека, своей зрелой Театральной жизни, я смотрел этот спектакль в десятках театров. Увы в ХХI веке, Островский стал сложен для сцены, и далеко не у всех театров, получалось подать прочтение великого художника социологических пластов, века XIX, в форме понятной для современного зрителя, и посему я шел на премьеру "Московского драматического театра под руководством Армена Джигарханяна", с ощущением некоторой тревоги. Последний спектакль в этом театре я видел достаточно давно, это был "Театр времен Нерона и Сенеки", но Островский, это всё-таки не Радзинский.
И вот наступили минуты, так любимые всеми истинными театралами, время между третьим звонком и затемнением, и тут в зал вошел Народный артист Советского Союза, Армен Борисович Джигарханян. Вы знаете, такое я видел только на официальных пленумах ЦК былых времен. Зал встретил Армена Борисовича, нескончаемой овацией. Зрители аплодировали стоя. Вот что значит Харизма Мастера, и никакая бульварная пресса и дешевые шоу, не могут поколебать любовь зрителя, к поистине Народному артисту.
А теперь о спектакле... Термин: "Короля играет свита", подходит и к политике, и к театру, обратное, бывает редко, например как в этом спектакле...
Глумов, Альберта Хасиева, был реально в центре действия. Он буквально закручивал других актеров вокруг себя, своей энергетикой, причем, будучи в принципе отрицательно-сатирическим персонажем, Глумов тем не менее вызывал симпатии зрителей, это уже благодаря динамичному обаянию Альберта Хасиева.
Хочу отметить то, что режиссер Сергей Виноградов, очень грамотно, приблизил действие к современному зрителю, пусть несколько отойдя, от канонических текстов, но отнюдь не во вред спектаклю. Например, знаменитая фраза Мамаева об "известном событии", современному зрителю непонятна, а Виноградов, заменил ее на "отмену крепостного права", и всем все стало ясно. По моему, удачное решение.
Очень интересна трактовка Крутицкого, Петром Ступиным. Вместо не лишенного вальяжности старенького генерала, мы увидели некую ироническую реинкарнацию начетчика-ретрограда, типа Суслова, что было несомненной удачей.
Абсолютно очаровательная Манефа, Надежды Филипповой, покорила зал. Ее чисто "островский" персонаж, внезапно сдобренный флером водевиля, грянул буквально фейерверком таланта.
Органичен и пластичен, был элегантнейше-циничный Городулин, Александра Багрянцева.
Вельми фактурно сыграл Мамаева, Алексей Анненков, причем в игре актера присутствовала некая черточка, намекавшая, что ох, отнюдь не прост его Мамаев. Смех и аплодисменты зрителей, тому подтверждение.
И полный восторг у меня вызвало исполнение Лауреаткой премии "ТЭФИ" Ксенией Громовой, роли госпожи Мамаевой. Эдакий букет женственности, коварства и красоты, очень ей удался.
Очень хорошо сыграли по второму плану Слуги, и опять же, восторг у зрителя, вызвало постоянно-весело-вкусное потребление "ее родимой". Зрителям всегда нравится, когда жизненность действия, не приносят в жертву ханжеству. В этом же ключе удачной аксессуарности, хочу отметить, шикарное решение со свадебным конфетти, во время представления Глумова Турусиным.
В заключение хочу сказать следующее... Сергею Виноградову, удалось показать современному зрителю, что Островский, не только классик, но и не в последнюю очередь футуролог. И это правильно!
Джигарханян. Обезьяны и орешки...
Идти на спектакль, экранизацию которого ты уже видел всегда немного тревожно. А уж идя на "Тетку Чарли", самого Армена Джигарханяна, волнуешься тем более.
У меня конечно муссировали мысли, что из уважения к Мэтру, а Армен Борисович более, чем достоин уважения, авторы сделают некий ремейк к "Тете", но слава Мельпомене я ошибся, хотя тревожные моменты, безусловно были, особенно когда на сцену вышли два панка... Это были Джек Чесней и Чарли Вэйкам, перенесенные из Викторианской Англии, в наше время и в нем апробированные. Я испытывал легкий диссонанс, пока не осознал, что на сцене сооружена цирковая арена, и все фрагменты мозаики стали на свои места. Изящный стилистический гэг соединил времена и века. И самое главное, Юрий Клепиков, поставил канонический вариант пьесы Брэндона Томаса, сохранив в либретто все изначальные оттенки пьесы, в том числе и шутку про орешки, которую в фильме, как вы помните, заменили "диких обезьян", то есть "...откуда привозят орехи" (where nuts come from), понятную в смысловом смысле только для британской публики, перевели в понятный у нас русский аналог: "...где в лесах много диких обезьян").
А "Орешки, обезьяны" как бы объединили обе цитаты, что было очень удачным решением. Ну и очень Важно, что в этой постановке Тетушку звали не Донна Роза, а Донна Люсия. Ну и конечно Джигарханянцы, не смогли позволить себе оставить эту постановку, без флера присутствия своего Мэтра... адвокат Стефан Спэттинг, тот самый, который опекун Эмми и Китти, в исполнении Ибрагима Гагиева, тонко и филигранно, но, тем не менее напомнил зрителям, именно образ судьи Кригса.
Каюсь, что, будучи в Театре, постоянно вспоминаю тот Фильм. Но слишком уж тот сюжет врос в подсознание нашего зрителя. В антракте, я слышал разговоры зрителей, и все они сравнивали фильм и спектакль. Причем в пользу спектакля.
Актеры внесли в свои образы, достаточно четкую индивидуальность, и это было их победой.
Всем очень понравились очаровательные Эмми и Китти, Ланы Крымовой и Светланы Чигриной, в ауре студенческой богемы восьмидесятых. Полковник, Сэр Френсис Чеснэй, вызвал просто бурю положительных эмоций, ну а великолепный Бабс, Михаила Железнова, побил все рекорды популярности у зрителей. Не реально перечислять все его жесты и находки, для этого надо смотреть весь спектакль, но даже, один его озорной жест из под занавеса многого стоит.
Резюмируя скажу одно, спектакль удался и Театр Армена Джигарханяна, как всегда на высоте.
Музыкальный театр под руководством Геннадия Чихачёва
За что я люблю Театр Чихачева
Во-первых, я люблю Чихачевку за то, что там атмосфера настоящего Русского театра. Та атмосфера, которую сейчас мало где найдешь.
И вот этот Дух Сцены, это призвание делиться со зрителями теплом своей души, пронизывает весь этот замечательный театр и весь его коллектив. И все, что я скажу дальше, это тоже будет "во-первых", ибо, во-вторых, для этого театра просто не существует.
Мы - зрители - приходим сюда на два часа, и многим из нас невдомек, что, дабы подарить нам эти два часы радости, весь коллектив "Дома, который построил Геннадий Чихачев" в поте лица работает остальные двадцать два часа, и в каждый спектакль вложены силы всех Чихачевцев. И получается блестящее соцветие, конгломерат талантов и монолит работы, одновременно и сюда входит все:
Талант, энергичность и харизма Художественного руководителя театра Геннадия Чихачева, прекрасный оркестр, ведомый волшебной дирижерской палочкой Маэстро, Владимира Янковского, оркестр, где знакомо высверкивает смычек концертмейстера Ксении. И, конечно, Актеры, буквально проживающие свои роли на сцене, и владеющие беспримерным даром перевоплощения...
Трагичная Анна Каренина и боевитая Василиса - Натальи Репич, трепетная Мона и коварная Коринкина - Натальи Замниборщ, задорная Инга и нежная Гуттиэре - Евгении Янковской, стремительная Акбара и элегантная Бетси - Елены Соколовой, аристократичная Примадонна и таинственная Птица - Людмилы Городецкой, феерические Долорес Педровна и Княгиня - блистательной Людмилы Полянской, гаврошистый Ленька и задорная Тося - Евгении Громоздиной, доктор Бромберг и трагикомичная мадам Куку - Татьяны Петровой, озорная Земфиреску и томная Раиса - Надежды Красиловой, бесподобная Змеюкина и яркая Эсмеральда - Ирины Химиной, Александра с улыбкой Джоконды и изящно-опасная Ведьма - Анны Альт, веселые поселянки Виктории Микулиной, хоровод персонажей, в которых влюблены все маленькие зрители, - Натальи Осиповой, постоянно меняющиеся краски и фасоны платьев и париков Даши Кузьминой, и других комсомолок, и сайгаков.
Король, который по обыкновению велик и светел, - Геннадия Чихачева, грустный Владыка и веселый Лесник - Алексея Городецкого, аристократичный Губернатор и изворотливый Чебаков - Олега Зимина, артистичный Шмага и опасный Мишаш - Вячеслава Амосова, лощеный Григ и хищный Обер - Юрия Красова, бесподобный Волчонок и Каренин младший - Вадима Поповичева, отрицательно-харизматичные Князь Валковский и Мент - Евгения Башлыкова, Хмурый Пилат и инфернальный Обходчик - Григория Захарьева, блестящий Гусар и Ромео с торсом спецназовца - Станислава Широкова, философ Авдий и сказочный Ихтиандр - Константина Скрипалева.
И еще многие и многие роли этих прекрасных актеров, которые и которых просто трудно перечислить. Прошу прощения, что упомянул не всех, но я люблю и уважаю всех Чихачевцев.
А ведь театр - это не только сцена и "вешалка". Это - много людей, о которых зрители не знают, но без которых нет спектакля. Вот только некоторые из них...
Дмитрий Апыхтин, который всегда при деле и всегда находится в нескольких местах одновременно;
Шамиль Великолепный, чей буфет давно уже стал легендой театральной Москвы, ибо именно там водятся самые большие в Москве пятьдесят граммов коньяка;
Алексей Гончаров, который главный в театре по лампам и софитам, но заодно запечатлевает своей камерой минуты восторга маленьких зрителей;
Александр Бутцынов и Дмитрий Гребнев - без которых слово Звук в театре не может звучать;
Николай Безлепкин - главный Атлант Чихачевской сцены, не брезгующий, тем не менее, пианино и акробатикой;
Сергей Локаленков - механик сценического оборудования, человек-дракон.
Мария Лазарева и Ольга Серегина, без которых не может быть театральных костюмов, а костюмы в Чихачевки, стильные и высочайшего качества, поистине уникальная работа;
Алла Александровна и Нелля Фёдоровна - добрые феи театра, первые встречающие зрителей;
И многие и многие другие.
И вот еще что... Если просто пробежаться по репертуару, то тут - тот самый случай, когда каждая премьера - событие.
"ПЛАХА" - "событие событий" в Московской театральной жизни. Мало поставить на сцене такой сложный и, по сути своей, отнюдь не театральный роман Чингиза Айтматова, так еще сделать из него мюзикл. И ведь получилось. Знаю многих людей, которые ходили на этот спектакль не один раз. И завсегдатаи Чихачевки стремились попасть на первый ряд, ибо ощущение вихря, когда мимо пролетала Стая в погоне за Сайгаками, было невообразимым ощущением, которое хотелось испытать вновь и вновь.
Премьерная Акбара Елены Соколовой была не забываема. Причем, "ПЛАХА" пользовалась успехом у широкого диапазона возрастных групп, и везде находила благодарные отклики. Главное в этом спектакле - это т о, что молодежь понимала, что символ наркотиков - это погибель.
Еще хочу отметить сложнейшую механику сцены, которой лихо управлял со специального пульта, директор театра, Дмитрий Юрьевич Апыхтин. Поистине, живи Бомарше сейчас, я бы знал с кого он написал своего Фигаро.
"АННА КАРЕНИНА" - тут случай еще сложнее. Мюзикл по роману Льва Толстого - это, в принципе, катахреза. Ну, понятно, опера там или балет, - это привычно и даже как то стандартно, но мюзикл... Это такой же скандал, прям - таки, как назвать даму сэром или предложить ей водки, вместо спирта. Но ведь опять - получилось.
Чихачев любит решать именно невыполнимые задачи, и решать их успешно. Это, как я понял, его фирменный стиль. Что особенно ценно в таких решениях, это то, что основная масса публики так же не читала Льва Николаевича, как и вышеупомянутого Чингиза Торекуловича Айтматова, которого неокрепшие умы путают иногда с Фазилем Абдуловичем Искандером, и сюжет спектакля был для них в какой-то мере открытием на столько, что многие зрители высказывали после спектакля желание прочитать данный роман. Тем более, что сама подача действия была очень непростой.
От мистики, блестяще введенной в виде таинственных путейцев, до блестящей музыкально-танцевальной сцены в Салоне Бетси, в блестящем исполнении Елены
Соколовой и Людмилы Полянской. И, безусловно, во всех редакциях этого спектакля как всегда блеснула талантом (в роли Анны Карениной) очаровательная Наталья Репич.
"БЕЗ ВИНЫ ВИНОВАТЫЕ" - Островского у нас ставят часто и по-разному, но Геннадий Чихачев опять сделал невозможное. Он сделал спектакль еще более театральным, чем это возможно, но не нарушил тонкой материи трагизма, так присущего Островскому, но, тем не менее, несколько её приглушил. Зритель не успевал поражаться решениям. Мало, что спектакль начался в вестибюле, мало, что актеры стали ходить между зрителями, так они еще и спрашивали, мол, когда приедет Кручинина. Не успевают зрители свыкнуться с этой новацией, как из-за бокового занавеса на них поехал паровоз. Хотя эпоха братьев Люмьер давно прошла, но кто-то и испугался.
И после антракта действие снова началось вне зала. В этом спектакле очень ярко сыграли два тандема: Арина Архиповна Галчиха vs Елена Ивановна Кручинина (Людмила Полянская и Елена Соколова) и Нина Павловна Коринкина vs Петя Миловзоров (Наталья Замниборщ и Евгений Башлыков). Ну, и блистал всё затмевающей харизмой и вальяжностью Нил Стратоныч, которого сыграл Алексей Городецкий. И еще зрительницы вздыхали по Губернатору Олега Зимина, уж зело был великолепен.
"АСТРОНОМИЯ ЛЮБВИ" - с этой постановкой все тоже было весьма не просто. Безымянную звезду ставили в Москве раз пятнадцать, но, в основном, как драматический спектакль, а тут - мюзикл. Играть спектакль после популярной его экранизации- всегда страшно, но Чихачевцы не испугались. И правильно сделали.
Хочу сказать сразу... Да простит меня Вертинская, но Две Натальи из Чихачевки (Наталья Репич и Наталья Замниборщ) её переиграли, и трактовка Марина Константином Скрипалевым была по любому не хуже, чем у Косталевского, тем более, что Скрипалев еще и пел.
Очень сложно было актерам играть роль Грига, ведь играть приходилось после великого Михаила Казакова, но Владлен Михалков и Юрий Красов прекрасно справились с ролью, причем, у каждого из них была своя трактовка, и весьма не плохая.
"ТРИ БОГАТЫРЯ". И опять новация, и опять громкая, и опять аншлаги. Сказка-мюзикл для взрослых - это сейчас редкость. И Чихачевская премьера уже привлекла этим внимание зрителей и критики, но, как всегда, у Геннадия Чихачева спектакль оказался отнюдь не простым. Три богатыря оказались Белорусью, Украиной и Россией, а силы Зла придерживались Западных ценностей. Сейчас, когда само слово патриотизм для многих звучит чуть ли не как ругательство, такой сюжет многого стоит.
Потрясает работа декораторов, Дракон, ну, как настоящий, и пальцы спящего богатыря соответствуют. Причем, Драконом управлял один человек - Сергей Локаленков - механик сценического оборудования, или по-простому - монтировщик. И опять блистала Наталья Репич, и былые комсомолки обратились в русалок и пейзанок, и очень смотрелись их пляски и хороводы. Богатыри были блестящи и фактурны, особенно фактурен был Илья, некоторые зрители, даже не узнали сначала Юрия Красова.
Еще зрителям очень полюбились следующие три персонажа - Леший (Константин Барышников), Боян (Антон Фадеев) и Жена Бояна (Людмила Полянская). И чрезвычайно сильное впечатление, произвели на зрителей Ведьмы, эдакой инфернальной красотой, врожденной пластикой и безусловно талантом замечательных актрис: Людмилы Городецкой, Анны Альт и Ирины Химиной.
Что было очень интересно в сюжете, так это то, что был сделан не совсем канонический хеппи энд. Ведь в большинстве сказок, после победы над силами зла, наступает некий тайм аут с непонятным продолжением...
Ну, отрубили голову дракону, а дракона куда девать, ну, спас Иван-дурак царевну, так полцарства теперь ему отрезай, а куда официальных наследников девать? А тут все четко и весело. Богатыри вместе с женами, быстро сменившими свадебные платья на милитари стиль, уходят в новый анабазис. Короче, здорово!
О спектаклях этого театра можно рассказывать бесконечно, и, что еще должен я сообщить неискушенному зрителю, это то, что на сцене Чихачевки происходит постоянная ротация актеров. Играющий вчера главную роль, сегодня может играть своего же помощника, а завтра вообще неведому зверушку. Так что, лучше всего смотреть спектакли, и смотреть их не один раз. Ведь даже два одних и тех же спектакля - это разные, в принципе, произведения, а в Чихачевке - особенно.
Если мне будет позволено применить ассоциации, то Музыкальный театр - это некая колесница, влекомая квадригой, а квадрига - это труппа, оркестр, композитор и либретто. Ну, а в самой колеснице - Художественный руководитель, и тут на своем месте оказались все перечисленные. И ведь неплохо получается.
Кстати, о композиторах... Коллектив композиторов, с которым работает Чихачевка, был выбран на радость зрителям очень грамотно: В. Качесов, А. Кулыгин, М. Самойлов, В. Семенов, А. Журбин. Имена говорят сами за себя.
Этот театр делает практически невозможное, ибо востребован всеми поколениями зрителей. Для взрослых, - это чистое искусство, настроение, отдых и даже где-то - философия. Для подростков - это некий путеводитель по будущей жизни. Ну, а для самых младших, - это генератор детского смеха. Надо сказать, что детские спектакли Чихачевки, это отдельная песня, что бы понять всю их прелесть, надо быть в зале и смотреть на реакцию маленьких зрителей.
И, пожалуй, помимо Чихачевки, только в кино про Оффенбаха и Штрауса я видел, как зрители, выходя из театра, насвистывали, или даже напевали, мелодии из спектаклей.
И все без исключения артисты этого театр - звезды и солисты, и нет в этом театре вторых и третьих ролей, все роли - Первые.
И вот, именно за все выше сказанное, я и люблю Чихачевку.
Ихтиандр с Рязанского проспекта
И снова Добрые Волшебники из Чихачевки, подарили нам Сказку. Известный всем по старому фильму сюжет Беляева, ожил на сцене театра Геннадия Чихачева и живет там двенадцать лет, хотя в не совсем канонической трактовке.
Был все тот же блестяще сыгранный Чихачевский коллектив. Голоса, пластика, игра, все на высоком (обычном для Чихачевцев) уровне.
Большое впечатление произвела музыка Виктора Семенова, очень органично звучали в ней голоса Ихтиандра (Константина Скрипалева, Вадима Поповичева) и Гуттиэре (Евгении Янковской, Натальи Ребровой). Две зрительницы во время арии Гуттиэре аж слегка всплакнули (что не помешало им сказать позднее, что Зурита классный мужик).
Позабавил эпизод, когда простодушный Ихтиандр внезапно весьма тонко с острил. Это когда Гуттиэре отказалась взять жемчуг, Ихтиандр сказал, а ты мол раз не хочешь жемчуга, отдай его Ольсену, он уж точно не откажется. Но милейший Юрий Красов, силой своего обаяния и дальнейшим развитием сюжета, убедил зрителей что Ольсен гораздо лучше, чем показалось изначально.
Когда на сцену вышла Долорес Педровна Зурита (мать Зуриты), один небольшой зритель, громким шёпотом спросил у отца: "Это мама Джека Воробья?"
И действительно, блистательная Людмила Полянская, выглядела как истинная пиратка, ей пожалуй, единственно не хватало пары пистолетов за кушаком. А когда во втором действии она перевоплотилась в Леди в бальном платье, ей даже не узнали в первые секунды и не успели зрители привыкнуть к этому перевоплощению, как Леди ловко прибрала к рукам бутылку рома, как бы показав, что мол официоз-официозом, но нам пиратам важнее ром, чем правила истеблишмента. Долорес в исполнении Людмилы Полянской безусловно тот персонаж, без которого спектакль был бы гораздо менее ярок.
Но сами понимаете, все хорошо быть не может. Спектакль задумывался и ставился на большой сцене, но по известным причинам, в этот день шел на малой и это естественно сковывало и сюжет и актеров. Меньше было места для танцев и драк, и представляю как намучились сотрудники сцены компонуя декорации. И был в этом плане интересный момент...
Ввиду нехватки сценического пространства, открытое море было воссоздано в уголке размерами где то, метр на два и когда туда прыгали то Гуттиэре то Ихтиандр, из динамиков раздавалось бух-плюх, но назад герои вылезали абсолютно сухими, и в результате неокрепшие души из молодых зрителей стали подхихикивать, но у Чихачева не забалуешь, даже в зале... Короче, когда Ихтиандр бух-плюхнулся в море в очередной раз, назад он вылез мокрый по настоящему. Вот такой высокий класс сценической работы.
Кстати, прочитав в программке термин "девушки в порту", я испугался, что театральные новации зашли так далеко, что докеров будут изображать женщины (такие вот могутные дамы в оранжевых жилетах), но слава Творцу обошлось, был фееричный ансамбль молодых красавиц в стиле "карнавал в Рио".
Если посмотреть на спектакль несколько отстраненно, то мы видим на переднем плане, как бы две пары основных персонажей (это ИМХО естественно). Это ребята в белом Ихтиандр и Гуттиэре, и соответственно ребята в черном - Зурита и Пачита. У обоих этих пар своя музыкальная тема и свой соответственно шарм. На мой взгляд дуэт Зурита (Сергей Смолин) и Пачита (Людмила Городецкая, первая увиденная мною Пачита из блистательного калейдоскопа Чихачевских Пачит), за счет некой отрицательной харизмы выглядит ярче. Это ни сколько не бросает тень, на героев Константина Скрипалева и Евгении Янковской, они играли прекрасно, но положительные герои сказок, увы всегда несколько пастельнее что ли, чем отрицательные. Тут конечно большая "вина" Сергея Смолина... Ведь задача у Сергея была сверх сложная, сыграть Зуриту после Великого Михаила Казакова, не каждый актер за такое возьмется, а Сергей Смолин взялся и победил.
Его не лишенный инфернальности образ эдакого пирата и контрабандиста (с явным флером Ташчайнара), его великолепный голос, разделил женскую часть зрительного зала на две части, одна за Зуриту, а другая соответственно за Ихтиандра. Когда сменив морской наряд на элегантнейший белый костюм жениха, Зурита вскочил на сцену, очень многие зрительницы (особенно из старшеклассниц), восхищенно ахнули. Причем мне показалось что после этой сцены голосов за Зуриту прибавилось. (В дальнейшем и Григорий Захарьев и Станислав Широков, только добавили красок в этот образ).
И еще одну театральную тайну, открою Вам напоследок дорогие друзья...
Служанка Педро Зуриты, Долорес, на самом деле Анна Каренина
Ихтиандр и Лев Николаевич
И вот снова Чихачевский Ихтиандр. Я уже писал об этом спектакле и в данном случае это не рецензия, а просто размышления после ***разового просмотра. Зрители прекрасно знают, что любой Чихачевский спектакль можно смотреть бесконечное количество раз, все равно ощущение такое, что смотришь каждый раз впервые. Так и в этот раз. Все Чихачевцы как всегда Супер !!! И особенно греет качество вокала, которое вот уж никак не уступает Бродвею. Скажем ария Гутеере в исполнении очаровательных Евгении Янковской и Натальи Ребровой, на мой взгляд успешно конкурирует с "Memory" Гризабеллы из Бродвейских "Кошек", а великолепный Зурита, Григория Захарьева,Сергея Смолина и Станислава Широкова, потягается с любым исполнением партии Фарисея из "Иисуса - Супер-звезды" .
Но сейчас я хочу сказать об одной сюжетной общности, замеченной мною, у Беляева и (не удивляйтесь) Льва Николаевича Толстого. Я имею ввиду схожесть, драматически-романтических, так сказать четырёхугольников. Впрочем посмотрите сами...
Итак, "Война и Мир". Главная романтическая фигура - Наташа Ростова. Два ухажёра. Отрицательный мачо Анатоль Курагин и положительный жених Андрей Болконский. Ну и где-то сбоку друг Пьер Безухов.
Результат... Курагину отрывают ногу, Болконский гибнет, а Безухов женится в финале на Наташе.
А теперь смотрим "Человек Амфибия". Плохой Педро Зурита (хотя Мама Педро Зуритовна, у него классная), хороший Ихтиандр и где то сбоку друг Ольсен. Невеста на выдание тут само собой Гуттиэре.
Результат... Педро убивают, Ихтиандр уходит в Океан, а Ольсен женится на Гуттиэре.