Гоголь вечен, как вечен Русский театр, и как вечна Русская культура
Я смотрю Ревизора уже пол века, смотрел его во множестве театров, но главный вывод сделал такой... Все Великие Русские Актеры, обязательно проходили через "Ревизора", и это правильно, ведь Гоголь ох и не прост, его Ревизор - это как бы тест на профпригодность актерами и режиссерам. Сатирический срез глубинной Руси XIX века, это для нашего менталитета, всегда в чем-то реальность. И любое поколение находит в Гоголе что-то свое, хотя это даже немного странно. Ну посудите сами, сюжет то в принципе рутинный... В провинциальном городке, столичный бездельник с жуликоватыми задатками, выдает себя за ВИП персону и снимает по этому поводу сливки с местной коррумпированной до мозга костей администрации, и, хотя все это "преданья старины глубокой", почему-то его Ревизор живет на сцене уже третий век и уходить оттуда не собирается.
Как бы все не разложил по полочкам Николай Васильевич, но ведь что бы ухватить за хвост нужную трактовку, нужна очень большая и кстати смелая режиссерская работа, такая, какую сделал Александр Нестеров со своей командой в Царицинском ТЮЗе. Ведь музыкальный спектакль - это не только режиссер, труппа и оркестр, это еще огромная работа хормейстера (Гельсят Шайкуловой) и хореографа (Павла Ивлева), работа которая им удалась.
Спектакль захватывает и поражает и уже с появлением в зале перед спектаклем, трактирного слуги в виде скомороха, зрителей как-то сразу переносит в глубинку XIX века. Ведь изначально мы видим на сцене стилистику старого русского классического театра. И тут, как говориться, каждое лыко в строку... и старинный грим, и провинциальный говорок, и безусловно находящиеся в той же стилистике костюмы Любови Яковенко. Появляется ощущение некоего классического лубка, аранжированного изящными гэгами, причем без явного отхода от сценария.
Хочу отметить филигранную игру всех актеров, в канве их работы органично применяется все, местоимения, междометия, жестикуляция, мимика, причем это далеко не гротеск, и зрителю понятно, что это все на самом деле очень серьезно. И все это на фоне блистательного фейерверка песен и танцев. Впрочем, для этого коллектива, высокий стиль работы это уже где-то обыденность. Ну не умеют ребята халтурить.
Очень понравилась ярчайшая прописка типажей, с абсолютно внезапными новациями...
Когда я только услышал про ТЮЗовского Ревизора, то первой моей мыслью было, что Осипа безусловно сыграет именно Юрий Вьюшкин и я не ошибся. Его Осип не нашенский хитрован-раздолбай, это британский дворецкий на службе у разорившегося молодого баронета. Ну а сцена с тарелочкой под взятки, прямо футуристическая.
А судья Ляпкин-Тяпкин, Дмитрия Сидоренко, вот как-то чувствуется, что Гоголь бы одобрил. И внезапный фальцет Держиморды, приведший зал в восторг.
Инфернальная унтер-офицерская вдова Анны Старцевой, прямо призрак из Эдгара По (и кстати зрители потом не узнали в ней жандарма, что опять же плюс актрисе).
Ну а когда купцы оказались не каноническими бородачами в плисовых шароварах, а местечковыми торговцами в лапсердаках и с пейсами, а ля Жмеринка, это было просто супер.
Интересна трактовка Хлестакова. Он не тянул одеяло на себя, как приято в канонических постановках, он был как бы фоном, на котором разворачивалась действие, но при этом ярко сохранял фактор своего присутствия.
И наконец музыкальное решение... Вениамин Борисов филигранно привязал либретто к музыке, тот самый случай, когда спектакль играют музыкой, причем каждый музыкальный момент, подходит к своему сценическому эпизоду, как патрон в родную обойму. Это был непревзойденный фейерверк, кое кто из зрителей даже порывался подпевать.
Музыка переходящая от русских народных песен к французским шлягерам и минуя шлягеры советские, снова перерастающая в народные "Валенки-валенки", опять же переходящие в "Хава нагилу" и далее в "Прощайте скалистые горы" в исполнении чудеснейшего ансамбля имени Гоголя. Причем все актеры показывают высочайший уровень музыкальной культуры, мало что у всех хорошие голоса, так ведь вдобавок, все играют буквально на всем - гармошки, гитары, балалайки, дудки... это невозможно описать, этот надо видеть и слышать.
Очень качественно проработаны и выбраны декорации, их минимум, но они настолько синтетически применяются, что кажется, что ты в Малом театре, где декораций на Ревизоре, было как в голливудской Клеопатре. Одно массированное применение стола многого стоит, не говоря уже о мебельных роликах.
Отдельно хочу отметить скрытый символизм пронизывающий спектакль. Особенно интересен буквально по Станиславскому отыгранный скрипичный футляр в руках у Городничего. С первых минут появления Городничего и до конца спектакля было не ясно, что это означает, но, когда оттуда высыпались опилки, а у жандарма в руках оказалась пила, осколки смысловой мозаики срослись.
И еще одна интересная, но далеко не последняя деталь...
В зале было много школьников. И они смотрели спектакль не отрываясь, причем вели себя очень достойно, не было постороннего шума и обычного школьного баловства. И это очень важный штрих! Детям было интересно, а ведь дети, это самый строгий зритель. И это еще одно важное подтверждение того, что спектакль удался.
P.S. Когда Городничий (Дмитрий Чукин) давал свою финальную трагическую сцену, одна девочка даже прослезилась. Так что еще раз браво таланту актеров.
P.P.S. По моим наблюдениям, судя по реакции на канонические моменты пьесы, для большинства школьников, это было увы первое знакомство с "Ревизором". Припомнился кстати случай на "Анне Карениной" на спектакле для старшеклассников. Когда Анна трагично сказала - "Я беременна!"... Зал ахнул