Помню ввиду супер-пиара Олимпиады в Сочи, вспомнилась мне тогда пьеса Александра Галина "Звезды на утреннем небе", я её смотрел в восьмидесятых, то ли в Гоголя, то ли в Пушкина, то ли на Малой Бронной, но точно не в Малом. Спектакль показался мне пронзительно трагическим, но так сказать со светлой слезой. Потом то его много раз и много где ставили, и тема андерграунда Советского социума, была распахана и перепахана на сцене, но эта постановка была одной из первых тогдашних театральных ласточек.
А теперь у сюжету... Время действия - 1980 год, В Москве перед самыми скандальными на то время Олимпийскими играми проводится зачистка. Бомжи, проститутки, алкоголики, диссидентами, хулиганы, экстренно выселяются на 101 километр.
В подмосковном грязном бараке образовался микрокосм людей вне социума. Проститутки - Лора и Клара, пьянчужка Анна и непонятная девушка Мария. А рядом с бараком проходит шоссе, по которому вот-вот должен проследовать кортеж с олимпийским огнем. И все их беседы невольно касаются Олимпийской темы. Они ссорятся и мирятся, рассказывают друг другу истории своей жизни. Они как могут мечтают. О большой и чистой любви, высшем образовании, даже о карьере воздушной гимнастки в цирке.
Постоянный эпатаж героинь, как бы подчеркивает их социальную нишу, но тем не менее их благосклонности пытаются добиться и милиционеры и что характерно диссиденты. И постоянно на сцене идут поиски смысла жизни, с периодической фигой в кармане против Советской власти.
Но с моей точки зрения, главный эпизод спектакля в его финале. Когда по шоссе мимо бараков повезли Олимпийский огонь, все - и проститутки, и бомжи, и диссиденты, стали кричать ура и вообще выражать восторг выкриками пожеланий победы нашим спортсменам, то есть маргиналы были искренними патриотами страны, считавшей и сделавшей их людьми третьего сорта, а от радостного кортежа их цинично-равнодушно отжимала цепь милиционеров. Как то вспомнилась цитата Ильфа-Петрова: "Настоящая жизнь пролетела мимо, гудя клаксонами и сверкая лаковыми крыльями"
Только вот сомнение взяло, какая жизнь более настоящая,по ту или по эту сторону милицейской цепи.
Интересно бы этот спектакль прозвучал сегодня, но естественно с серьезной режиссерской правкой, а может и без неё