В 1930 гду, на экраны вышла комедия Якова Протазанова, "Праздник святого Иоргена" (сюжет был навеян повестью датского писателя Харальда Бергстедта "Фабрика святых". Фильм был определен, как антиклерикальный, с разоблачениями ряда родимых пятен капитализма, обличением буржуазной морали, и большой сатирой на "Торговцев опиумом для народа"...
Но вот со зрительской реакцией получилась небольшая накладка...
В ОГПУ Вячеслава Менжинского, были неплохие специалисты-аналитики по изучению общественного мнения, (это потом при самозачистках НКВД, при ступенчатом переходе руководства к Ягоде, Ежову и Берии, спецов очень хорошо проредили ВМСЗ и лагерной пылью).
Так вот, аналитики доложили руководству, что антирелигиозный эффект фильма был никакой, а эпические массовки при явлении Иоргена народу, вызывали буквально положительные эмоции, (их феерическую канву так монументально поставили художники А.А. Арапов, В.В. Баллюзек, и С.В. Козловский, что ялтинцы, потом не узнавали на экране родного города). Причем та часть массовки, которая была набрана из местных пейзан, ментально воспринимала литургию Йоргена всерьез, это было буквально написано на их лицах.
Дело тут было в ряде имен в титрах...
Жулика Коркиса, выдавшего себя за святого Иоргена, играл Великий Анатолий Кторов, актер блестящего обаяния и огромной харизмы. Даже играя отрицательных персонажей, Кторов вызывал симпатию публики, положительных эмоций добавлял и Шульц, Игоря Ильинского. И конечно, участие Ильфа и Петрова в написании текстов, добавило флер юмора.
Кстати тандем писателей, упоминая в "Золотом теленке" о том что эпоха немого кино кончилась, а звуковое еще не началось, имели ввиду именно этот фильм. Так что антиклерикальная сатира блестящих персонажей Фильм снимался как чисто немой, но потом в него добавили озвученные фрагменты.
Ну и конечно нельзя, не упомянуть очаровательную Марию Стрелкову. Она сыграла помимо Олеандры еще двух Елен в Веселых ребятах и Детях капитана Гранта, и навсегда осталась Звездой экрана, которой мы восхищаемся до сих пор. Как и этим прекрасным фильмом.
И вот еще... у датчанина в этой повести был шикарнейший хеппи-энд... Микаэль Коркис и Олеандра полюбили друг друга, купили старинный замок где князь Микаэль Коркис Фалькенберг граф фон Темпельхейм и его жена Олеандра, прожили долгую и счастливую жизнь.