Меня всегда поражала, непредсказуемая внезапность советской цензуры. Нет, я понимаю что запрет фильма, как правило обуславливается, либо тупым сусловским начетничеством, либо боязнью недалекого чиновника абсолютно не разбирающегося в искусстве, за сохранность начальственного кресла под своим афедроном. Но запреты некоторых фильмов, не укладываются, ни в какую логику, например фильм "Скверный анекдот", Александр Алова и Владимира Наумова, который пролежал на полке 20 лет...
Режиссеры взяли одноименный сатирический гротеск Федора Михайловича Достоевского, и талантливо перенесли на экран. Тут конечно орудием главного калибра, был Великий Евгений Евстигнееев.
Сюжет, кто не помнит был следующим...
Возвращаясь из гостей подшофе и припозднившись, штатский генерал (действительный статский советник) Пралинский, забрел в район где жил один из его подчинённых, с простой фамилией Пселдонимов, и решил оказать оному честь своим визитом. Ну эффект явления маршала Берии, в провинциальное отделение милиции, имел бы меньший эффект, нежели визит генерала на простую свадьбу. Два гениальных акцента выделенными авторами, меня просто восхитили. Сначала генерал представил себе некий светский салон, жених и мужчины во фраках, девушки в бальных белых платьях, и даже присутствует племянник Его Высочества. И тут обрушение стереотипов, сначала в обшарпанных сенях, где модный штиблет генерала попадает в тазике с холодцом, а потом простое мещанское застолье простолюдинов.
Пралинский, получив когнитивный диссонанс, упивается дешевой водкой и впадает в неадекват. В результате несчастного Пселдонимова увольняют.
Тот есть, абсолютно политически правильное полотно, обличающее царских чиновников, и без малейшей тени антисоветчины.
И этот вельми неплохой фильм, попал на экраны, только двадцать лет спустя.
Я смог найти две причины этого... Либо это просто зависть чиновников от культуры к Мастерам, либо жалкая боязнь того, что кто-нибудь найдет параллели, между царскими и советскими чинушами. Вот где то вот так.