Чекмарев Владимир Альбертович : другие произведения.

Пилаты и Демиург

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Кое что о Кино

 []
  
  
  
  
   В 1989 году, на ЦТ вышел спектакль по пьесе Юлиу Эдлиса - "Тройка". Действие происходит в 1937-ом году в кулуарах, так называемой "Особой тройки", в данном случае областной. В такую тройку входили, как правило: руководитель управления НКВД СССР по области, секретарь обкома ВКП(б) и областной прокурор. Тогда, когда "Огоньковская" пропаганда, уже достаточно полно завладела вниманием общества и казалось порой, что включи утюг и даже он о Сталине заговорит, спектакль прошел не замеченным, но, по-моему, зря.
  
   В одну из ночей, Большого террора, в здании управления НКВД, за столом три старых друга и соратника по Гражданской, по совместительству Члены Тройки, подписывают расстрельные приговоры, и они по воле Судьбы, они среди прочих, разбирают дело своего старого боевого товарища. Сюжет в принципе достаточно простой, но глубокая подача ситуации режиссером Борисом Морозовым, делает его достаточно философским, но на фоне общей напряжённости.
  
   В пьесе всего пять героев:
  
  Начальник Облуправления НКВД, комиссар ГБ третьего ранга Лобанов
  Областной прокурор - Бобров
  Секретарь обкома - Сударев
  
  (Тройку играли великолепные Юрий Соломин, Юрий Каюров и Вячеслав Езепов).
  
   И два, казалось бы, второстепенных персонажа, Секретарь суда, лейтенант НКВД (Александр Ермаков), и некий капитан НКВД (Александр Михайлушкин).
  
   Именно, казалось бы, второстепенных.
  
   Когда в процессе судилища, на столе оказывается дело, их старого боевого друга начинаются споры и метания. Потоком идут воспоминания о боевом прошлом, порой достаточно неприглядные и кровавые. И оказывается члены Тройки, по поступкам своим, ничем не отличаются от подсудимого. Дело доходит даже до самоотводов, что конечно по тем временам, мало реально. И всплывет еще очень интересный момент...
   Участники Тройки, уже давно, кто больше, кто меньше, уверенны, что не переживут они Большой террор. Они понимают, что в новом Партийном строительстве, для них, ветеранов революции, места нет. И от них требуется больше участие в круговой поруке, нежели исполнение Закона. A la " 'A l'exemple de Saturne, la révolution dévore ses enfants' *. Но они все равно продолжают штамповать приговоры.
  
   И тут в ходе обсуждения оказывается, что их бывший соратник на следствии, ни в чем не сознался и друзья начинают сомневаться в его виновности, хотя этого, ну никак нельзя им по должности.
   И вот тут срабатывает некий сюжетный ход Автора, который очень хорошо показал режиссер... в действии присутствует демиург.
   Еще в начала пьесы, лейтенант говорит о некоей пометке в деле, но от него отмахиваются, и позднее он буквально тыкает своего начальника носом в эту пометку. А пометка то, означает, что подсудимого уже нет в живых. То ли забили до смерти, то ли покончил с собой. Конкретнее знать не положено даже Тройке. И в финале, Тройка подвисает над своим решением. Перо уже обмакнуто в чернильницу, но подписей пока нет.
  
   И хочу добавить свое мнение, на счет действительно главного героя...
  
   У серьезных Авторов, как правило есть немного не стандартный подход к своим героям. Например, Дмитрий Горин, в свое время, буквально поразил меня словами о том, что в его "Тиле", главный герой не Тиль, а Рыбник.
   И тут, вроде бы почти незаметный персонаж, тот самый некий капитан НКВД, всего два раза появившийся на сцене в поисках водки и бухгалтерии... Но это был "Исполнитель приговоров", Судьба и Меч в одном флаконе. Кровавая секира революции, от которого падут все участники действа, которые дышали с ним одним воздухом. Тот, кто ставит точку. И кстати гениальный ход режиссера в поведенческом акценте Тройки. Капитана побаивается даже грозный Комиссар ГБ, видно по его изменившемося тону. И рассеянный взглад капитана на окружающихю,взгляд Топора палача, на будущих своих жертв. И еще мне понравился токкий юмор Морозова в том, что он взял на роль чекиста именно Каюрова, игравшего перед этим Ленина.
  
  *Революция пожирает своих детей - Слова, сказанные перед казнью знаменитым деятелем Великой французской революции Жоржем Жаком Дантоном (1759- 1794). В оригинале "По примеру Сатурна, революция пожирает своих детей" ("A l"exemple de Saturne, la révolution dévore ses enfants").
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"