Скажу сразу, у меня к Шукшину сложное отношение. С одной стороны я очень его уважаю как солидный и яркий сегмент нашей драматургии, кино и литературы... Но с другой стороны, мне как читателю несколько претят в его прозе, нотки картины художника Коровина "На Миру", я понимаю что писатель писал все это кровью сердца, но вот читать это мне было тяжело, но вернемся к фильму...
"Печки-лавочки", это, на мой взгляд, очаровательная сказка в стиле социального лубка, но с глубочайшим подтекстом. Блестящий срез социума, стилизованный сказочным флером, причем срез четырех горизонталей социумов... деревня, наука, дорога и криминал, горизонталей, которые пересеклись в одном купе и в одном сценарии. Но почему сказка спросите вы ? Но согласитесь, ведь есть тут элементы сказки. Например, сцена со студентами и профессором...
Студенты едут из экспедиции, и вместо того чтобы весело проводить время в купе с подружками и портвейном, бегают по поезду и ищут профессора. Если бы нормальные студенты узнали бы, что сними в одном поезде едет завкафедрой, то они бы не то что бы искали его, а наоборот стали бы шифроваться. Ну, или профессор, приглашающий к себе домой дорожного знакомого тракториста, таки это легкая фэнтзи.
Как главный фон фильма, шел конечно теплый народный юмор, и Шукшин тут блестяще, душой и сердцем, сыграл настоящего русского мужика, простоватого, но с хитрецой, доверчивого, но смекалистого. Как он в секунду просчитал ситуацию, когда понял, что вальяжный авиа-жд конструктор, попросту поездной вор, и моментально принял меры к ликвидации улик. На мой взгляд, главная фабула фильма заключается в монологах Ивана Расторгуева, и его диалогах с попутчиками, тут звучит та самая народная мудрость, которая уже тысячу лет помогает выжить России. И конечно никто кроме Георгия Буркова, не смог бы так ярко воплотить образ "Ползуна" (поездного вора). Я считаю, что без Буркова фильм был бы совсем другим и уж безусловно менее притягательным (нервы дзиннь, а вот сейчас мы были в воздухе, ох уж эта интеллигенция, наберут всякой дряни).
Так что назовем этот фильм Философской сказкой, в чем-то объединяющей два других киношедевра Шукшина, "Калина красная" и "Живет такой парень".