АБС, конечно зря не развили в свое время тему о монографии Прокуратора Патриотической школы высокоученого отца Кина, известной как "Трактата о доносе", а тема ведь не простая, и интересная, как с точки зрения социальной психологии, так и в плане исторической науки.
Стукачество, к сожалению, было есть и будет и этот страшный микрокосм, затягивает в свой водоворот абсолютно непричастных людей, опутывая их щупальцами доносов. Гестаповцы и НКВДшники конечно злыдни, но вот к кому отнести тех, кто написал миллионы доносов, и кстати в той же Германии, те же кто писал доносы в Гестапо, писали их позднее в оккупационные комендатуры Союзников. И увы, как подсказывает жизненный опыт, стукачом иной раз оказывается самый неожиданный для вас человек. Причем мотивация бывает самая разная.
В принципе, доносы можно разделить на три основных группы...
Доносы по политическим мотивам, то есть человек видит в доносительстве свой гражданский долг перед и даже где-то патриотизм.
Доносы по личным мотивам, то есть направленные против конкурентов в любви, карьере или просто на тех, кого "ненавижу, аж кушать не могу".
Ну и латентное доносительство, из любви к оному, как некая психическая болезнь. Есть такая триба Homo sapiens, которая обожает "сигнализировать в инстанции" и тут грань между "сигналом" и доносом, очень тонка.
Я думаю все из нас сталкивались хотя бы с одной стороной этих явления.
Помню, когда мы в школьные годы, собирались у одноклассника слушать "крутые диски", то параллельно с его импортной радиолы искали западную музыку и в эфире (это была середина шестидесятых ХХ века), и неоднократно нарывались на западные голоса. Так вот тогда нас заложила одноклассница, причем не как самка собаки Павлика Морозова, а как Дебби Вуд *, приревновала короче одного из наших друзей и отмстила по-своему.
И в более поздние времена был один случай, когда во время дружеского междусобойчика, на определенном этапе в ход пошли песни, и один из наших ребят запустил в оборот деревенские густо матерные частушки, что не вызвало у эстета меня положительных эмоций, и дабы поменять и несколько смягчить вектор фольклора, я выдал услышанные некогда где-то строфы, типа: "Какой-то офицер, влюбился в швею Нину, и поломал он ей, йех, швейную машину, и кое-что еще, чего ломать не надо, и кое что еще, чего ломать нельзя" и.т.д. Вектор я поменял успешно, но увы походя обидел исполнителя частушек, назвав его Бояном и он на меня стуканул...
Когда замполит спросил меня, почему я распеваю антисоветские песенки, про аморальность советских офицеров, я несколько прибалдел, но, уяснив, что имелась ввиду история швеи Нины, внутренне сгруппировался и выдал свою версию прецедента. Как известно, чувство опасности обостряет любые умственные способности и обострило оно и мои. Сделав невинное лицо молодого Маркса, доказывающего папаше Энгельса, что он вовсе не знает куда делся тот бочонок Рейнского вина, я доложил, что эта песенка, не про советских офицеров, а совсем и вовсе про белогвардейцев, и эти частушки пели буденовцы, когда громили Врангеля, о чем моему дедушке, рассказывал прадедушка. Объяснение было благосклонно принято и все обошлось.
А когда на гражданке, я трудился в АХО одного НИИ, где сдружился с частью научно-технической интеллигенции, то местный парторг, зная, что я грешу политическими анекдотами, очень хотел их услышать конкретно из моих уст. И вот иду я как-то по коридору, а он меня догоняет и спрашивает, а нет ли мол нового анекдотика, на что я честно ответил, что нового анекдота нет, но есть новая загадка, которую я с радостью загадаю данному товарищу, если он конечно хочет. На это я получил радостное Да и приступил к загадыванию:
"Иван Иваныч" - сделав таинственную гримасу, начал я - "А вы знаете, как расшифровывается аббревиатура КПСС ?" - "Нееееет" - радостно ответил мой визави, с охотничьим блеском в глазах. А я наклонившись к его уху прошептал - "Коммунистическая Партия Советского Союза" - и добавил - "Стыдно, парторг, а не знаете"-.
Мне самому конечно тоже несколько стыдно, но я под большим секретом, рассказал об этой хохме секретарше директора, и через час об этом знал весь институт. И долго еще, доброхоты интересовались у парторга, а как всё-таки расшифровывается КПСС.
А всё-таки велика народная мудрость высказанная в пословице - "Доносчику первый кнут!"