Юрий Карлович Олеша. Трагический Руже де Лиль Русской литературы двадцатых годов. Он написал главную книгу своей жизни, а потом его убили... убили зависть и равнодушие окружающих. "Три толстяка", простая и одновременно сложная история, траги-романтический революционный ноктюрн. Эту вещь долгое время опасались ставить или ставили с купюрами. Ведь одной из фабул романа, была ненависть Народа к любой несправедливой власти. "Гвардейцы они тоже из народа, а значит они сами народ". Именно этой фразы боялись чиновники долгие годы. И в том, что гвардейцы крича про жирных бездельников и их волченка, растерзали штыками Куклу Суок, чинуши "жиреющие на Марксе"*, видели не переход армии на сторону революционных масс, а то что Красная Армия их самих может поднять на штыки.(Кстати, фамилии обеих жен Олеши, и гражданской и официальной были Суок) Существует мнение, что на сегодняшний день эта вещь не актуальна... Не знаю. Помоему при должном грамотном прочтении, Олеша всегда будет звучать, и именно такое данное прочтение было сделано в постановке Московского театра кукол "Жар-птица". Версия лауреата "Золотой маски" режиссера Виктора Никоненко, получилась на мой взгляд вельми удачной и интересной работой. Что поражает первым делом, так это буквально Мейерхольдовская многослойность сценического действа. От количества аватар персонажей, буквально разбегаются глаза (в хорошем смысле естественно)... Тут и сами актеры, и всевозможные верховые, низовые и срединные куклы, и даже Театр теней, плюс куклы-силуэты солдатиков. Все это уплотняет время и добавляет динамики в действие. И еще бесконечное количество интересных решений... Во первых некий флер Гражданской войны, в частности Август - Вертинский с патефоном, и белогвардейские фуражки гвардейцев. Позабавила трансформация метл в ружья (типа опричники). Шикарное представление Трех толстяков одной куклой Очаровательная Ана Осадчая в роли гвардейского капитана графа Бонавентуры. Символичекая клетка Просперо и многое другое... Отдельной строкой хочется выделить тапера-человека-оркестра Ивана Дыму. Звуки его фортепьяно буквально обволакивали действо на сцене. Из актеров труппы никого не хочу выделять, ибо всесь конгломерат и кукловодов, и актеров авансцены, работал как одно целое и на высоком уровне. Органичность восприятия роли и талантливая передача свого образа зрителю. Иначе просто не скажешь. Ну и прекрасным финалом, был выход на сцену Героев Русских Сказок. Некая символичная эстафета веков. В заключение могу сказать только одно: Браво Жар-Птица!
* Мне хочется вызвать тех,
Что на Марксе жиреют, как янки.
Мы посмотрим их храбрость и смех,
Когда двинутся наши танки.