Есть спектакли которые я называю вечными и это в полной мере относится к спектаклю театра Вахтангова "Мещанин во дворянстве" 1969 года.
Существует ложное мнение о том, что Мольера просто играть, ибо он велик. А вот и нет, ибо именно потому, что Мольер велик, его сложно играть правильно. Эта пьеса кстати, имела не легкую судьбу. Король Людовик XIV заказал Мольеру "смешной турецкий балет", дабы посмеяться над турками, которые его обидели и даже промистифицировали. И Мольер, будучи фрондером по своей сути и всегда своими блестящими гротесками, жалящий дворянство и духовенство, имея тут поддержку короля, разошелся от всей души. А дворянство и духовенство объявили пьесе войну, почувствовав тонкую издевку Мольера над основами тогдашнего общества.
Увы, нам жителям ХХ века, не всегда были ясны старинные остроумности Мольера, но тут на радость Московским зрителям, за дело взялся режиссер Владимир Шлезингера, и вельми в этом преуспел. В театре Вахтангова всегда витает дух Меерхольда и Турандотовщины, и чувствовался он и в этой постановке.
Милые Вахтанговские мини-геги, все эти "как-рака-мушен" или "а я себе вырву тоже самое", бесили отдел культуры ЦК, и периодически запрещались, но Вахтанговцы упрямо возвращались к своей редакции.
И конечно, сверкала блистательным фейерверком талантов, чудесная игра Вахтанговского созвездия во главе с Великим Этушем. Рассказывать об этом спектакле невозможно, его надо смотреть и хорошо, что сохранились записи, чиновная мразь от культуры, не смыла этот спектакль, как некогда "Голого короля", великого Евстигнееева).
И с 1969 года, то есть уже почти пол века, Мольер по Вахтанговски, снова и снова радует зрителей.
Действующие лица и исполнители:
Господин Журден, Владимир Этуш
Госпожа Журден, Елена Измайлова
Люсьль, их дочь, Валентина Малявина
Клеонт, влюбленный в Люсиль, Владимир Коваль
Доримена, маркиза, Элеонора Шашкова
Дорант, граф, Владимир Осенев
Николь, служанка Журдена Нина Русланова (так же как и Мольер,Шлезингер отобрал на эту роль актрису, за заразительный смех)