Во время войны, среди трофейных лент, попалось много вестернов, они были в ходу у немцев, потому что Гитлеру они нравились, и он их периодически смотрел в личном кинозале, а Геббельсу было дано указание трактовать их как фильмы, о борьбе коренного индейского арийского народа, против американо-еврейской плутократии.
У Лучшего друга Советских кинематографистов тоже был личный кинозал, и он среди трофейных фильмов, та же отметил вестерны. Но как то после просмотра, он сказал задумчиво, вроде бы ни к кому не обращаясь: "Неужели советские кинематографисты, не могут снимать подобные фильмы ?".
В зале присутствовали минимум два человека, которые прияли это замечание к сведению... Лаврентий Палыч, бдительно сверкнувший пенсне и министр Кино Большаков, покрывшийся холодным потом. Союз кинематографистов СССР еще не было, такое допущение творческих свобод Дядюшка Джо посчитал лишним, особенно после того как осознал в какой гадючник превратился Союз Писателей, так что, что бы киношникам было легче ходить строем, их объединили под эгидой Министерства Кинематографии.
Большаков вызвал к себе главных по маститости режиссеров и задал главный вопрос - Кто ?
Маститые естественно замялись, так как понимали, что для съемок вестерна, помимо правильного понимания линии Партии, нужен еще и определенный талант. И вообще непонятно, на каком материале снимать фильм, на американском или еще каком. В СССР ведь нету ковбоев, а только пастухи и тут ниша была занята Пырьевым и Александровым, вкупе с Утесовым и Зельдиным. Тут кто-то вспомнил про режиссера Константина Юдина, который снял три успешных картины подряд (Сердца четырех, Близнецы, Девушка с характером (19.4 млн. + 20 млн. + 3,1 млн. зрителей), чего ему не простили и завистливо отжали от Большого кино. Как лицемерно сказал кто-то из маститых: "Про велосипедисток и шоферов с танкистами снимал, значит и про ковбоев снимет". И фильм поручили ему.
Но тут удачно сработали сценаристы, Михаил Вольпин и Николай Эрдман. Они смешали производственный и военный сюжеты, посадили всех колхозников, немцев и шпионов на коней и получился Советский вестерн. Причем фильм настолько хорош, что его с удовольствием смотрят уже почти семьдесят лет, а в советском прокате его посмотрели аж 41.2 миллиона зрителей. Дядюшка Джо проворчал в усы, что вестерна всё-таки не получилось, но фильм оценил и дал съемочному коллективу Сталинскую премию II степени (по 50 тыс. руб. на брата, а поллитровка Столичной стоила тогда 30 рублей 80 копеек, а простой сорокоградусной и вовсе 25 целковых).
А теперь о самом фильме. Ну, во-первых, актерский состав...
Безусловно блеснул в главной роли Сергей Гурзо, уже известный своим Сергеем Тюлениным в "Молодой гвардии".
Шикарнейший немецкий шпион Белецкий Олега Солюса (он потом в "Заставе в горах" сыграл не менее фактурного ЦРУшника Бена Стенли). Правда подкачали костюмеры. Всетаки фуражка Вермахта к мундиру СС не подходит, ну хоть петлицы штурмбаннфюрера уставные.
Два комических фашиста в исполнении великолепного Ростислава Плятта и бесподобного Григория Шпигеля.
Великий Алексей Грибов и Николай Мордвинов (в котором сразу и не узнать Котовского).
И разошедшаяся на цитаты фраза трусливого немецкого десантника - "Их бин кавалерист" плюс, ставший на какое-то время бичом для школьных коридоров и дворов, крик ослицы самозабвенно имитируемый школьниками.
Добавлю еще, что конные трюки в фильме, ставила цирковая труппа знаменитых артистов Кантемировых.
Ну и спасибо от историка, за настоящие немецкие танки PZ II и Pz III (хотя Ю-88 с салоном Дугласа, как то не того, но будем считать, что я этого не заметил).
В результате получился крепкий приключенческий фильм, для любых возрастных групп.