William Sydney Porter известный также как О. Генри, или...
Победа разума над сарсапариллой.
Мне жаль, что О. Генри сейчас несколько подзабыт, а ведь грустно все это. Блестящий юморист, психолог и социолог в одном флаконе, он свою Галлактику с сонмом Миров. Конечно в глазах потенциальных читателей, карму ему, несколько подпортили наши абсолютно бездарные экранизации (кроме Деловых людей естественно), Трест, Который Лопнул (1982) и Короли и Капуста (1979), взяли прекрасных актеров, чудесных композиторов и получился разноцветный режиссерский пшик. О Генри в этих фильмах, я не увидел. (это ИМХО разумеется).
Но вернемся к Литературной Галлактике О Генри...
1. Ну, в первых, это, безусловно, Ковбойская планета, населенная, когда простоватыми, а когда и жестокими ковбоями, с чертами неизменного благородства у многих. Яркие персонажи, интересные психотипы. И все это в канве жизненной философии.
Все это в первую очередь сборники: Сердце Запада (Heart of the West) и Коловращение (Whirligigs).
Только рассказ "Формальная ошибка" (A Technical Error) тянет на полноценный бразильский сериал. Одна финальная фраза чего стоит: - "Есть правило, что нельзя убивать мужчину в присутствии женщины. Но, черт побери, нигде не сказано, что нельзя убить женщину в присутствии мужчины!" -
Ярчайший образчик некой ковбойской философии.
2. Планета Ньюйорк (собирательный термин), по яркости сюжетов, сравнимая, пожалуй, с планетой Зощенко. Фарс, трагедия и комедия кипят там водном котле.
Это естественно сборники "Четыре миллиона" (The four million) и "Горящий светильник (The Trimmed Lamp).
Запоминается буквально режущий по сердцу рассказ "Последний лист", где старый художник выступил Демиургом и ценой своей жизни, спас больную девушку. Чудесная Рождествнская история о небогатых влюбленных "Дары волхвов" (The Gift of the Magi) . И абсолютно социально-революционный : "Неоконченный рассказ" ( An Unfinished Story). Там очень энергетически мощная финальная сцена: "... мне снилось, что я стою недалеко от кучки ангелов зажиточного вида, и полисмен взял меня за крыло и спросил, не из их ли я компании.
- А кто они? - спросил я.
- Ну, как же, - сказал он, - это люди, которые нанимали на работу девушек и платили им пять или шесть долларов в неделю. Вы из их шайки?
- Нет, ваше бессмертство, - ответил я. - Я всего-навсего поджёг приют для сирот и убил слепого, чтобы воспользоваться его медяками".
3. Задорная планета Эдди Таккерса и Джефа Питерсаа, очень странный сплав, доброй, но всеуничтожающей сатиры и самоиронии.
Это в первую очередь сборнике "Благородный жулик" (The Gentle Grafter), и рассказы: "Купидон порционно" ("Купидон a la carte") из сборника "Сердце Запада" (1907) и рассказ "Младенцы в джунглях" из сборника "Деловые люди" (1910).
Мне там очень нравится рассказ "Джефф Питерс, как персональный магнит" (Jeff Peters as a Personal Magnet), а именно, как изящно-ритмично там проведено легкое гэг-буриме между доктором Воф-Ху и мистером Бидлом.
- Не Фидл, а Бидл -; - доктор Хоа-Хо -; - доктор Пу-Пу-; - Мистер Тидл-; - Мистер Ридл -;
Или чудесные фразы, как то:
- "Позвольте посмотреть вашу печень, то есть язык" -
- "Хромые начинают говорить, а слепые ходить, как только я сделаю пассы"-
Ну и безусловно: -" Победа разума над сарсапариллой" -
4. Планетная Система Королей и Капусты, где только название с эпиграфом тянет на литературно-философское произведение.
Не сочтите право за конспирологию, но О Генри тут выступил ка футуролог (впрочем это характерно для больших писателей).
Тут выдан четкий рецепт Оранжевой революции в стране Третьего мира.
И очаровательные юмористические мини-сюжеты О Генри. Чего только стоит операция по принуждению босоногого населения к закупке обуви. Хотя мне мнится, что корни этой истории уходят в прошлую жизнь писателя и он немного мстит с помощью своего пера, неким реальным персонам (такое присуще некоторым моим коллегам), ибо, ну уж очень ярко и предметно описаны тут: Красивая глупышка невеста, самодовольный дебил ее папаша и нагло-тупой жених-конкурент.
5. Ну и конечно скопище астероидов Одноэтажной Америки, проходящее через многие сборники, с яркими персонажами, сравнимыми с Чеховскими. Причем трагедия и комедия присутствуют там рядом, иногда совмещаясь, что впрочем характерно для О Генри.
Так что вот такие несколько слов о Великом Уильям Сидни Портере О Генри.
P.S.Буду очень рад, если кто-нибудь, под влиянием моего очерка перечитает что-нибудь из О Генри. Ну а неофитам, буду рад безмерно. Люблю открывать для читателей новые книги (пусть даже и не мои).