В 1971 году Эльдар Рязанов и примкнувший к нему Эмиль Брагинский, написали прелестную пастораль из жизни совслужащих - пьесу "Сослуживцы".
Второй фильм снятый по этому сюжету, я думаю смотрели все (первый был телевизионный и малоизвестен). И что меня восхитило в фильме, это скрытая сатира на Советскую действительность, которую не заметили Сусловско-Лапинские альгвазилы, (так же как они не заметили ее в знаменитом романе Джона Уиндема "День Триффидов"). Рязанов четко показал, что Советская власть, возглавляемая некогда Орденом коммунистов-меченосцев выродилась, в аморфную систему под руководством застывшего болота партийной бюрократии. Ну посудите сами...
Вспомним старые фильмы на производственную тематику: Производственный энтузиазм, патриотизм, борьба хорошего с прекрасным, а что мы видим тут... Серьезная Госконтора, Госкомстат, от которого зависит претворение в жизнь планов Пятилетки (Как сказал Прокофий Людмилович - пока вы в туалете покупаете колготки, в стране не хватает зубной пасты и карандашей). Так вот Московская Госконтора, а у служащих ни советского патриотизма, ни особого усердия в работе, простые мещане, а не борцы за счастье трудового народа и во всей конторе только один Советский человек - Калугина, да и то она работает последние месяцы, до тех пор, пока не закончится ремонт в кабинете ее зама Самохвалова. Ведь понятно, что Самохвалов блатной "парашютист", простите, но в те времена командировка на два года в Швейцарию, это удел мажоров и зятьков больших чинуш, это вам не по Африке с автоматом на халяву бегать. Совершенно ясно, что Самохвалова прислали на место Калугиной. И скорее всего ей, дабы освободить место, пришьют по партийной линии аморалку или семейственность, были, знаете ли, примеры (Кстати секретарша вполне впишется в приемной нового шефа, тем более что жена Самохвалова, ее явно одобрит). И еще раз повторю мое подспудное резюме фильма: Если убрать грустную лирику Рязанова, вывод будет следующий - тогдашняя Госсистема прогнила идеологически и изжила себя, (иначе бы она не рухнула в 1991 году). Такая вот киноведческо-социальная конспирология.
Р.S. А фильм прекрасный
P.P.S. Я очень уважаю Алису Бруновну, и знаю что эта прекрасная актриса, может блестяще сыграть любую роль, от официантки в Цирке, до королевы Анны Австрийской, но в этом фильме на мой взгляд роль не совсем ее. В первой экранизации это пьесы, Алина Покровская смотрелась в этой роли удачнее.